А с чего ты взял, что наше вековечное отставание от Запада продолжает сокращаться? Когда теперь ждать догона и перегона Америки? Это если только Китаю теперь дано... Сокращался разрыв от 1920-х до Хрущёва, ну, может, раннего Брежнева и в 1960-е действительно достиг исторического минимума. Дальше рост ВВП Союза всё более буксовал на фоне ведущих стран мира, а при Горбачёве с Ельциным просто полетели кубарем в пропасть. И если что-то в начале XXI века отыграли, так мир за это время ушёл далеко вперёд и продолжил уходить, когда Россия снова начала спотыкаться.
"Мир ушёл вперёд" за счёт Азии и общего технологического прогресса (сотовая связь, интернет - самые заметные проявления). В "золотом миллиарде" в последние 30 лет опережающими темпами развивались отдельные страны типа Ирландии, а у многих своя стагнация или очень неспешный рост. К тому же уровень жизни может меняться не только по показателю доходов: да, экономика России буксует на месте уже 10 лет, с работой и зарплатой хуже, чем было в 2013-м, но практически по всем остальным параметрам, кроме может политических свобод и общественного транспорта, жить здесь за это время стало комфортнее.
1. Не вижу в той статье ничего, чтобы противоречило моему тезису (не говоря уж о её очевидной ангажированности). Опережающий рост - у стран Азии, поступательное развитие у США, стагнация в ЕС и Японии, многих странах среднего уровня (Турция, большая часть Латинской Америки). 2. Да, с наукой беда, и определённо даже хуже, чем при царе. Но по социальной обстановке, о которой в данном случае речь, есть же много численных показателей - смертность от разных причин, средняя продолжительность жизни и т.д. По большинству из них стабильное улучшение все эти годы. Не знаю, нужен ли здесь мой личный опыт, но он не противоречит статистике. Сейчас отставание от "золотого миллиарда" больше, чем было в 1970-е, но меньше, чем было 10 лет назад.
1. Ну, от ЕС там одна Германия, и она медленно, но растёт. А вот пиндосы вполне галопируют, несмотря на уже достигнутую высоту, разве что китайцам угнаться, и то долго. 2. А что было 10 лет назад? Кризис-шмизис что ли?
Согласен с Вами. Разрыв в ВВП ППП, технологиях и уровне жизни стремительно сокращается между Азией и Европой. Но вот тропическая Африка все больше отстает.
Насчёт всяких социальных штук вроде того, что формирует ИРЧП - могу осторожно согласиться, что при Путине улучшение стабильное, кроме разве что продолжающегося наступления религии на научную картину мира. Если есть статистика, что с 2010 года на улицах стали меньше стрелять, а в посёлках - бухать, зато рождаемость вверх - готов поверить, такие вещи хорошо коррелируют а) с усилением государственной машины, б) с ощущением осмысленности жизни и уверенностью в завтрашнем дне, хотя бы и пропагадистской
( ... )
Насчёт Японии - это, конечно, Anecdotal evidence, но стагнация там видна невооружённым глазом по состоянию инфраструктуры. Да, все работает, но при этом даже в самых "престижных" местах (станции Синкансена, токийское метро) нередко видны такие детали, как шелушащаяся краска и даже потеки ржавчины! Да и в городах много обшарпанности, особенно в провинции (но при этом чисто, т. е. у здания может быть облезлый фасад, но мусора вокруг все равно не будет).
НОТ часто сильно устаревший, 30-40-50-летние трамваи - норм, автобусам по виду лет 20.
Так вот о том и разговор, что если не работать в России и не вести здесь бизнес, то внешних признаков стагнации не так уж и много. Явную деградацию я вижу только в наземном пассажирском транспорте (отменяются маршруты поездов и автобусов, закрываются автовокзалы, цены растут опережающим темпом; в городах ликвидируются трамвайные и троллейбусные системы, автобусы заменяются маршрутками). В остальном за 10 лет стагнации лично я вижу, что: - стало гораздо безопаснее в плане уличной преступности и неправомерных действий полиции. - стало проще с базовой бюрократией (получить загранпаспорт, оформить льготу и т.д.). - выросло среднее качество коммерческой сферы услуг, при сохранении той же доступности. - стали лучше дороги - основная проблема уже не качество асфальта, а число полос. - выросла культура вождения. - стал доступнее авиатранспорт. и т.д. Зарплаты и рабочие места, говорят, не растут, но мне судить сложно. Мои доходы за это время выросли, может поэтому мне проще смотреть на положительные аспекты быта.
Я могу судить только по Калининграду, где я побывал в 2017 году после 15-летнего перерыва (потом ещё приезжал в 2018). Готов согласиться по всем пунктам, с той ремаркой, что той референтный период оказался больше "десятилетия стагнации", зацепив пять лет "десятилетия нефтедолларового бума".
Начну с плохого
Не понравилось
Общественный транспорт: все очень плохо. Трамвай практически убит. В основном ОТ отдан на откуп частникам. Единые билеты? Тарифное меню? Расписания? Не слышали! Сдаётся мне, что по качеству ОТ Калининград и в России аутсайдер.
Даже электрички на море проигрывали конкуренцию частникам-автобусникам - но в последние годы их начали потихоньку реанимировать.
Архитектура и градостроительство. Очень много уродливого новостроя (ТРЦ, ЖК), застройка зелёных территрий. Впрочем, с точки зрения экономики это как раз свидетельство развития, проблема лежит в плоскости низкой архитектурной культуры.
Наследие. К сожалению, было утрачено и изуродовано немало немецких памятников.
А вот кстати менее очевидный вопрос - а что за аналогичное время изменилось в Бельгии? Много ли сфер, в которых жизнь стала принципиально лучше (с учётом того, что она и так замечательной была)?
Про городской ОТ у меня вообще есть гипотеза, что его эволюция связана с динамикой уровня жизни. то есть при достижении определённых показателей (в первую очередь, видимо, связанных с автомобилизацией) его начинают неистово истреблять, а при достижении определённых других, более высоких показателей - столь же неистово холить и лелеять. Потому что этап разрушения трамваев и троллейбусов, кажется, практически весь Западный мир проходил.
А пешеходные зоны, тематические музеи, инсталляции в самых разных местах и прочая "урбанина" - эти тренды у нас сейчас, кажется, в ногу с Европой. С музеями, на самом деле, интересно. За 10 лет определённо хуже стало с сохранностью городской среды (что закономерно при строительной активности), но определённо усилилось понимание ценности технических памятников.
Сокращался разрыв от 1920-х до Хрущёва, ну, может, раннего Брежнева и в 1960-е действительно достиг исторического минимума. Дальше рост ВВП Союза всё более буксовал на фоне ведущих стран мира, а при Горбачёве с Ельциным просто полетели кубарем в пропасть. И если что-то в начале XXI века отыграли, так мир за это время ушёл далеко вперёд и продолжил уходить, когда Россия снова начала спотыкаться.
Reply
Reply
Reply
2. Да, с наукой беда, и определённо даже хуже, чем при царе. Но по социальной обстановке, о которой в данном случае речь, есть же много численных показателей - смертность от разных причин, средняя продолжительность жизни и т.д. По большинству из них стабильное улучшение все эти годы.
Не знаю, нужен ли здесь мой личный опыт, но он не противоречит статистике. Сейчас отставание от "золотого миллиарда" больше, чем было в 1970-е, но меньше, чем было 10 лет назад.
Reply
2. А что было 10 лет назад? Кризис-шмизис что ли?
Reply
Reply
Reply
Reply
НОТ часто сильно устаревший, 30-40-50-летние трамваи - норм, автобусам по виду лет 20.
Reply
- стало гораздо безопаснее в плане уличной преступности и неправомерных действий полиции.
- стало проще с базовой бюрократией (получить загранпаспорт, оформить льготу и т.д.).
- выросло среднее качество коммерческой сферы услуг, при сохранении той же доступности.
- стали лучше дороги - основная проблема уже не качество асфальта, а число полос.
- выросла культура вождения.
- стал доступнее авиатранспорт.
и т.д.
Зарплаты и рабочие места, говорят, не растут, но мне судить сложно. Мои доходы за это время выросли, может поэтому мне проще смотреть на положительные аспекты быта.
Reply
Попытался обобщить из наблюдений из поездок на предмет у кого лучше-хуже стало.
https://kirill-moiseev.livejournal.com/191823.html
Reply
Начну с плохого
Не понравилось
Общественный транспорт: все очень плохо. Трамвай практически убит. В основном ОТ отдан на откуп частникам. Единые билеты? Тарифное меню? Расписания? Не слышали! Сдаётся мне, что по качеству ОТ Калининград и в России аутсайдер.
Даже электрички на море проигрывали конкуренцию частникам-автобусникам - но в последние годы их начали потихоньку реанимировать.
Архитектура и градостроительство. Очень много уродливого новостроя (ТРЦ, ЖК), застройка зелёных территрий. Впрочем, с точки зрения экономики это как раз свидетельство развития, проблема лежит в плоскости низкой архитектурной культуры.
Наследие. К сожалению, было утрачено и изуродовано немало немецких памятников.
ПонравилосьМузеи и культура. Появилось ( ... )
Reply
Reply
Reply
А пешеходные зоны, тематические музеи, инсталляции в самых разных местах и прочая "урбанина" - эти тренды у нас сейчас, кажется, в ногу с Европой.
С музеями, на самом деле, интересно. За 10 лет определённо хуже стало с сохранностью городской среды (что закономерно при строительной активности), но определённо усилилось понимание ценности технических памятников.
Reply
Reply
Leave a comment