Почему я остаюсь в Живом Журнале?

Aug 01, 2019 19:14

Некоторое время назад меня об этом спросила журналистка издания Peritto-Biritto, готовившего на эту тема материал. И так как я сам задаю себя этот вопрос постоянно, ответ не заставил себя долго ждать. Опубликую его, в несколько расширенном виде, и у себя в блоге.



Для начала, небольшое наблюдение. Когда я только-только пришёл в блогосферу нервным юнцом где-то в глубине "нулевых", типичный трэвел-пост в ЖЖ выглядел так: небольшая шапка текста и россыпь маленьких фотографий, снятых на телефон и часто даже не снабжённых отдельными подписями. Примерно так же, - небольшая шапка текста и альбом мелких фото, снятых на телефон и чаще всего не снабжённых подписями, - в последние годы выглядит типичный пост из путешествия в фейсбуке, вконтакте, инстаграмме или яндекс-дзене.

Упадок Живого Журнала для меня уже давно очевиден. Моя френд-лента почти пуста - из авторов, на которых я когда-то подписался, бросили это дело гораздо больше половины, и особенно - те, кто действительно старался в работе над своими постами. С некоторыми мы по-прежнему дружим в реале или в других соцсетях, иногда они даже продолжают комментировать мой блог, другие же из поля зрения исчезли бесследно. Новые авторы, на которых мне хотелось бы подписаться, на их место не приходят, а в сообществах, на которые я подписан, почти не возникает новых лиц. Да и сами сообщества, за исключением самых крупных типа russiantowns, замолкли. В последнее время для меня сделалось фоновым ощущение "если ты сидишь в ЖЖ - значит, прошло твоё время". Но несмотря на это, я действительно не хочу менять основную блог-платформу. И тому есть несколько причин...

1. Сугубо техническая: интерфейс ЖЖ объективно наиболее удобен для написания лонгридов из десятков фото, перемежающихся объёмным текстом. Подробный вдумчивый пост для неспешного чтения с большого экрана - это то, для чего ЖЖ по сей день подходит лучше любой другой соцсети. В ЖЖ времён его расцвета, где-то в 2011-13 годах, этот формат достиг совершенства. Более того, здешние посты хорошо индексируются поисковыми системами, у них короткие постоянные ссылки, с помощью которых удобно каталогизировать свой контент, а как результат - пост в Живом Журнале может быть востребован и через 10 лет после того, как был написан.

-1. Однако времена изменились, и сам формат неспешного чтения с большого экрана - анахронизм. Отсутствие мобильной версии здорово осложняет пользование ЖЖ "на ходу" - если френд-ленту ВК и ФБ я просматриваю, например, в метро, то ЖЖ открывать там не буду просто чтобы не посадить телефон раньше времени. Рекламодателям материалы, которые будут на них понемногу работать годами, интересны гораздо менее, чем разовый всплеск посещаемости. Да и молодёжь эры гаджетов, привыкшая к переизбытку информации, не стремится хранить контент долго, как мы не стремимя запасать соль и спички, - как недавно очень кстати заметил griphon.

2. Более неоднозначная. "Русский ЖЖ" 2000-х годов всё-таки был культурным феноменом, как русский рок, шестидесятничество или поэзия символизма. Он начинался именно как андерграунд, пристанище людей, нашедших оригинальный способ высказывания для своих уникальных мыслей. Тот ЖЖ был в первую очередь средой, самобытной и самодостаточной, и именно накопленный этой средой потенциал дал в 2009-10 годах первый импульс массовой моде на блоггерство - если помните, тогдашний президент Медведев свой первый блог завёл отнюдь не Твиттере. Более того, в те годы блогосфера, ядром которой был ЖЖ, занималась не обсасыванием новостей, а их производством - блоггер шёл на шаг впереди профессионального журналиста, равно как трэвел-блоггер - на шаг впереди туроператора. Даже в наше время не обязательно быть практикующим ЖЖистом, чтобы знать, кто такие Илья Варламов, Борис Рожин или Маша Эволюция. Их можно ненавидеть и презирать, можно считать дешёвкой и провокаторами, но не знать о них вообще - уже куда как сложнее. Современные блог-платформы, несмотря на совершенно другие цифры посещаемости и доходы авторов, не дали таких имён. И эта причастность к культурному феномену для меня по-прежнему важна.

3. Как ни банально, свобода. Свойство современных соцсетей, кроме разве что Вконтакта - тотальная диктатура модераторов. Борьба с разжиганием ненависти, порнографией, плагиатом - само по себе дело правильное, вот только слишком уж часто она выходит за грань разумного, подобно тому, как борьба с терроризмом слишком часто переходит в полицейский произвол. Не секрет, что многие популярные блоггеры имеют несколько параллельных аккаунтов, часть из которых в любой момент времени находятся в состоянии бана. Сама ситуация, когда автор вынужден постоянно подстраиваться под "правила сообщества" и на любой свой материал смотреть глазами модератора - она выхолащивает контент. Я остаюсь здесь, потому что не хочу, чтобы годы моих трудов пошли прахом по первой же жалобе какого-нибудь украинца или потому, что бот администрации перепутал оригинал с плагиатом.

И иногда мне хочется сказать, что "выйдя в тираж", жежешечка снова стала уютненькой: мой блог давно уже не привлекает рекламодателей, но неплохо существует на пожертвования читателей.

А иногда я замечаю признаки старения: седой волос, морщина под глазом в момент улыбки, усталость там, где раньше был избыток сил. С одной стороны, моя посещаемость пока растёт. С другой - стала всё хуже работать френд-лента: поднятый через неё вопрос всё реже удостаивается ответа, анонсы путешествий не доходят до тех, кто мог бы встретить меня в другом городе или поехать туда вместе со мной. Варандей-Фонд пока окупает мои путешествия, но боюсь, скоро и он начнёт увядать. И тогда Живой Журнал станет ещё на один бложек мертвее.

Ну веду а этот блог я уже почти 12 лет, и вижу, что ни одна платформа не останется модной так долго.

с человеческим лицом

Previous post Next post
Up