По поводу последнего оплота идиша. Насколько я знаю, идиш таки до сих пор живее всех живых в Антверпене, хоть и не имея при этом официального статуса. Еврейская община Антверпена состоит из двадцати тысяч человек, и, насколько я знаю, большинство из них до сих пор в быту говорят на идише. Ну или, по крайней мере, знают его.
Еврейская община Антверпена в основном состоит из потомков восточноевропейских евреев. Антверпен с его бельгийско-американским "эмигрантским" пароходствоим (т. е. нацеленным на эмигрантов, как на основную "целевую аудиторию) Red Star Line был одним из важных европейских центров эмиграции в Америку (в том числе и еврейской), и многие, видимо, решили остаться в "промежуточном пункте" (как в анекдоте про пересадку в Вене).
У Red Star Line были свои агентства в Восточной Европе. В музее Red Star Line можно увидеть рекламные материалы на идише.
Правда общаться с антверпенскими евреями мне не доводилось - живут они очень сегрегировано (социально), среди них много хасидов. Средние школы у них свои, в университете (антверпенском) тоже как-то не сталкивался.
Кстати, относительно "хорошо". Холокост пережило 70% бельгийского еврейства. В Нидерландах, например, пропорция обратная. Частично обьясняется тем, что Бельгия во время оккупации находилась под немецкой военной администрацией, а Нидерланды - под гражданской. Немецкие военные власти были менее фанатичными в преследовании евреев. Еще очень большую роль в спасении бельгийских евреев играла католическая церковь. Евреев, например, укрывали в монастырях.
Ещё в Бельгии был, насколько я знаю, единственный за всю войну случай, когда бойцам сопротивления удалось остановить эшелон, следующий в концлагерь, и освободить часть узников.
У меня, кстати (только сейчас вспомнил), есть знакомая бельгийская еврейка. Ну как знакомая - бабушка лет за 80, немного знаком с ней через общих знакомых. Во время войны её родители погибли в лагерях, но её спасла бельгийская семья. Укрывала от немцев, выдавая за своего ребёнка.
После войны она вышла за "этнического" бельгийца (фламандца). Дети (которые таки полноценные евреи по матери) после учёбы уехали из Бельгии жить в Израиль.
Ещё она говорила, что в Брюсселе евреев чуть ли не больше, чем в Антверпене, но брюссельские евреи не так заметны, поскольку они "секулярные" (по крайней мере, не хасиды).
Нет, не совсем так. Исключительно на идише говорят, наверное, и вправду только самые радикалы вроде сатмарских хасидов, которые настроены к еврейскому государству довольно прохладно. Но идишем владеют и любавические хасиды, которые вполне себе даже в ЦаХаЛе служат (в небоевых частях). Правильнее сказать - идиш это вполне язык религиозных евреев ашкеназского происхождения, вне зависимости от их отношения к сионизму.
В знаменитом иерусалимском ультраортодоксальном квартале Меа Шеарим, где я был, но фотографировать не осмелился, многие говорят на идиш - в том числе в знак протеста против государства Израиль, существование которого в современном виде живущие там ортодоксы последовательно не поддерживают.
Вот кстати, только сейчас вспомнил: в Антверенском университете есть "институт еврейских исследований". Регулярно получаю от них "спам" (приглашения на лекции, доклады и т . п.).
Посмотрел их сайт. Идиш у них входит в программу. В списке сотрудников есть несколько человек с явно еврейскими именами, но у большинста имена все-таки фламандские.
У них в районе центрального вокзала "гетто". Хасиды в том районе действительно заметны. Собственно, из этого вокзала я вам сейчас и пишу :) Только что рядом с вокзалом видел молодого парня-хасида. В такой хасидской меховой шапке (именно в меховой шапке, а не в шляпе с широкими полями). Самый прикол в том, что шапка при этом была замотана в целлофан!
заметны весьма, да- я даже думал, что по такому раскладу их больше, чем 20 000 в Антверпене. не знал, что там у них "гетто". даже странно, народ-то не из бедных. впрочем, центр есть центр, а район антверпенского централа весьма блогообразна.
Еврейская община Антверпена в основном состоит из потомков восточноевропейских евреев. Антверпен с его бельгийско-американским "эмигрантским" пароходствоим (т. е. нацеленным на эмигрантов, как на основную "целевую аудиторию) Red Star Line был одним из важных европейских центров эмиграции в Америку (в том числе и еврейской), и многие, видимо, решили остаться в "промежуточном пункте" (как в анекдоте про пересадку в Вене).
У Red Star Line были свои агентства в Восточной Европе. В музее Red Star Line можно увидеть рекламные материалы на идише.
Правда общаться с антверпенскими евреями мне не доводилось - живут они очень сегрегировано (социально), среди них много хасидов. Средние школы у них свои, в университете (антверпенском) тоже как-то не сталкивался.
Reply
Reply
Ещё в Бельгии был, насколько я знаю, единственный за всю войну случай, когда бойцам сопротивления удалось остановить эшелон, следующий в концлагерь, и освободить часть узников.
У меня, кстати (только сейчас вспомнил), есть знакомая бельгийская еврейка. Ну как знакомая - бабушка лет за 80, немного знаком с ней через общих знакомых. Во время войны её родители погибли в лагерях, но её спасла бельгийская семья. Укрывала от немцев, выдавая за своего ребёнка.
После войны она вышла за "этнического" бельгийца (фламандца). Дети (которые таки полноценные евреи по матери) после учёбы уехали из Бельгии жить в Израиль.
Ещё она говорила, что в Брюсселе евреев чуть ли не больше, чем в Антверпене, но брюссельские евреи не так заметны, поскольку они "секулярные" (по крайней мере, не хасиды).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Исключительно на идише говорят, наверное, и вправду только самые радикалы вроде сатмарских хасидов, которые настроены к еврейскому государству довольно прохладно. Но идишем владеют и любавические хасиды, которые вполне себе даже в ЦаХаЛе служат (в небоевых частях).
Правильнее сказать - идиш это вполне язык религиозных евреев ашкеназского происхождения, вне зависимости от их отношения к сионизму.
Reply
Reply
. п.).
Посмотрел их сайт. Идиш у них входит в программу. В списке сотрудников есть несколько человек с явно еврейскими именами, но у большинста имена все-таки фламандские.
Reply
Reply
Reply
Reply
это вам батеньки не brussel noord.
Reply
Reply
Leave a comment