Часть первая. Коэффициент жизни.
Я предупреждаю: данный текст многим может показаться циничным.
Потому что разве можно говорить о каких-то числовых оценках человеческой жизни?!Мы же все знаем, что человеческая жизнь бесценна. Человек - это целый мир, а мир бесконечен, поэтому человек - тоже бесконечная ценность.
Вот часто при упоминании знаменитой
задаче о вагонетке от нее тоже отмахиваются как от циничной и безобразной.
К сожалению, если бы человеческая жизнь действительно так ценилась, не было бы войн. (И даже без войн, есть проблема спасателей, которые иногда вынуждены жертвовать жизнью ради спасения каких-то других людей.) Командующим войсками, начиная с некоторых чинов, часто приходится решать задачи, аналогичные задаче вагонетки. Пожертвовать N солдатами, чтобы спасти kN солдат или M мирных жителей.
Сама идея армии - в том, что служащим в ней может потребоваться пожертвовать жизнью.
Так что, может быть, мысленно обращаясь к цивилизации роботов, можно формализовать происходящее во время военного конфликта, обратившись к цифрам.
При военном противостоянии есть четыре категории людей:
1.Свои некомбатанты
2.Свои комбатанты
3.Некомбатанты противника
4.Комбатанты противника
И - в некотором приближении, т.к. в каждой категории могут быть градации, жизни людей из каждой категории имеют некий коэффициент ценности.
Надо заметить, что где-то (по моим оценкам) вплоть до 20-го века граница "защиты" проходила между 2 и 3. Лишь в 20-м веке она сместилась на 3-4.
Вот когда говорят о "пропорциональности", имеются в виду как раз такие воображаемые коэффициенты. В пропорции ведь участвуют четыре числа.
Причем коэффициенты для 4-й категории - определенно отрицательные. "Замочить" как можно большее число комбатантов - распостраненная и вполне легитимная цель военной операции. Условный генерал даже вынужден оценить, сколькими своими солдатами можно пожертвовать ради уничтожения определенного количество вражеских комбатантов.
Тут есть градации. Какой-нибудь важный "главарь" обладает большим отрицательным коэффициентом, а мелкие сошки не очень ценятся.
Кажется, в отношении 4-й категории споров нет - тут полный консенсус, обсуждать можно лишь цену: сколькими солдатами пожертвовать, чтобы уничтожить "главаря" и т.п.
Все наблюдаемые бурные споры, условно говоря противостояние между "правыми" и "левыми" касаются отношения к 3-й категории.
Градации тоже есть. Традиционно жизнь взрослых мужчин, даже некомбатантов, ценится очень низко. И традиционно - хотя вообще в цивилизации на так уж давно возникла эта традиция - более трепетно относятся к жизни детей. Чем меньше возраст, тем как бы ценнее.
Опять же очень условно, описывая разногласия между "левыми" и "правыми" (для компьютеров и роботов) представим себе некую шкалу, по которой оценивается - ну, в среднем, или можно взять условного ребенка - жизнь вражеского некомбатанта. Вот по этой шкале и определяется позиция в нынешней израильской "левости-правости".
Можно считать, что крайние левые дают для жизни (3) оценку, равную оценке жизни (1). Истерические обвинения: "они ценят жизнь арабов больше жизни наших детей!" я считаю злонамеренным или именно истерическим преувеличением. И даже думаю, что оценивающих именно так, довольно мало. Думаю, что у большинства - даже левых - оценка для (3) даже ниже, чем для (2).
Претензии к "левым", в сущности, в том, что эта оценка вообще чрезмерно велика, по сравнению с той, на которую готовы согласиться "правые".
Для крайне правых эта оценка равна нулю. Это означает, что можно пожертвовать любым количеством гражданского населения противника, если это спасет хотя бы одного нашего солдата.
Впрочем, встречаются и предлагающие отрицательную оценку. Т.е. призывающие к уничтожению всех врагов, как водилось в прошлом. Ведь, как известно, женщины рожают врагов, из детей вырастают враги.
Ну ладно, это всё легитимно - и нулевую оценку можно понять. Известно, что многие матери ради своего ребенка согласятся извести тысячи чужих детей, так это устроено. Я тоже ставила для себя мысленные эксперименты и вполне это понимаю.
Но вот что надо понять: для посторонних наблюдателей оценки - иные. Для совсем постороннего что 2, что 3. Всюду такие же женщины, дети, старики...
Можно их убеждать, чтобы они несколько изменили оценку - в нашу пользу. В случае Израиля, можно взывать к евреям - мы же один народ! И правда, многие американские евреи по этой шкале вполне соответствуют израильским правым, даже крайне правым.
Остальных можно убеждать, взывая к общей культуре, объясняя, насколько чужда и кровожадна, несовместима с европейскими ценностями культура противника - весь этот агрессивный ислам, угрожающий человечеству.
Но устраивать истерику из-за вполне естественного расхождения в оценках, из-за того, что нас не рассматривают как полностью своих, а наших врагов считают людьми, чья жизнь имеет ненулевую ценность... даже чуть ли не такую же, как жизнь наших детей!..
Это - глупо. Как глупо возмущаться, что не все вокруг считают твоего ребенка великим гением всех времен и народов, как ты считаешь...
Ругаться, потрясать кулаками, требовать всеобщего бойкота...
UPD. Что необходимо добавить. Система коэффициентов, принятая у противника, явно иная. Видимо, плюсы - только у категории 2 - "свои комбатанты". Гибель гражданских лиц выгодна, т.к. дает бонус в глазах "мирового сообщества", которое имеет возможность влиять на ход военных действий. Не говоря уж о том, что некомбатанты противника имеют отрицательный коэффициент: их гибель желательна.
При том интерес "извне" к происходящему, жалость к некомбатантам противника - заставляет командиров ЦАХАЛа добавлять некую "дельту" к коэффициенту ценности группы (3). Проще говоря, если бы в информационной изоляции (когда никто не узнАет) командир мог бы пострелять некоторое количество некомбатантов - его коэффициенты это позволили, то при информационной открытости, учитывая возможность разных комиссий и пр., он этого не сделает. Это "связывает руки", но и сохраняет жизнь некоторому числу некомбатантов. И может приводить к потерям среди своих.
Различная пропаганда, "асбара" и пр. - ставит целью уменьшение этой дельты.