Военный стратег из меня, конечно, никудышный, но вот я обдумала историю из новеллы Цвейга о маршале Груши, и получилась достаточно логичная версия о том, что там реально произошло.
Груши было приказано не просто преследовать Блюхера, а отрезать его от Веллингтона, не позволить принять участие в битве.
Но Груши потерял Блюхера. Блюхер смог ускользнуть от преследования, совершить маневр и выйти к Веллингтону. Если бы Груши его преследовал, то вышел бы к полю битвы следом, мог ударить в тыл. Т.е. попал бы на ту же битву.
Но когда стало ясно, что приказ выполнить не удалось, вот тогда следовало бы поступить творчески и вернуться к войскам Наполеона.
Т.е. дилемма Груши была не "выполнять или не выполнять приказ", а "признать ли, что приказ выполнить не удалось, и действовать далее по другому или продолжать пытаться выполнить приказ, хотя уже видно, что не получается".
Всё равно Наполеон тут тоже не совсем прав. Конечно, странно было бы сказать: "Делай это, а если у тебя, тупицы такого, не получится, тогда иди помогать моим войскам". Но всё-таки нужно было иметь какой-то план В на случай неуспеха.
Так что всё равно вина - на главном, на том, кто отдает приказы.
Вот еще если задуматься над первым крупным провалом Наполеона: тем, что он занял Москву и не смог ее удержать. Бежал оттуда без всякого сражения. Это непонятно, конечно. На что он рассчитывал? Почему не предусмотрел тех трудностей, с которыми столкнулся?
Я тут почитала Википедию, более подробно рассказывается то, что я и представляла себе по урокам истории, но вот осталось загадкой, как успешный до того, считающийся гениальным полководец допустил такие просчеты.
Кстати, о "
битве народов" я ничего не помню. Не утверждаю, что в учебнике истории она вообще не упоминалась, но как-то прошла мимо, внимание на ней не зафиксировалось.
Задумалась и над альтернативной историей.
Ну, что было бы, если бы Наполеон победил Россию, тема - запретная, заклейменная именем Смердякова.
Но если бы победил при Ватерлоо?
Стал бы он снова завоевывать Европу? Наверное, вряд ли: уже ресурсов не было, да и кураж не тот.
Тогда это изменение отразилось бы лишь на Франции. Тогда - небольшая флуктуация, которая мало отразилась бы на общей истории.
В 1815 году Наполеону было 46 лет. В общем-то, еще достаточно активный возраст. Но французская армия была истощена....
Но вот если бы он снова объединил Европу (в Россию уже бы точно не сунулся). Падение монархий, ускоренное развитие капитализма?
Двух мировых войн, наверное, не было бы. Но могли начаться столь же кровополитные национально-освободительные войны. Уже в Европе.