В Берлине лет восемь или даже десять назад я оказалась ради встречи с кузиной - для нас обеих это оказалась удобной географической точкой. Дело было тоже в какое-то сравнительно гадкое время года, и вечер мы решили провести в опере. Тогда давали "Кармен". Ушли мы после первого действия - не вынесли наши уши страшной борьбы между оркестром и исполнителями, так что были у меня насчет нынешнего воскресного спектакля некоторые опасения, тем более что Вагнера я люблю. Успокаивала я себя тем, что уж своё-то немцы должны уметь исполнять. Результат: таки да, умеют. Но не своё! Среди солистов НИ ОДНОГО немца! Британцы, ирландка, американцы, россиянка... Дирижер американец. Все было при этом прекрасно, разве что тенор Лоэнгрина был не совсем в моем вкусе, так что ему минус, но остальные выше всяких похвал. Постановка - как я люблю, полный минимализм. Я не совсем поняла, что подразумевали под некоторыми режиссерскими решениями, но поскольку они не мешали, то и пусть. Костюмы интересные - смесь XVI века с первой мировой войной. Самый странный костюм опять же был у Лоэнгрина: я никак не могла понять, почему бабушкина серая вязаная жилетка исполняла роль сияющих доспехов. Может, конечно, это и не бабушкина жилетка была, или так и надо было в комплекте с первой мировой, но выглядела она странно. Хор - фантастика. Оркестр - ровно то, что надо.
Но театр же начинается с вешалки, правда? Так вот: Дойче опер - первый театр, где додумались, что у дам с собой есть сумочка, а надевать пальто с сумочкой в руках сложно. И в гардеробе натыкана масса крючков и полочек, на которые можно пальто или сумочку повесить/положить, пока одеваешься. Ну гениально!
Сам театр постройки конца 50-начала 60 (предыдущий на том же месте был разбомблен). Это бывший Западный Берлин, но здание очень похоже на Дворец культуры работников какой-то промышленности. Безусловный плюс зданию: из метро можно пройти к двери под навесом, то есть погода зрителям, прибывающим на общественном транспорте, не мешает совсем.
Шикарное решение было с музыкой в тех местах, где обычно дополнительные музыканты либо на сцене, либо за сценой: в этом театре по бокам от оркестровой ямы под крышей встроены ложи, где и располагались две группы музыкантов (на фото выше - самый верхний уровень за серыми сетками). Они создавали очень интересные стереоэффекты.
Супертитры на немецком и английском, и мне показалось, что шрифт был очень мелкий - на фото опять же видно. В нашей опере я никогда не встречала сложностей с чтением текста, а тут я прямо в бинокль смотрела. Но даже так мне было удобнее, чем в Венской опере, где текст у тебя на индивидуальной таблетке - по крайней мере, не надо переводить глаза со сцены вблизь и обратно.
Есть лекционное помещение. Знала бы я немецкий, могла бы послушать перед началом рассказ о Вагнере и "Лоэнгрине"
В фойе фотовыставка и рассказы о еврейских музыкантах Дойче Опер (тогда - Штадише опер), жертвах Гитлера, и пострадавших от нацизма, но сумевших вовремя сбежать, причем не только в США, но и в СССР.
Буфет однозначно более привлекателен для посетителей, чем в Стамбуле. Наверное, и 4,5 часа Вагнера сложнее без подкрепления выдержать, чем 2 часа Адана, но и выбор гораздо более интересный :). Буфетов было даже два, оба полны (на фото меньший зал).
Вообще, общее ощущение тесноты в фойе присутствовало, несмотря на то, что зал был далеко не полон. Не знаю, насколько на наполняемость зала влияют цены: билеты довольно дорогие, мой на первом ряду 2 яруса стоил 72 евро. А может быть, местная публика просто не хотела слушать немецкую оперу в исполнении иностранцев :). А я послушала с большим удовольствием.