Статья "КИБЕРОНТОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ..." Часть 1.

Jul 05, 2011 13:12

      Ура! Долгожданный отпуск! Теперь у меня появилось время спокойно заниматься продолжением разработки проблематики киберсоциализации человека! ;) Как говорится, кто отдыхает, а кто работает ;)
      С радостью от ощущения отпуска размещаю свою статью "Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды", опубликованную в конце 2010 года ВАКовском журнале "Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета". Серия Педагогика. Психология., написанную специально по просьбе научного редактора серии, моей коллеги и потрясающей личности Татьяны Владимировны Сляровой, доктора педагогических наук, профессора.
       Публикую через полгода по просьбе редакционной коллегии, после того как электронный вариант (pdf) появился в архиве журнала. Публикую в двух частях, т.к. статья большая, ограничения на пост по количеству знаков...




КИБЕРОНТОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ: АСПЕКТ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ


В.А.Плешаков,

к.п.н., доцент МПГУ,

член-корреспондент МАНПО

Аннотация. Статья посвящена инновационной сфере человекознания - киберонтологии, а также вопросам обеспечения информационно-психологической безопасности киберсоциализации человека в социальных сетях Интернет-среды.

Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6.

Ключевые слова: Интернет-среда, киберсоциализация, киберонтология, социальные сети Интернет-среды.

Summary. This article is devoted innovative sphere human nature - cyberontologies, and also to questions of support of information-psychological safety of cybersocialization of the person in Internet environment social networks.

This article is fulfilled within the limits of the grant of the President's Russian Federation for the state support of young Russian scientists - candidates of sciences (Competition МК-2010), project МК-7744.2010.6.

Keywords: Internet environment, cybersocialization, cyberontology, social networks of the Internet environment.

CYBERONTOLOGY AND PSYCHOLOGY OF SAFETY OF INFORMATION SPHERE:

ASPECT OF CYBERSOCIALIZATION OF THE PERSON

IN SOCIAL NETWORKS OF THE INTERNET ENVIRONMENT

XXI век по праву носит имя «Эры информации». В условиях современного общества информация стала одним из самых ценных ресурсов, практически мгновенно распространяемых во времени и пространстве. Одновременно с этим с каждым днём возрастает актуальность задачи фильтрации так называемого «спама» (англ. spam - практически бесполезная информация), в котором в ближайшем будущем может «утонуть» современный человек - Homo Sapiens - на рубеже XX-XXI веков ставший ещё и «Homo Cyberus’ом» [1].

Современный человек постоянно, фактически, каждый день своей жизни, получает и обрабатывает гигантские объемы информации. «Homo Cyberus» буквально живёт внутри информации, живёт информацией, и перенасыщение информацией, а также информационный голод - одни из первых причин, почему люди в XXI веке испытывают стресс. При этом информации в современном мире, даже по самым скромным подсчётам, в несколько сотен тысяч раз больше, чем человек самостоятельно может обработать. Кроме того, этой информации во много раз больше, гораздо больше, чем необходимо человеку для адекватного удовлетворения своих актуальных потребностей. Мало того, будучи воспринятой, не всякая информация, даже необходимая и полезная чем-либо человеку, эффективно им перерабатывается, остается в памяти, используется по жизни.

Одним из самых популярных вопросов XXI века является вопрос конкретного объема или количества информации, существующей в современном мире. При всём при том на сегодняшний день измеряют не объем информации, а скорость его удвоения. Исследователи и ученые, занимающиеся анализом и контролем информационных потоков в глобальном масштабе, отмечают интересные факты: для удвоения количества информации в первый раз человечеству понадобилось 1750 лет (в качестве точки отсчета взято рождение Христа). Последующее удвоение наступило в 1900 году, а затем для удвоения всей информации на планете понадобилось уже 50 лет (1950) [2]. В 2000 году цикл удвоения объема информации составлял всего лишь 5 лет. В наше десятилетие считается, что информация удваивается раз в полгода [3]. Такие темпы ускорения роста объёмов информации впечатляют. Как следствие, резко возросли требования к жизни и деятельности людей в условиях подобного информационного бума, фактически, в условиях постоянных информационных перегрузок.

Для обеспечения сохранности психики современному человеку необходимо селективное восприятие информации: избегание «спама» и актуализация личностно-значимой, в том числе, профессионально-ценностной информации. Принимая во внимание ограниченность психофизиологических ресурсов человека, чрезвычайно важным становится определение максимально эффективных психологических методов фильтрации информации, обладающей какими-либо ценностными для человека характеристиками. Поскольку, имея дело с крупными объемами входящей информации, анализируя ту, которая помогает удовлетворять актуальные потребности, зачастую в условиях недостатка времени, человек невольно перегружает собственный организм и психику, что приводит к стрессовым состояниям, депрессиям, неврозам, и, как следствие, снижению общей жизнеспособности. Воспринимая получаемый информационный поток сквозь селективную призму поиска значимого и ценностного ответа на актуальные вопросы, которые зависят от социокультурных, экономических, политических, духовных, религиозно-конфессиональных, психовозрастных, гендерных, наконец, киберонтологических и прочих условий конкретной социализирующей среды, человек способен повысить эффективность работы с информацией, отфильтровывая ненужный (и вредный!) для успешной жизнедеятельности «спам».

Одним из основных признаков современного общества называют стремительное развитие информационно-коммуникационных и компьютерных технологий, а также собственно систем киберкоммуникаций. В результате у пользователей компьютерных сетей, особенно, всемирной глобальной сети Интернет, возникает целый ряд новых, фактически, киберонтологичных ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством и информационной сферой жизнедеятельности.

Собственно, возникает новая актуальная философия жизнедеятельности человека в киберпространстве - киберонтология.

Киберонтология, по нашему мнению, есть бытие и/или жизнедеятельность человека в киберреальности (наиболее ярко представленной сейчас виртуальными мирами компьютерных и приставочных игр, а также киберпространством Интернет-среды), детерминированное уровнем развития самосознания и мотивационно-потребностной сферой личности, а также комплексом объективных и субъективных микро-, макро-, мезо- и мегафакторов социализирующей среды.

Киберонтология человека теснейшим образом связана с информационной сферой, которая, по законодательству РФ, определяется как «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации» [4].

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать [5].

Одним из актуальных в этой сфере вопросов становится вопрос обеспечения информационно-психологической безопасности (англ. Information and psychological security) как состояния защищенности человека и/или групп людей от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в киберпространстве.

Мы считаем, что киберсоциализация человека, с одной стороны, будучи инновационным феноменом, с другой стороны, уже давно стала фактической реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современной личности, а также двигателем научно-технического, экономического и социального прогресса человеческого общества.

Термин виртуальная компьютерная социализация (киберсоциализация) введён в научный оборот нами в 2005 году. В течение последних пяти лет определение термина «киберсоциализация» претерпевало свои изменения.

Сейчас мы определяем киберсоциализацию человека (от англ. Cyber- - в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization - социализация) - социализацию человека в киберпространстве - как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.

Киберпространство, как мы считаем, есть некое «созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы» [6, С. 28].

В настоящий момент концепция киберсоциализации человека разрабатывается нами в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (Конкурс МК-2010), проект МК-7744.2010.6 «Психовозрастные основы инновационного социально-педагогического феномена киберсоциализации человека» [7] и активно позиционируется на просторах Интернета для конструктивного дискурса в тематическом блоге: «КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ вместе с кандидатом педагогических наук, доцентом Владимиром Андреевичем Плешаковым» на страницах известной во всём мире блог-платформы и социальной сети - самого широко аудиторного «Живого журнала» (в народе называемого сокращением «ЖЖ») [8].

Какие возможности предоставляет информационная сфера для киберсоциализации? Насколько безопасно может быть организована жизнедеятельность человека в киберпространстве Интернет-среды? Чем обусловлена популярность социальных сетей Интернет-среды? Попытаемся найти ответы на поставленные здесь вопросы во второй части нашей статьи.

Необходимость становления личности в киберпространстве и, непосредственно, потребность организовывать жизнедеятельность в социальных сетях Интернет-среды с каждым днём всё более актуальна и реальна, являясь чуть ли не обязательным критерием социализированности и, напрямую, киберсоциализированности личности в современном социуме. Для человека XXI века, практически вне зависимости возраста вставшего на путь киберсоциализации, уже моветон (от фр. mauvais ton - дурной тон, плохие манеры) не быть зарегистрированным пользователем хотя бы одной социальной сети, не иметь свой персональный сайт и не вести свой блог.

Во всемирной глобальной «паутине» (распространённый в обществе синоним сети Интернет), занявшей в XXI веке ключевую позицию в континууме киберпространства - нового жизненного пространства человека - можно наблюдать целую «галактику» социальных сетей, ставших настоящим полигоном социального воспитания современного человека в контексте киберсоциализации.

Социальные сети в Интернет-среде стали популярным новым киберпространством для жизнедеятельности, новым уровнем сетевого взаимодействия современных людей, говоря простыми словами, своего рода «нишей» или «отдушиной», где каждый зарегистрированный пользователь может найти как актуальную техническую, так и, собственно, необходимую социальную базу для создания и развития своего виртуального «Я» или «Киберальтер-Эго». При этом каждый пользователь получает возможность не просто осуществлять коммуникацию и заниматься творчеством, но также делиться этими «плодами» с многомиллионной аудиторией своих собратьев по социальным сетям. Именно социальные сети в Интернет-среде являются одним из современных и актуальных факторов киберсоциализации, так как количество людей, пользующихся данным сервисом, возрастает с каждым днем, буквально, ежесекундно.

Под социальной сетью в Интернете понимается «интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединённых общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время» [9].

«Социальная сеть (Интернет) направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т.п.» [10], где обычно используется фолксономия, т.е., так называемая, «народная классификация» или практика совместной категоризации различной информации (контента: ссылок, фото, музыки, видео, медиароликов, файлов и др.) посредством произвольно выбираемых меток, называемых тегами.

Мы определяем социальную сеть в Интернет-среде как социализирующее киберпространство для группы людей, объединённых в данное конкретное Интернет-сообщество, совместно организующих многообразную информацию (контент: фото-, аудио- и видеоматериалы, файлы, ссылки и т.п.), презентующих, позиционирующих себя и осуществляющих киберкоммуникацию с другими пользователями.

Собственно, первой социальной сетью в Интернет-пространстве стал американский портал www.classmates.com (запущен в 1995 году, количество участников на 2010 год - около 40 миллионов; www.odnoklassniki.ru являются его удачным русским аналогом, запущенным только через 11 лет! - в марте 2006 года. За 4 года аудитория сайта насчитывает порядка 50 миллионов пользователей), деятельность которого оказалась весьма успешной, что за короткий срок спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов по всему миру.

Официальным стартом «Эры социальных сетей» в Интернет-среде можно считать 2003-2004 годы. Именно тогда были запущены такие сервисы, как LinkedIn (www.linkedin.com), MySpace (www.myspace.com) и Facebook (www.facebook.com). И если социальная сеть LinkedIn (на август 2010 года насчитывающая свыше 75 миллионов пользователей, представляющих более 500 компаний из 150 отраслей бизнеса 200 стран) создавалась с целью установления и поддержания деловых контактов, то владельцы таких социальных сетей Интернет-среды как MySpace (на август 2010 года - свыше 140 миллионов аккаунтов) и Facebook (на август 2010 года насчитывающая свыше 500 миллионов зарегистрированных пользователей!) сделали ставку, в первую очередь, на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении, относящейся к высшим потребностям, опережая даже потребности в признании и общении.

Подсчитав аудиторию пользователей многочисленных социальных сетей Интернет-среды в сентябре 2010 года, мы получаем впечатляющую статистику: 1/6 жителей планеты Земля!

Далее в статье попытаемся проанализировать возможности социальных сетей как киберпространства социального воспитания человека в процессе киберсоциализации, а также условия информационно-психологической безопасности подобной киберонтологии.

Персональные данные пользователя сети можно сделать доступными/закрытыми целиком или частично для просмотра всем желающим, это, на примере сайта в www.vkontakte.ru (российский аналог Facebook, сервис запущен, также как и www.odnoklassniki.ru, в 2006 году, но в сентябре. За время своего существования на сайте зарегистрировано порядка 85 миллионов учётных записей), такие данные, как: имя и/или никнейм (псевдоним, используемый пользователем в сети), пол, день и место рождения, место проживания, семейное положение, образование, политические и религиозные взгляды, контактная информация (e-mail, телефоны, адрес, номер ICQ, веб-сайт, блог), места работы и отдыха, профессиональная деятельность и карьера, интересы, увлечения и другая всевозможная дополнительная информация.

В социальных сетях Рунета (российского сегмента Интернета) регистрируются люди, главным образом, в возрасте от 14 до 55 лет, составляя основную аудиторию. При этом можно отметить любопытный факт, что основная аудитория сайта «Одноклассники» несколько старше, чем «Вконтакте», что может быть обусловлено изначальной «молодёжной» направленностью последнего, богатством и разнообразием предлагаемых сервисов и функций (разобраться в которых проще именно представителям молодых поколений), а также тем, что регистрация учётной записи на «Вконтакте» до сих пор осталась бесплатной (читаем - более доступной), в отличие от «Одноклассников», с октября 2008 года ограничивших функциональность новых учётных записей (для получения возможности использовать все функции сайта вновь зарегистрированным пользователям предлагается отправить платное SMS-сообщение).

Несмотря ни на что существующие социальные сети Интернет-среды продолжают интенсивно развиваться, появляются их новые аналоги. Всё больше людей регистрируются на сайтах подобного рода, создавая (или, как говорят сами пользователи, «заводя») свои персональные странички (аккаунты/учётные записи), благодаря которым они:

·        презентуют и позиционируют себя (указывая, практически в обязательном порядке, исходя из политики и имеющейся структуры конкретной сети, свои настоящие Ф.И.О. и другие разнообразные персональные данные);

·        находят родственников и одноклассников, друзей, людей, с которыми учились в колледже, ВУЗе и т.п., вместе работали (работают) и отдыхали;

·        загружают контент (информационно значимое наполнение: тексты, графика, мультимедиа, ссылки и т.д. и т.п.);

·        налаживают полифункциональную коммуникацию с незнакомыми людьми и приобретают дифференцированный опыт отношений и взаимодействия с практически неограниченной аудиторией;

·        вступают и/или организуют группы (минисообщества) с целями нахождения единомышленников для обсуждения общих интересующих различных и всевозможных тем (как «мирового масштаба», так и сугубо личных и/или узкопрофессиональных), объединяющих их;

·        и многое другое.



Читать продолжение. Часть 2.


 Выходные данные:
Плешаков, В.А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды / В. А. Плешаков // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. - М. : ПСТГУ, 2010 - № 4 (19). - С. 131-141.

Плешаков, Плешаков Владимир Андреевич, ПСТГУ, киберсоциализация, научная статья, статья, киберонтология, психология безопасности информационной с

Previous post Next post
Up