Турецкий гамбит (2005 г.)

Jul 28, 2021 17:35




В начале нулевых годов в России обрели такой полукультовый, полубульварный статус произведение Бориса Акунина, посвящённые приключениям и расследованиям Эраста Фандорина. Даже телевизионщики не смогли пройти мимо этой моды и экранизировали "Азазель" для малых экранов. Однако в ту же первую половину нулевых российский кинематограф находился в постоянных поисках и ожидании "русского блокбастера", то есть не просто крепкого жанрового фильма с фестивальным успехом и массовой популярностью на кассетах, а большой дорогой картины, которая сможет отлично показать себя уже с одного проката. Тем более возросшее к тому моменту количество кинозалов вызывало приступы оптимизма. И вот в 2005 году две эти тенденции сошлись и плодом их союза стал "Турецкий гамбит",
который помимо финансового успеха пользовался любовью критиков и зрителей и закрепил тенденцию на создание успешных крупнобюджетных картин, закрепив достижения "Ночного дозора". И пусть потом русский кинематограф на долгие годы потеряет хрупкое доверие заработанное в те годы, пусть "Гамбит" станет родоначальником странной идеи по выпуску в прокат перемонтированных телесериалов, хоть и из 4 серий, пусть в итоге будет порядком позабыт публикой, а экранизации фандорианы выпадут из моды, но в тот момент "Турецкий гамбит" оказался как никогда к месту.


Когда-то приблизительно в год выхода мне уже довелось посмотреть этот фильм в театральной версии и он оставил у меня достаточно смешанное впечатление. Сейчас посмотрев уже расширенную телеверсию я вполне могу понять самого себя из прошлого. Ей богу, даже в четырёхсерийном формате пытаться полностью уследить за интригой, удержать в памяти все ниточки сюжета и понять весь смысл происходящего может быть не очень просто, в урезанной же версии скорее всего кино могло сваливаться в сумбур и спешить вперёд таким галопом, что невнимательных зрителей просто бы вышвыривало из сёдел истории. Но в расширенном формате смотреть Гамбит было очень даже приятно и сие зрелище доставило мне немалое удовольствие на самом деле.


Прежде всего мне очень понравился местный набор актёров, при чём в отличии от "Азазеля" в этот раз никто не проваливается, не выделяется странной манерой и тот же Бероев обыгрывает Носкова как Фандорина даже особо не напрягаясь. Да и все остальные актёры оказались подобраны просто один к одному, те же заслуженный "Казанова всея Фонарей" Лыков или Вержбицкий просто восхитительны, да и Певцов в роли Зурова ничем не уступает Чонишвили прошлому исполнителю роли. Есть конечно Ольга Красько, но как мне кажется её героиня была сделана такой раздражающей намеренно, а отыгрывать бесящего персонажа далеко не так просто как всем кажется. Так же фильму пошла на пользу война, ведь не происходи события на фоне очередного русско-турецкого противостояния вряд ли бы фильм удалось вытянуть в роль блокбастера. А так возросший бюджет позволил не только добавить боевых сцен и спецэффектов, но и придать картинке дорогого лоска. Весь антураж, форма, декорации и построение кадра выглядят дорого-богато за счёт чего произведению удаётся сохранить единство стиля и не допускать перехлёста в театральщину или водевильность, вызываемого в том числе и отсутствием средств.


Ну и сам сюжет о поиске скрытого турецкого шпиона в лагере русской армии оказался довольно увлекательным и напряжённым, где хватало и сюжетных извивов и раскрытия тайн и интересных ситуаций. Единственно что мне показалось, что Фандорин то в итоге провалился: Анвар-эфенди выполнил всё что только хотел и мог, не его беда, что турецким военным не хватило сил победить в уже проигранной войне, Эраст же весь фильм гадал в своих чертогах разума на турка, но в итоге раскрыл шпиона попросту перебрав все варианты, да и в самом конце поймал Анвара на простейшую провокацию. То есть главным победителем фильма оказывается Анвар-эфенди. А ведь если подумать: кино про супершпиона, который буквально ужом изворачивается, чтобы спасти свою одряхлевшую империю и ослабшую армию, раз за разом добивается успеха, но попросту не может в одиночку победить в уже проигранной войне - если подумать вполне трагичная история.


А если смотреть на картину в целом, "Турецкий гамбит" получился неплохим фильмом в 2005 году, а сейчас смотрится как неплохой телесериал. По крайней мере в отличии от "Азазеля" в ходе просмотра не возникает ощущения провала во времени. И если первая попытка экранизации Акунина по своей форме и содержании застряла где-то в 90-х, то "Турецкий Гамбит" оказался более вневременной вещью. Может он уже и не тянет на роль большого блокбастера, но вот в качестве исторического приключенческого детектива на военном фоне, действительно качественного сериала он всё ещё срабатывает на все сто.

рецензия, кино, сериалы, история

Previous post Next post
Up