Alan Wake

Jul 20, 2021 03:02




Джон Кармак говорил, что «сюжет в игре - как сюжет в порно фильме. Он должен быть, но совершенно не важен». Однако с тех пор прошло уже немало времени, и было создано немало игр, которые то подтверждали, а то и опровергали мысль игродела. И нынче в мои руки угодила игра, которая не то, что была ориентирована на сюжет, а этим самым сюжетом определялась. Из-за чего местами сам игровой процесс, не смотря на свою немалую продолжительность часов в 15-20, казался лишь придатком к сюжету, обязательной добавкой в довесок к истории.  Но при всём при этом игра произвела на меня немалое впечатление даже спустя столько лет после выхода. И это была игра фирмы Remedy под названием Alan Wake.


Какой простор какой пейзаж
Игру разработали авторы легендарной дилогии игр про крутого нью-йоркского копа Алекса Кейси Макс Пейна. В своё время эти игры нехило взбудоражили игровую общественность и подняли сам жанр шутера от третьего лица до новых высот. Однако свою новую игру финны клепали очень долго. Попутно пытаясь, то в открытый мир со свободным передвижением а-ля GTA, то экспериментируя с различными системами и механиками. Попутно авторы обзавелись партнёром в лице Microsoft, и потому игра обрела эксклюзивный статус и была выпущена в мае 2010 года только на приставке X-Box 360. До православных же компьютеров ака ПК Alan Wake добрался только в начале 2012 года. И я умудрился в те годы полностью пропустить выход этой игры. Хотя мне и невероятно нравились игры про Болезного Максима, вся рекламная шумиха прошла мимо меня. И я вообще узнал о существовании этой игры и том, что её сделали авторы из Remedy, только благодаря Ютубу, на котором увидел начало прохождения этой игры. Тогда я закупился, проверил работоспособность и отложил прохождение на добрых семь лет. Но всё-таки время не ждёт и порой руки склонны добираться до давно упущенных вещей, которые хотел оценить сам.


Избушка на птичьей лапке
Так о чём же эта игра? Чем привлекает сюжет и что в ней происходит? Жил был на белом свете писатель Алан Вейк. Писатель он был весьма знаменитый, конечно не Роулинг или Кинг, но таки на улицах его вполне узнают. Писал он криминальные триллеры и детективы, но явно не чурался и других жанров, хотя и недолюбливал мистику. Вот только последнюю пару лет он не в состоянии выдавить из себя хотя бы короткий рассказ. Что, в общем, не удивительно, ибо творческий кризис и прокрастинация могут одолеть любого. Вот только сам Алан не очень доволен такими раскладами, да и его муза - любимая жена Элис, начинает волноваться за состояние мужа. И что отдохнуть и развеяться супруги покидают Нью-Йорк и отправляются на север тихоокеанского побережья США отдохнуть от большого города, укрепить  семью и возможно преодолеть творческую импотенцию Уэйка. А что: суровая дикая природа, небольшой городок Брайт Фоллс расположившийся неподалёку от Колдрона -  одного из красивейших озёр края. Вот только за фасадом провинциальной Америки и прекрасного края оказалось сокрыто и нечто иное. Нечто тёмное, древнее, испытывающее слабость к творческим личностям. Что-то связанное с кошмарами, мучающими самого Алана последнее время, и темнотой, пугающей Элис. Что-то способное привести супругов в нужное место, чтобы составить историю, которая приведёт в такие глубины глубин, что сам Кусто обзавидуется. Нечто связанное с так и ненаписанном очередным романом Алана «Уход», страницы которого будут попадаться на нашем пути в окрестностях Брайт Фоллс. В конце концов, события, что доведётся пережить самому писателю, заставят его и пересмотреть собственную жизнь и взгляды на творчество и даже понять, что иногда и озеро может быть подобным океану.


Карта окрестностей
Сам сюжет достаточно хорош, чтобы я постарался избежать спойлеров, ибо такую историю я всем посоветую узнавать лично, а не из краткого описания или даже записей с Ютуба. Конечно произведение это весьма постмодернистское, то есть наполнено отсылками, аллюзиями и реминисценциями от души, даже сами герои не преминут заметить, что то или иное обстоятельство отсылает к «Сиянию» Кинга или другим произведениям искусства. Но всё-таки сама история довольно оригинальна и талантливо написана Сэмом Лейком, и больше всего напоминает качественный мини-сериал. Даже сама игра разбита на отдельные главы-серии, с титрами под музыку в конце и «ранее в Алане Уэйке» перед началом следующей главы. А уж как написаны местные персонажи - просто шик. Особенно мне понравился Барри - литературный агент и друг нашего героя, вот уж кто друг на века. Да и прочие персонажи от липкого местного психолога, до престарелых  рокеров в маразме очень колоритны и вызывают массу эмоций. Да и в целом вся эта атмосфера таинственной истории, происходящей в провинции, отдающей то «Секретными материалами», то Lost, а пикантностью колорита так и «Твин Пиксом», столь душевно и ладно скроена, что только остаётся поражаться мастерством сценариста. В игру даже завезли старую фишку Remedy, которую оно использовали ещё со времён Макс Пейнов, а именно придуманное телешоу «Ночные ключи», пародирующее «Сумеречную зону» и прочие подобные антологии. А ведь помимо телевизора с сериалом, можно будет натыкаться и на радиоприёмники, где местный радиоведущий будет вещать в ночи и принимать звонки таких же неспящих собеседников. Не говоря уже о громадной массе отсылок к скандинавской и славянской мифологии. Например, я нипочём не ожидал встретить здесь бабу-ягу из избушки на куриной лапке. Всё это позволяет создать такую глубину всему происходящему, что в этот мир, в этих людей и события начинаешь верить.  И именно такое построение окружающего мира, прописанного окружения и персонажей позволяет истории проникнуть вам в самое сердце и принимать её, вместе со всеми своими недоговорками, сюжетными дырами и прочими мелкими недостатками.


В участке
С чисто геймплейной стороны игра представляет собой сурвайвл-хоррор с видом от третьего лица, почти как эти ваши «Обители Зла» да «Сайлент Хиллы». Но всё это чисто формально, ибо игровой процесс слишком прост, что бы в игре пришлось прямо выживать. Скорее такой шутер от третьего лица, с быстро устающим героем. Вот идёт он по ночному лесу собирает ресурсы: патроны и батарейки, и тут на него начинают налетать враги лютые, тенями объятые, да неприглядные. Понемногу снимаешь с них Тьму, укорачиваешься от их атак в слоумо, и потом выносишь - ничего сложного. Разве что придётся, немного научится контролировать толпу, когда нужно будет порхать как бабочке и светить как со встречки. Какие-то проблемы может вызвать только местность, полностью окутанная Тьмой, где тени кажутся живыми и размытыми, а враги будут переть на вас бесконечно, пока вы оттуда не убежите. Все остальные элементы игры ещё проще: менеджмента ресурсов фактически нет, потому что их постоянно отбирают между главами, а то и по ходу одной главы, головоломки просты и неказисты, платформинг, слава Богу, рудиментарен.


Команда молодости нашей
Так может выход в повышении сложности? Врубим «Кошмар» и пойдём выживать в тёмных лесах. Игра скажет тебе нет - для открытия максимальной сложности тебе нужно будет пройти игру хоть раз в более лёгком режиме. Да и сама максимальная сложность не столько бросает вызов игроку, сколько удушает его, заставляет его по всякому хитрить, в надежде обойти кривые места с помощью других кривых элементов. Но на «Кошмаре» можно хоть найти все обрывки рукописи - сюжетно обоснованных собирашек, за которыми ты охотишься потому, что их чтение даёт немного больше информации о происходящем и нагоняет атмосферы. Причём на этих страничках вы встретите и спойлеры к грядущим событиям, и описание совсем отдалённых событий и даже отсылки к прошлому. Так же по пути можно будет пострелять по пирамидкам из пивных банок, да пособирать термосы ради мемной ачивки Damn Good Cup of Coffee.


Кто-то наслаждался видом попивая кофе
Если оценивать визуальную сторону проекта, то труд художников, создателей текстур, карт и персонажей не пропал зря. Для игры, на секундочку, десятилетней давности Alan Wake выглядит просто чудесно. Да кто-то скажет, что всё это обеспечено по большей мере такими маленькими художественными хитростями. Пусть почти вся игра происходит под покровом ночи, пусть местность активно обволакивает туман, пусть ты как можно быстрее пробегаешь самые одинаковые чащи и перелески и тогда игрок, скорее всего, не заметит не самых впечатляющих текстур земли, некоторых объектов и общего однообразия окружения особенно в первой половине игры. Принцип, когда берёшь не самую впечатляющую картинку, а потом с помощью работы художников и активного использования различных фильтров вытягиваешь её ввысь, как он есть.  Но суровая природа североамериканского северо-запада, все эти густые леса, отроги Скалистых гор, бурные реки с водопадами, глубокие озёра и изрезанное побережье было передано просто отлично. Я как человек не раз, бывавший, в несколько напоминающем тамошнюю местность, Горном Алтае и посещавшем невысокие горы Хакасии, уловил всю эту атмосферу природы, её своеобразную красоту и дикую непокорность. Пусть Брать-Фоллс и расположен в штате Вашингтон, но в нём чувствуются отголоски и более родных краёв. Да и более урбанизированное окружение вроде лесопилок, заброшенных шахт и городов-призраков, трейлерных парков и прочих объектов составляющих окружение в американской глубинке берёт за душу.  Главное, что выдаёт возраст игры это анимации и особенно анимации героев. Когда в роликах идёт акцент на мимике героев и их взаимодействии, то ты попеременно колеблешься между нормальным отношением, зловещей долиной и испанским стыдом. И некоторые эффекты состарились не самым лучшим образом.  Но в целом игра выглядит просто отлично даже по сегодняшним меркам и, пусть в ней ты не увидишь каких-нибудь RTX эффектов, но получить свою долю удовольствия тебе это совсем не помешает.


Взлетает красная ракета
Звук здесь вполне обычный, при чём как мне кажется, чуть ли не добрую половину всех звуков взяли из библиотек использовавшихся ещё в Макс Пейнах. Помню, когда я впервые ткнулся в запертую дверь, то вытер ностальгическую слезинку с края глаза. Но вот музыка здесь отыграла на всё сто. Причём всю музыку в игре я могу спокойно разделить на три неравные категории.  В первую пошли большие и малые оркестровые мелодии, заполняющие сюжетные сцены и сопровождающие геймплей. Они исполнены на уровне отличных сериалов, тонко подмечают тон сцены и бьют в эмоциональный камертон с происходящим, а в бою просто подчёркивают напряжение и накал события. Во второй категории оказались песни специально подобранные авторами для местных радиопередач и перебивок между главами самой игры, которая тем самым только подмечает свою сериальную природу. Песни оказались подобраны к месту и, судя по текстам, даже подходящими к сюжетным моментам в которые были помещены. Некоторые из них даже пополнили мой плейлист. И для третей категории песни были специально написаны группой Poets of the Fall, чей лидер и солист Марко Саареста уже давно сотрудничает с Remedy и дружит с лидерами этой фирмы.

image Click to view


Причём помимо песни War, на которую был сделан даже официальный музыкальный клип к игре, они сочинили и исполнили и пару песен от лица выдуманного коллектива Old Gods of Asgard, отличающиеся от привычного стиля исполнителей.  Особую запоминаемость вызвало сочетание игровых ситуаций и запилов хард-рока. Уж после местного концерта ты точно поймёшь, что именно Брайт-Фоллс можно назвать роковой столицей Америки.


Зеркальный пик
Так как же вам остановить поползновения Тёмной сущности? Чем можно остановить её клевретов и одержимых миньонов.  Исход я из логики главным врагом тьмы является свет и потому именно свет, и его источники станут вашим основным оружием в тёмных лесах и подворотнях. Вашим главным орудием противостояния врагам станет самый обыкновенный фонарик, луч которого будет одновременно служить прицелом для огнестрельного оружия. При этом луч начинает выжигать тьму, просто попав на неё, однако дело это не быстрое, но стоит волевым усилием сконцентрировать поток света, как он начинает ослеплять врагов и снимать тьму в ускоренном темпе. Вот только при интенсивном использовании фонарика мощность батарейки падает как камень с обрыва. Конечно, можно остановить такое издевательство и тогда постепенно батарейка придёт в норму, однако в горячке боя порой не до таких тонкостей и удобнее просто заменить батарейку на новую.  По мере прохождения игры вы будете находить все более мощные фонари с большим запасом энергии, тем самым игра будет балансировать сложность. Если вам становится уже слишком сложно играть, значит, скоро игра подкинет Алану фонарик получше. Однако одним светом сыт не будешь, ибо большинство врагов нужно добивать из огнестрела даже после снятия теневого барьера. И самой первой пушкой, не теряющей свою актуальность до самого конца игры, окажется самый классический шестизарядный револьвер. Достаточно точный и скорострельный, пусть и не слишком мощный будет полезен в твёрдой руке и неплохо поможет отстреливать не самых толстокожих вражин.  Однако одним револьвером сыт не будешь и без более тяжёлого вооружения по тёмным перелескам далеко не убежишь. И в слот для ствола помощнее у нашего писаки есть сразу три кандидата. Во-первых, двуствольный дробовик: классика всех классик, пара выстрелов, труп, перезарядка, при необходимости повторить. Правда, заниматься постоянной перезарядкой в окружении толпы недружелюбных субъектов не совсем с руки.


Истинные ценности
Во-вторых, в наши руки может угодить помповый дробовик: не менее знаменитая классика игр, нежели двустволка и семь патронов в магазине явно предпочтительнее двух стволов. Здесь единственным аргументом в пользу двустволки может быть чуть большая точность последней и возможность быстро сделать два выстрела, но это такое себе. И наконец, Алан может наложить свои загребущие лапы на охотничью винтовку: пять патронов в магазине, средняя скорострельность и концентрированная мощь на конце пули, действующая по принципу, один выстрел - один труп. Винтовка настоящий выбор мастеров, который можно заменить только вследствие крайнего дефицита патронов, но в остальном лучшая пушка. И настоящим БФГ местного разлива оказывается самая обыкновенная сигнальная ракетница, способная отправлять на тот свет целые толпы одержимых, причём без предварительной засветки фонарём или другими источниками света. К сожалению, сигнальные ракеты попадаются на пути Вейка в гомеопатических объемах, и потому ракетница обычно придерживается до самых потных схваток. Однако помимо обычного вооружения под рукой нашего героя окажется и парочка вспомогательных штуковин. Так самый обычный фальшфейер окажется незаменим в тех случаях, когда противники окружат вас со всех сторон. Его можно просто кинуть на землю, чтобы дать себе немного свободы манёвра или удерживать в руках до последнего, если хочется прорваться через плотный строй противников. А светошумовая граната по своему воздействию мало чем отличается от ракетницы, за той разницей, что ей не кинешь на большую дистанцию с такой же точностью. Но выживать без таких вспомогательных инструментов будет совсем тяжко. А ведь помимо вашего снаряжения игра предоставит некоторое количество вариантов противодействия врагам в окружении, от банальных взрывающихся баллонов и крутых обрывов, до оголённых проводов и дружеского огня по засвеченным противникам от одержимых предметов. Правда и самому Алану стоит беречься, чтобы не получить излишнюю сотню вольт или не угодить в капкан, расставленный браконьерами. В конце концов, иногда игра будет пускать вас за руль автотранспорта. А фары автомобиля в сочетании с кенгурятником не предвещают всем встречным-поперечным ничего хорошего. Ну и пару раз за игру вам доведётся схватиться за мощный военный прожектор, который поможет истреблять врагов уже в промышленных объёмах. Так с инструментами борьбы стало всё более мне понятно, так на ком нам предстоит испытывать все эти прелести?


Где только их не находил
Как уже стало понятно, главным противником  Алана во всей игре будет Тёмная сущность и всё что поражено той самой Тьмой. Во власти тьмы оказываются целые стаи воронья, которые бодро пикируют с неба на нашего героя. К счастью они относительно безвредны и выжигаются всеми источниками света. Правда в действительно больших количествах и, особенно в сочетании с другими врагами могут доставить некоторые неприятности. Однако главными орудиями Тьмы являются вовсе не бездумные животные, а одержимые люди. Все эти враги представляют собой типичный портрет того населения, что можно встретить на североамериканском северо-западе: рыбаки и лесорубы, туристы и охотники, полицейские и фермеры, шахтёры и беззаботная молодёжь. Все они буквально окутаны тьмой, защищающей их от ваших пуль, которую предварительно требуется выжечь светом. Они явно сохранили некоторые остатки разума, но хватает их только на повторение фраз и обрывков мыслей, которые озадачивали их при жизни. Правда, не смотря на количество пропадающих без вести в окрестностях Брайт-Фоллс людей, скорее всего большинство противников представляют собой фантазмов, порождённых Тьмой, бездушные копии тех, кто однажды уже пал её жертвой, ибо сотен пропавших за пару недель не заметить было бы невозможно. Однако, не смотря на всё разнообразие внешности и типажей всех одержимых можно спокойно разделить на несколько категорий.


Одержимая женщина себе не хозяйка
Обычные одержимые люди размахивают колюще-режущими предметами и понемногу подбираются к вам, дабы вогнать свои режики в тело Вейка, достаточно слабы, но зато способны с изрядной ловкостью кидать своё оружие, чтобы игрока не расслабляла дистанция с врагами. Особенно «веселит», когда прилетевший в спину топор прерывает почти законченную попытку завести очередной генератор. Следующий тип врагов является банальной гопотой: они и носят кепочки со спортивками «абибас», и столь же резко-внезапно пытаются подобраться к вам бочком, дабы вогнать свою раскладуху в печень. К счастью, как и всякая порядочная шелупонь не отличаются хорошей формой и здоровьем и отлетают ещё быстрее обычных одержимых, но подпускать их к себе не стоит, ибо режут они вас быстро и отчаянно. Некоторых одержимых Тьма окутывает столь плотно, что они начинают носиться как наскипидаренные, легко избегая луча фонаря, хорошо хоть, что они мало чем занимаются кроме своих беговых упражнений и больше раздражают, чем несут реальной угрозы, ведь так-то они довольно толстошкурые враги. Есть здоровенные бугаи, которые хватают больше топоры и кирки, не особо страшась вашего фонаря, неудержимо топают по вашу душу. Склонны к тому чтобы взбеситься на ровном месте и пойти на таран - самые неприятные враги, особенно в комплекте со своими товарищами. Ну и совсем отожранные лесорубы-бодибилдеры хватают бензопилу и не прочь выпилить из Алана очередную высокохудожественную фигуру. Невероятно толстошкурые противники, способные убить вашего героя буквально с пары-тройки заходов своим инструментом. Слава древним богам, что встречаются лишь по большим праздникам.


Твин Пикс передаёт вам привет
Однако если бы Тьма ограничивалась лишь живыми тварями, дабы досадить писателю. В её арсенале есть и более неодушевлённые вещи. Например лужицы жидкой тьмы, которые порой покрывают землю и поверхности подобно коровьим лепёшкам на деревенских улицах и так же как и упомянутые лепёшки причиняют по большему счёту моральный вред, нежели несут реальную угрозу. Но если бы всё ограничивалось ими. Вон стоит тачка или шина через мгновение, она, будучи одержима Тьмой, зависнет в воздухе, а потом как даст Алану по башке. Да её так даст, что не всякий одержимый может влить столько урона. Особо «радует» когда Тьма берёт под контроль что-то побольше бочки, например автомобиль или трактор. Тогда становится не до шуток и остаётся лишь ещё крепче сжимать фонарик в своих руках. Благо, что подобные одержимые объекты нужно только выжигать светом, и никто не требует от вас обстреливать трубы и паровозы. На этом собственно весь бестиарий игры и заканчивается. И пусть я расписал его в таких словесах, он не особо богат, и встречать новых врагов, как и снаряжение, ты перестанешь уже в первой половине игры. Дальше будут лишь менять шкурки врагов, да тасовать их сочетание постепенно повышая плотность враждебного населения, попутно всё щедрее сдабривая путь амуницией и прочими способами истребления врагов.


Кого мы видим на экранах?
Так что же можно сказать об игре в целом. Это великолепное произведение интерактивного аудиовизуального искусства, наполненное размышлениями на тему творчества и личности, предоставляющее примеры искренней любви и дружбы, проникающее прямо в ваше сердце и греющее душу. Возможно, эта игра далеко не идеальна в качестве игры: у неё полно недостатков, репетативности и затянутых прогулок по лесу, но, тьма побери, игра слишком хорошо пощекотала мои зоны интереса и пощекотала именно моих личных тараканов в голове. Но всем любителям «Твин Пикса» и «Секреток», Кинга и Сайлент-Хилла, всем тем, кто тащится от нарративного стиля Сэма Лейка и дизайна Remedy в эту игру поиграть точно стоит. Потому что Сэм Лэйк это не озеро, а целый океан идей. Осталось только проснуться и таки добраться до Alan Wake.


Квартира как-то изменилась
P. S.: Игру я проходил как в оригинале так и в любительской локализации от студии GameVoice. Я и в субтитрах с оригиналом замечал некоторые криво переведённые места, так что в локализации порой субтитры просто сходят с ума, выдавая какие-то кракозябры. Но сам озвученный и переведённый текст в целом неплох, как и подбор голосов с игрой наших актёров дубляжа. Конечно, не везде дотягивает до оригинала, но тем, кто предпочитает дубляж, вполне могу его посоветовать. Самое конечно странное решение дубляжа было в том, что там перепели все песни с русским переводом. Я, конечно, понимаю, что текста специально подобранных песен идеально ложатся в нужные места сюжета, но неужели нельзя было как-то внедрить субтитры или ещё как-то. Хорошо хоть при установке теперь можно оставить оригинальную музыку. Но в целом за локализацию можно поставить зачёт.

alan wake, рецензия, remedy, игры

Previous post Next post
Up