Недавно
один мой коллега по ЖЖ написал
статью о своих любимых детективных сериалах, коих набралось целых 11 штук. И меня чем-то зацепила эта тема. Ведь сколько в своё время было отсмотрено этих детективных процедуралов. Среди них были хорошие и не очень, завершившиеся нормально и закрытые раньше времени, с харизматичными героями, сексуальным напряжением и даже уникальными фишками. Сперва я собирался просто написать длинный комментарий, но он быстро разросся и пришлось переводить его в полноценный пост. Это не ТОП, а просто прогулка по волнам моей памяти, ибо ранжировать их по местам было бы слишком маятно, тем более некоторые из них откровенно слабее прочих. Здесь не будет места совсем старым сериалам вроде Секреток, ведь я их в сознательном возрасте даже не смотрел. Также не найдётся места отечественным сериалам, ибо на их счёт следует пилить целый отдельный пост. Но начнём же.
Кости / Bones (2005-2017)
Этот сериал в своё время стал для меня одним из любимых. Ведь в нём было всё что меня привлекало симпатичные главные герои в исполнение Дэвида Бореназа и Эмили Дешанель, между которыми сексуальное напряжение временами можно было ножом резать; замечательная команда помошников каждый из которых обладал собственным выделяющимся характером; мозголомные дела, где даже простое опознание жертвы превращалось в настоящее испытание; и так знакомая мне атмосфера антропологических исследований - кому не доводилось собирать черепа на газетке, учить кости черепа и определять по некоторым признакам жизнь и смерть хозяина костей, тем не понять. Повествовал он о команде антропологов из Национального музея в Вашингтоне во главе с гениальным антропологом доктором Темперанс "Кости" Бреннан, которые помогают ФБР расследовать дела, в которых от жертв остались лишь старые кости или немного органических останков. Правда этот сериал я так и не досмотрел до конца. То ли дело в том что после того как главные герои сошлись химия между ними потухла, то ли сменяющиеся помошники стали терять в харизме, а "сантабарбара" между ними стала скорее напрягать чем забавлять, то ли дело в самих расследованиях, которые совсем уж стали терять всякую связь с реальностью, а техномагия совершенно вышла из под контроля, но сериал резко сдал, поскучнел и был мной заброшен и я лишь с недоумением читал бесконечные новости о его продлении. Прожил он целых 12 сезонов, что очень даже дохрена и даже породил спин-офф Искатель / The Finder, который мне уже совсем не зашёл. Но всё же не могу не посоветовать глянуть первые 2-3 сезона - ведь они вполне достойны. Уж точно они вышли лучше нежели отечественная локализация, которая совсем уж многое потеряла.
Жизнь как приговор / Life (2007-2009)
Этот сериал повествующий о жизни сотрудника полиции Лос-Анджелеса, который был несправедливо обвинён и посажен в тюрьму, однако после оправдания и выхода, получив миллионные компенсации, решил вернуться к полицейской работе, а не нежиться на тропических островах и яхтах, ведь он всё ещё горит желанием найти виновного в подставе и свершить свою страшную месть. Преже всего сериал умудряется цеплять невероятно обаятельным главным героем в исполнении Дэмиана Льюиса, который смог познать в тюрячке дзен и освоить некоторые криминальные профессии вроде щипача или взломщика. Помимо того радует что в сериале удалось отойти от традиционной формулы с химием между главными героями и основная химия у сипатичной напарницы в исполнении Сары Шахи творится с начальником участка, хотя расследования были довольно стандартными. Сам сериал прожил всего два сезона: его подкосила сперва забастовка голливудских сценаристов, которая прервала первый сезон, а потом добила беременность исполнительницы главной роли, из-за чего основная сюжетная линия была свёрнута впопыхах, но сериал хотя бы закончился на чём-то. Но всё таки я могу многим посоветовать этот сериал ведь он совсем недлиный.
Необычный детектив / The Unusuals (2009)
Этот сериал стал первой самостоятельной работой Ноя Хоули, который позднее отметился сериалами "Фарго" и "Легион". Прежде всего он цепляет своими чудакаватыми героями, несколько странной лёгкой и ироничной атмсоферой и довольно интригующей главной сюжетной аркой. Занимательно, что в отличии от абсолютного большинства криминальных процедуралов герои здесь расследуют не одни убийства, здесь есть и кражи и мошенничества и вымогательства. Кроме того в сериале отметился целый цветник отличных сериальных актёров и Джереми Реннер до того как стать звездой. Главная проблема заключена в том что сериал был закрыт в самом начале и многим будет просто обидно терять время и сживаться с интересными героями, зная что ничего в конце так и не получит. Однако смелый зритель просто плюёт на все эти условности и наслаждается 10 сериями отличного шоу, в конечном итоге удовольствия от него получишь больше, чем разочарования в конце. Особо печалит, что сериал снимался на канале параллельно Каслу и изначально продюсеры собирались боле-менее регулярно пересекать оба шоу, из чего могло выйти немало занимательного.
Особый отдел / The Inside (2005)
Этот сериал решил ступить на почву маньяков и преступлений свершённых психопатами. Именно ради наивысшей эффективности начальник специального отдела ФБР собрал в своей конторе людей обладающих теми или иными маниями и прочими подобными расстройствами психики, ибо кто лучше вычислит и поймает маньяка, как не маньяк держащий свои позывы под контролем разума. Потому он и берёт в свой отдел главную героиню, ставшую в детстве жертвой похищения и получившая в результате почти ощутимую витктимность, ради катарсиса от высвобождения и расправы над злодеем. Да в сериале довольно редко деятельность героев приводит к арестам - чаще всего звери в людском обличии переезжают прямо на тот свет. И в целом сериал кажется довольно мрачным не смотря на проблески иронии и юмора. Также радует и актёрский состав в котором отметился тот же Адам Болдуин. Огорчает лишь то, что этот сериал был в итоге закрыт, ибо в отличии от вышедшего в том же году более лёгкого "Мыслить как преступник" у "Особого отдела" был свой темноватый шарм и атмосфера. Конечно жаль его краткой жизни, но он всё таки был хоть как-то закончен, а не остался висеть в лимбе подобно прошлому сериалу.
Касл / Castle (2009-2016)
Ну здесь я даже не знаю что писать? Писатель детективов Ричард Касл ради вдохновения отправившийся на полицейскую работу, которая сводит его с неприлично красивой сотрудницей полиции Кейт Беккет. Химия между персонажами. Обилие юмора и отсылок к популрной культуре. Харизма Натана Филлиона. Это сериал слишком популярен и известен, чтобы многое о нём писать, ведь все интересующиеся жанром конечно же его видели, а кому наплевать на детективы - те всё равно смотреть не станут. Скажу лишь что и его постигла в более лёгкой форме беда сразившая те же "Кости" - ближе к концу сериал стал слишкм банален в своих отдельных расследованиях, а отношения между героями обрели слишком мыльный характер, это не говоря уж о совсем уж фантастических делах, которые стали уходить уж слишком далеко от рамок разумного.Из-за чего я так и не смог осилеть полтора последних сезона этого шоу. Однажды его досмотрю, но что мы говорим богам прокрастинации: "Не сегодня"
В поле зрения / Person of Interest (2011-2016)
Прежде всего следует отметить что создатель сериала Джонатан Нолан до этого не работал с телепроектами и все его сценарные опыты были связаны только с фильмами его знаменитого брата. Однако данный момент пошел сериалу только на пользу, ибо прописывание персонажей, экшена и событий по ходу сюжета идет в очень киношном ключе, а стилистическую схожесть с нолановской трилогией о Бэтмене даже в самой манере съемок просто нельзя не заметить. Также благодаря опыту создателя комиксоидность в сериале смотрится хорошо и не вызывает протестов внутреннего критика, а аллюзии и реминисценции на похождения Темного рыцаря являются органичной частью сериала. И постепенно понимаешь, что уши других героев торчащие из-за героев сериала только дополняют и придают глубины местным персонажам. Кстати влияние Дж. Дж. Абрамса в сериала тоже весьма заметно, ибо создатель Шпионки и Лоста не мог не помочь в создании и этого хитового сериала и видимо его влияние заметно в "фантастической" части, где он, скорее всего, помог развернуть идею, заимствованную из концовки Темного Рыцаря, в полноценный элемент шоу.
В части съемок и постановки сериал тоже демонстрирует взрослый подход, ибо авторы понимая ограниченность бюджета и, по началу, плохенькие спецэффекты сделали упор на стилистку съемки и качественные истории - их самые сильные части. Сам их подход к сериалу выделяет его из толпы одинаковых процедуралов. Ведь в большинстве сериалов развитию сюжетных арок посвящается 2-4 серии за сезон, чаще всего в начале и конце и иногда в середине сезона. Здесь же развитие в общую канву сериала вносится перманентно: арочные события и развития персонажей происходят во всех сериях сезона и самих арок очень много, но создателям удается балансировать и жонглировать ими с огромным умением выводя сериал на все новые высоты, а уже произошедшие события влияют на персонажей и события в следующих сериях, даже если они происходили в стандартном "сюжете недели". Кстати сами отдельные истории отличаются частой нестандартностью и высоким качеством реализации, что позволяет держать сериалу высокие рейтинги и постоянно привлекать новых зрителей. Нельзя не отметить и постоянные флэшбэки, которые не носят особо важных сюжетных моментов, но добавляют глубины персонажам и значимости событиям, играя роль своеобразных бонусов сериала.
Однако все это не смогло бы сработать без интересных персонажей и хороших актеров, а их тут тоже не мало. Джеймс Кэвизел (Иисус из Страстей Христовых) сыграл Джона Риза: бывшего спецназовца и убийцы на службе ЦРУ, не знающего себе равных в перестрелках, вождении и драках, персонажа очень простого и где-то клишированного героя из боевиков 90-х, который тем не менее обладает достаточным бэкграундом и глубиной, дабы быть интересным зрителю. Майкл Эмерсон (Бен из Лоста) стал Гарольдом Финчем - гениальным программистом и автором Машины, интровертом с очень пронзительной историей жизни и благой миссией в душе - значительная часть интереса публики связанна с ним. Тараджи П. Хенсон исполнила роль детектива Джосс Картер - патологически честного сотрудника полиции Нью-Йорка, именно она долгое время будет моральным компасом всего сериала. Кевин Чэпмен преобразился в детектива Лайнела Фаско: по-началу грязного копа и комического персонажа, который по ходу сериала растет над собой и даже переживает личный катарсис, после которого становится совсем другим человеком и профессионалом. Прелестная Сара Шахи отыгрывает Самину Шоу правительственного агента по ликвидациям врагов государства, подставленную своими же: ее персонаж в чем-то копирует Риза, но является более "колючим" и скрытным. Эми Экер стала хакером и убийцей с психологическими отклонениями Рут: сама история главного антагониста сериала, постепенно меняющего свои приоритеты весьма достойна и интересна. Так же сериалу хватает и второстепенных персонажей от помошников вроде Зои Морган или Леона Тао, до злодеев: корумпированные копы и чинуши из HR, местный "мориарти" Элаяс, Бдительность и Десима. Очень симпатичной частью сериала стала собака Беар (Медведь), она не играет слишком много значения в сериале, но ее присутствие просто приятно. И, наконец, Машина - Искусственный Интеллект, глазами которого мы и смотрим сам сериал. Особенно радует, что не смотря на целую кучу проблем среди которых и была и беременность Сары Шахи, и недовольство канала вниманием к большим аркам, урезание бюджетов, хронометража и жёсткие требовани формата сериал в итоге был хорошо завершён, а Джонатан Нолан и Лиза Джой наработали достаточно авторитета и опыта, чтобы пробится в большое ТВ и снимать все эти "Миры Дикого Запада"
Вот что я могу сказать по поводу войны во Вьетнаме этого сериала.Менталист / The Mentalist (2008-2015)
Вроде бы в сериале ничего особенного все то же что уже видели в многочисленных процедуралах, но Патрик Джейн просто великолепен. Конечно во всем остальном это типичнейший процедурал, не столь юморной как "Касл", но не столь пресный как какой-нибудь, прости Господи, "Морская Полиция" или "Мыслить как преступник". Позднее сериал нехило так набрал обороты и обрел свою формулу успеха: немного забавных коллег, интересные, хотя и клишированные дела, таинственный неуловимый враг, и конечно же сам Патрик Джейн единственный и неподражаемый, по крайней мере как персонаж он мне кажется одним из лучших главных героев во всех процедуралах вообще. Правда к четвёртому сезону в нем стали проскальзывать признаки первичного утомления сценаристов. И былой легкости не хватает, но сериал уже такой солидный и вытягивал уже сам по себе, даже с более легкими расследованиями. Ближе к концу сериала даже сведение вместе двух главгеров меня порадовало, ибо не было результатом длительного и давно перегоревшего сексуального напряжения как в "Костях" или "Касле", а скорее раскрытием глаз и нахождением новой причины для жизни. А самое главное все то что было отнято судьбой и злодейским маньячиной Красным Джоном у Джейна вернулось к нему как и доброе расположение духа.
Конечно я мог бы ещё долго распинаться и рассказывать и о совсем уж комедийном Ясновидце, но буффонада заходит далеко не всем, или о чудесной "Анне-детективе", но о отечественных сериалах я решил не писать. Пока хватит и этого. Семи сериалов вполне достаточно.