Немного о поездке в Крым

Jul 25, 2014 01:35

Недавно посетил Крымский федеральный округ РФ. Поделюсь некоторыми впечатлениями.
Все началось с выбора вида транспорта. Автотранспорт был отвергнут в связи с неготовностью оного для дальних поездок и отсутствием попутчиков. Авиатранспорт - в виду отсутствия билетов на ближайшие два дня и катастрофической дороговизны. Поэтому выбор пал на ЖД транспорт по схеме "единый билет в Крым". Конечной целью был Севастополь.

В Севастополь я езжу почти каждый год, имею там знакомых и вообще для меня это второй родной город, т.к. я там прожил некоторое время еще при СССР. Во время крымского референдума звонил, спрашивал - народ был однозначно за присоединение к РФ. Собственно, Севастополь, как город-регион, хотел вернуться в РФ больше всего остального Крыма, даже пытались провернуть это в 90-х, но тогда Ельцин спустил все на тормоза. А юридическая тонкость была в том, что Хрущев отдал УССР в подчинение Крым (Крымскую АО), но Севастополь в состав УССР не вошел - он был городом республиканского подчинения и подчинялся Москве напрямую.

Ну да ладно с политикой.
Система "единого билета" представляет собой покупку в ЖД-кассе двух билетов: железнодорожного, до Анапы или Краснодара и к ним второго билета на стыковочный рейс "автобус-паром-автобус" от вокзала до места назначения. Выглядит этот билет почти как железнодорожный, только другого цвета. Рейсы стыкуются по времени с запасом. Продаются они только в кассах ЖД и у дилеров, по интернету через сайт купить нельзя - видимо, чтобы народ не протупил со временем стыковки (там есть нюансы :-) ).

Я, конечно, выбрал Анапу, как ближайший пункт к Порту Кавказ, т.к. пилить лишние километры приятнее в поезде, а не в автобусе. По приезду на вокзал (и даже в поезде в вагоне) есть инструкции и указатели, куда идти. Промазать весьма сложно. На выходе из вокзала стоят автобусы. На них тоже таблички - "единый билет".

Схема единого билета состоит из 2 или 3 поездок по этому самому единому билету. Основной вариант: автобус-паром-автобус. От вокзала автобус везет до парома. Везет по приоритетной схеме, т.е. в обход всей автомобильной очереди. Но сам автобус на паром не грузится - он высаживает людей на посадку на паром и тут же становится на обратный рейс, ожидая людей с парома. РЖД не обманули - автобусы современные, все с кондеями. Стоячих не берут - места в автобусах с запасом, всегда есть доп.автобусы. Потом народ грузится на ближайший паром, паромится, на месте их встречает глашатай с мегафоном, кучкучет, ведет к автобусам и распределяет по автобусам до места назначения. Потеряться сложно.

Второй вариант: автобус + катамаран. В некоторые города Крыма можно уехать на катамаране, а не на пароме - напрямую в городской порт. Это сразу указано в билете, автобус в таком случае везет в другой порт до катамарана.

Кавказ в виде Анапы встретил своей жадностью и грубостью. На вокзале оказалась только одна кафешка с пиццами-чайками-пивками и дикими ценами в 2-3 раза превышающими средние. К слову, я не любитель запасаться в поезд всякими "курко-яйко" - беру еды минимум. Иногда подкрепляюсь на перронах. В целом в этот раз была отличная выборка. Поезд стоял в Лисках и Россоши, где я подзатарился пивасом и пирожками, а с собой взял стандартные бич-паки, для перекуса на вечер-утро. Торговцы снуют, а за ними гоняются блюстители порядка, только завидев которых торговцы бросаются наутек, подлазая под стоящие поезда.

Но особенно порадовало станция "Чертково". Кто не в курсе, южные поезда в северной части Ростовской области едут несколько километров по территории нашей пресловутой незалежної України. Так проложена ЖД-ветка еще со времен СССР. Факт пересечения госграницы узреть из поезда сложно - там нет ни станций, ни крупных населенных пунктов, ни пограничных ограждений - поля и поля. Только иногда попадаются странные синие знаки. А южнее находится Чертково, где ЖД-ветка проходит по российской стороне населенного пункта, а до госграницы всего метров 300 - через пути буквально. И тут на перроне в Чертково вышли торговцы и начали предлагать уже по-существу. Не картоху за 100р или пивко баночку за 150, а за 150р уже нормальный украинский коньяк 0.25 - 3 звезды! Ну как тут отказаться. Тем более - все настоящее!

Ну да ладно, про дорогу и Кавказ. Доехали до парома. Перед паромом в Порт Кавказе встречает меня гигантская автомобильная очередь километров 5-6! И на электронном табло: "Среднее время ожидания посадки на паром - 30 часов!". При этом жара +33, коса среди моря. Как они там живут? Ну хоть каждые 100 метров стоит синяя туалетная кабинка, а каждые 300 метров кафешка и душ. Местные говорят - ну это что-то большая очередь, обычно ждать часов 16. ;-) Каждый километр стоят гаишники, отсекающие "самых умных", пытающихся пролезть без очереди. Автобус огибает всю мега-очередь и едет прямиком на посадку. На посадке есть кабаки, туалеты и скорая даже дежурит. Вроде все организовано. Только я успел поесть и испить 9-й балтики, как наша толпа пошла на паром. Щёлкать клювом в данной ситуации не приветствуется, т.к. паромы ходят с интервалов где-то в 1-1.5 часа. Хотя, не влезть на паром почти не реально - для людей места всегда хватит.

Паромы. Проблема, создавшая очереди на паромы далеко не в медленности паромов - они быстрее не могут ходить. Паром грузится минут 40-50 и идет потом минут 30. Люди грузятся минут за 10, остальное время грузятся автомобили, которые по одному туда направляют и запихивают как можно компактнее. Паромов 4 штуки, они синхронно отправляются оттуда-туда в режиме непрерывной перевозки. 2 мелких парома с одной автомобильной палубой: "Ейск" и "Севастополь", на них 2 пассажирские палубы. И 2 огромных, кипрских: "Ionas" и "Olympiada" - там 2 автомобильных палубы и 2 пассажирские, есть даже ресторан. Особо популярны, конечно, открытые палубы, откуда можно смотреть на пролив и берега. Еще ходят ЖД-паромы, которые возят в Крым топливо в цистернах. Больше паромов пускать бессмысленно, потому что причалов для них все равно только по 2 автомобильных с каждой стороны и 1 ЖД. Поэтому и очереди.

С парома встречает глашатай и кучкует людей, кто едет по единому билету. Почти сразу, когда все собрались (даже покурить еле успеваешь) - ведут к автобусам и распределяют кто куда едет. Садишься в автобус. Все билеты на автобусы без мест, поэтому лучше побыстрее занять лучшие места. ;-) Но так или иначе - стоя не посадят, а автобусы ходят с запасом мест. Здесь уже Крым и водители - крымчане. Они более культурные и доброжелательные. Так у меня пошел 3-й этап - "обзорная экскурсия по Крыму". ;-)

Автобус "Порт Крым-Севастополь" идет через Феодосию и Симферополь. Едет он довольно медленно - весь путь занимает часов 6 (полный путь от Анапы - часов 10). Но, в Феодосии (перед городом) делается плановая остановка минут на 30 на покушать/пописать у понтовой столовой. В столовке суперцены: первое, второе, салат и компот обошлись в 150р. ;-)

Плановое время прибытия, указанное в билете не соблюдается нифига, увы. Хотя явных тормозов нигде не было. Автобус пришел позже где-то на 1 час 50 минут. Поэтому билеты назад дают с приличным запасом: минимум 2 часа, а лучше - 3.

Сам Севастополь хорош - но про него отдельно.

Напоследок несколько фишек. Курить и пить в поезде запрещено. Но если на "пить" закрывают глаза, лишь бы не буянил, а менты уже по вагонам не рыскают, то курить получается только на перроне на остановках поезда. В вагонах курить нельзя. Но, это ж Россия! Если очень хочется - то можно. Надо просто купить у проводника "индульгенцию" - кроссворды, ЖД-лотерею или контрабандный алкоголь. ;-) И проводник разрешит курить "в резине" - межвагонном пространстве или в посадочном тамбуре, открывая для вытяжки дверь в "резину". Я купил лотерею, т.к. на нее даже можно выиграть. ;-) Раз выиграл, кстати. Целых 50р в плюс! :-)

В каждом новом поезде тестирую еще кабак (вагон-ресторан). Заранее угадать, что за ресторан - невозможно - может быть от супер-жлобского до супер-понтового. Стандартов нет. В поезде "туда" ресторан находился от меня за 11 вагонов и в силу своей природной лени я туда не дошел. В поезде "оттуда" кабак был в 2 вагонах. И, мало того, на подлом вокзале и вблизи купить в дорогу поесть и выпить было радикально нечего! :-( Но увидев цены я слегка офигел. Бутерброды от 100 до 250р. Салаты от 250 до 600. Блюда от 400 до 750. Прямо как в лучших аэропортах РФ! Россия - жадная душа! Водка: 100 граммов - 250р! 200гр - 500р! 250гр - тоже 500р (но дают целый запечатанный пузырь), 500 гр - 1000р! И это простая водка. Абсолют 0.5 - 2000! Кабак пуст!

Не, ну я если пришел выпить - я выпью! И пофиг сколько оно там. Давно замечено правило, что если на отдыхе жаться - потом остается привкус неудовлетворенности и в воспоминаниях об отдыхе останется негатив. Поэтому берем водки 0.25, 0.6 колы за 100р и бутер с колбасой за 150р. Потом че-то есть захотелось и берем еще за 250 салат. Кабак пуст, за соседним столом сидел только какой-то аццкий, вероятно, москвич быдловатого вида с полным столом еды, которую не доел и просил завернуть с собой. ;-)

Хоть кабак был и дорогой, утром все равно пошел. ;-)
Вот так я провел этим летом. :-)

Россия, путешествия, отдых, Крым, политика, Севастополь, рестораны

Previous post Next post
Up