Мосгордума хочет снять с охраны около 2000 объектов культурного наследия. При прямом запрете федерального закона.
Не прошло и двух месяцев с избрания нового состава Мосгордумы, а она уже планирует принимать законы, прямо нарушающие федеральное законодательство и уничтожающие почти 2000 (прописью - почти две тысячи) памятников истории и культуры города Москвы.
На прошлой неделе в Мосгордуму был тайком внесен новый закон об объектах культурного наследия в городе Москве. (
https://duma.mos.ru/.../corebofs002080000p62j69p45r82nn0)
В самом конце этого закона, максимально незаметно, в статье 17 «Заключительные и переходные положения», департаменту культурного наследия предписывают до 1 июля 2025 для всех выявленных объектов культурного наследия города Москвы, которые были выявлены до 1 июля 2024 года, государственную историко-культурную экспертизу и по результатам этой экспертизы либо подтвердить их статус памятника и включить их в реестр, либо отказать им в статусе памятника.
Согласно 73 Федеральному закону об объектах культурного наследия региональный орган охраны памятников действительно должен провести такую экспертизу в течение года после включения памятника в список выявленных. Но есть важный нюанс.
В Москве выявленных объектов культурного наследия, получивших этот статус до 1 июл 2024 года - 1777. Тысяча семьсот семьдесят семь. Это здания, ансамбли, парки и другие объекты культурного наследия, получившие этот статус еще с советских времен.
Провести за полгода 1777 государственных историко-культурных экспертиз - физически невозможно. Абсолютно очевидно, что они проведены не будут.
А дальше Мосгордума и конкретно редактор законопроекта Герасимов («Единая Россия») включает в статью 17 следующий пункт:
«3. Выявленные объекты культурного наследия, указанные в части 2 настоящей статьи, в отношении которых до 1 июля 2025 года не приняты решения о включении в реестр, подлежат исключению из перечня выявленных объектов культурного наследия.»
То есть, согласно законопроекту, все выявленные объекты культурного наследия, в отношении которых не будет проведена ГИКЭ о включении их в реестр (а это подавляющее большинство из 1777 памятников) будут лишены охранного статуса автоматически.
Это положение законопроекта незаконно чуть более, чем полностью.
Порядок работы с выявленным объектами культурного наследия устанавливает Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Он утверждает следующее:
Статья 16.1:
«15. Региональный орган охраны объектов культурного наследия исключает выявленный объект культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, принятого в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.»
Статья 18:
«11. Региональный орган охраны объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр по следующим основаниям:
1) отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы;
2) недостоверность сведений об объекте (в том числе сведений о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий, о местонахождении объекта);
3) наличие сведений об объекте в реестре.»
Памятник не может быть исключен из списка выявленных на том основании, что в отношении него не принято какое бы то ни было решение.
Мосгордумы на уполномочена устанавливать дополнительые основания исключения выявленных памятников из перечня выявленных объектов культурного наследия.