Диагностируя эпилепсию Достоевского. Часть 3.

Sep 03, 2010 20:04

Первая часть, включая вторую и третью. Осталась еще одна.

Наиболее примечательные герои эпилептики в произведениях Достоевского это князь Мышкин из романа "Идиот" и Смердяков из "Братья Карамазовы". Мышкин во многом автобиографичный персонаж, его образ основан на собственном эпилептическом опыте Достоевского. Через Мышкина, он дает наиболее яркое литературное описание "восторженной ауры" и того, как общество воспринимает эпилептиков. Достоевский вносит в роман и особенно подчеркивает реакцию людей, что видели его приступы Мышкина. Он изображается в роли Христа, чьи эмоции и интеллект скованы его заболеванием. Он подвергнут остракизму со стороны общества, во многом из-за своей болезни. Достоевский внес большой вклад в то, чтобы снять клеймо, которым общество наделило эпилепсию, благодаря своему роману.

В начале произведения "Идиот", мы узнаем, что Мышкин возвращается на поезде в Россию после четырех лет проведенных в санатории в Швейцарии, где его лечили от "какой-то странной нервной болезни - особом виде эпилепсии с судорожными спазмами." Главный герой так же говорит пассажирам поезда, что "Они [Швейцарские доктора] не смогли научить меня многому по причине моей болезни". В этом отрывке, Достоевский дает яркое описание "восторженной ауры", что предшествует припадку Мышкина:

"Он задумался, между прочим, о том, что в эпилептическом состоянии его была одна степень почти пред самым припадком (если только припадок приходил наяву), когда вдруг, среди грусти, душевного мрака, давления, мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его. Ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось в эти мгновения, продолжавшиеся как молния. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом; все волнения, все сомнения его, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной, гармоничной радости и надежды, полное разума и окончательной причины. Но эти моменты, эти проблески были еще только предчувствием той окончательной секунды (никогда не более секунды), с которой начинался самый припадок. Эта секунда была, конечно, невыносима."

Это описание "восторженной ауры" помогло неврологам найти происхождение эпилептических ударов Мышкина, и конечно же, самого Достоевского. Эмоциональное наполнение ауры позволяет определить, что этот тип припадков был обусловлен ненормальной электрической активностью в некоторых частях височной доли. Яркие эмоции связаны с деятельностью в зонах лимбической системы, а точнее в гиппокампе, коре головного мозга и мозжечковой миндалине височной доли. "Идиот"был написан в 1867-68, когда Достоевский переживал эмоциональные и финансовые трудности. Он и его жена, отправились в Европу, путешествуя от города к городу, чтобы спрятаться от кредиторов и найти лечение его болезни. Это был период, за который Достоевский перенес ряд серьезных приступов, вероятно, в результате сложившихся в его жизни обстоятельств.

Отрывок, с аурой Мышкина, что шел выше представляет из себя что-то вроде трансцендентного опыта. Действительно, височная эпилепсия связана с гипер-религиозностью и таким типом переживаний. К примеру, считается, что император Константин страдал от височной эпилепсии. По преданию, перед битвой у Мульвийского моста в 312 году н.э. Константина посетило видение креста украшавшего небо, со словами "In hoc signo vinces" ("Во имя знака вы победите"). А после победы он сделал христианство официальной религией Римской Империи. Достоевский был глубоко религиозен и вероятно его религиозность была результатом эпилепсии. В рождественскую ночь, во время его ссылки в Сибири, к Достоевскому зашел старый друг, которому он описал почти что пророческое видение, которое посетило его во время ауры, что предшествовала удару:

"Воздух был наполнен шумом и я попытался пошевельнуться. Я почувствовал, что рай спускается на землю и что он охватывает меня. Я по-настоящему прикоснулся к Господу Богу. Он вошел в меня; да, Бог существует, Я заплакал. Вы все, здоровые люди, не имеете никакого понятия, что за удовольствие мы эпилептики испытываем за секунду до удара. Магомед, в Коране, сказал, что он видел рай и вошел в него. Все эти глупые умники уверены, что он был лжецом и шарлатаном. Но нет, он не врал, он действительно побывал в раю во время эпилептического удара; он был жертвой этой болезни, как и я. Я не знаю длится ли это удовольствие секунды, или часы, или месяцы, но поверь мне, я не разменяю даже на все прелести мира."

переводы

Previous post Next post
Up