Как и у любого другого экономического субъекта, расходы государства не должны превышать его доходов. Иначе рано или поздно государство обанкротится, уровень жизни его граждан значительно и резко упадёт, граждане возьмут топоры и вилы и пойдут сносить власть. А это в планы власть имущих совершенно не входит.
Поэтому в подавляющем большинстве стран мира процедура планирования бюджета - это ежегодный многомесячный марафон с привлечением лучших умов правительства и парламента. Казалось бы, как в таких условиях вообще может возникнуть дефицит?
Да легко. Пока одни раздают популистские обещания "дать всем денег", вторые строят бодрые планы на ожидаемое экономическое чудо в следующем финансовом году. Трюк в целом удаётся 5-10 лет подряд. А потом случается внезапный, как снег зимой, экономический кризис - и вот вам и дефицит.
Вопрос "что делать" возникает, обычно, в пожарном порядке. Наука предлагает пять способов решить проблему дефицита госбюджета:
1. включить печатный станок;
2. использовать имеющиеся резервы;
3. занять денег;
4. увеличить доходы, или
5. сократить расходы, то есть устроить секвестр бюджета.
Первый способ заслуженно считается прямейшей дорогой в ад гиперинфляции. Резервов даже у самые зажиточных стран не больше, чем на пару умеренно-проблемных лет, а у большинства государств резевров нет вообще. С займами могут возникнуть сложности из-за преддефолтного состояния (Украина, например, не смогла занять ни одной гривны при последней попытке размещения гособлигаций), либо из-за санкций (Россия).
С повышением доходов во время кризиса всё очень сложно. Повышение налогов сокращает налогооблагаему базу. Другими словами, если повысить налоги на предприятия, которые и так еле сводят концы с концами - они обанкротятся и перестанут платить совсем. Да ещё и повесят на государство армию безработных. Поэтому повышать поборы нужно точечно, только на тех, у кого есть что отобрать.
Например, отличная, на первый взгляд, идея - повысить налог на дивиденды для честных предпринимателей (с 9% до 13%). Раз есть дивиденды, значит есть прибыль, из которой они платятся и которую можно ощипать. Но на практике получается скрытая реклама ООО (обналички, откатов и оффшоров).
Ещё можно было бы, например, поднять таможенные пошлины. Причём на импорт можно было бы поднимать точечно, поддержав отечественного производителя, например, те же автозаводы.
Но нет, импортные пошлины поднимать нельзя из-за ограничений ВТО. Поэтому - получите девальвацию курса нацвалюты, то есть налог на весь импорт без разбора. Включая критически важные лекарства, запчасти для станков, выплаты по взятым зарубежом кредитам и т.д. Плюс неизбежную инфляцию.
Впрочем, для экспортёров девальвация выгодна, в том числе и для бюджета.
Ещё можно залезть в карман работающим гражданам. Резко это сделать не получится - народ может и взбунтоваться, но если потихонечку... Получите новые тарифы и акцизы, новые налоги на имущество и платежи за его капремонт, забудьте про 6% накопительной пенсии (которые вы всё равно в руках не держали).
Ну и собственно про секвестр.
Чтобы не разводить демагогию, открываем
страничку минфина и смотрим структуру расходов. Она не очень удобна для наших целей, но уж как есть.
33% расходов идёт по статье "социальная политика". Это пенсии и пособия безработным и инвалидам, а также медицина. История с монетизацией льгот напрочь отбила у властей желание снижать пенсии, а число безработных в кризис будет только увеличиваться. Надеяться на сокращение данной статьи не приходится.
В сумме целых 36% бюджета проедают Президент, депутаты, чиновники, прокуроры, судьи, армия, полиция, ФСБ, МЧС, пограничники, а также примкнувшие к ним учителя.
Минфин, к сожалению, не даёт разбивки по роду затрат, но можно с уверенностью предположить, что основная статья здесь зарплаты, а на втором месте идёт содержание имущества (зданий, военных баз, служебных автомобилей и т.д.) плюс закупки всякой бумаги, бензина и т.д.
Зарплаты можно подрезать только в части премий, бонусов, "13-ых зарплат", прочих надбавок, а также командировок и корпоративов. То есть на 3-5%, ну на 10%. Но есть два но. Во-первых, налоги на зарплаты госслужащих выплачиваются в полном объёме, т.е. около 40% от ФОТ. Т.е. реальный эффект для бюджета от снижения зарплат на 10% составит всего 6%. Во-вторых, за исключением 1% самых высокооплачиваемых сотрудников, госслужащие всю получку тратят на потребление. То есть снижение их доходов на 10% снизит создаваемый ими спрос на 9.9%. А их где-то 15%-20% от всех трудящихся страны. Сокращение числа госслужащих тоже по щелчку пальцев не делается и имеет всё те же самые но.
12% расходов потребляет "национальная экономика". Здесь всё в куче - дороги, транспорт, связь, с/х, наука, космос и так далее. Безусловно, это самый коррупционно-ёмкий сегмент расходов, но просто взять и зарезать этот раздел нельзя. Потому что получим миллионы безработных, разваленную науку и промышленность, уничтоженные дороги. Экстренная борьба с коррупцией это миф: даже Сталину потребовалось несколько лет расстрелов за три колоска, а авторитарный француз де Голль после войны пять (!) раз полностью увольнял весь личный состав жандармерии и набирал новых. В условиях же современной демократии, точнее власти бюрократии, борьба с коррупцией есть борьба пчёл против мёда. В отдельных странах шоу может и красивое, но и там толку - чуть.
Ещё 3.5% бюджета уходит на оплату ЖКХ, субсидирование которого год от года сокращается к явному неудовольствию масс. Какие-то крохи идут на экологию.
Содержание оставшихся 15% расходов минфин не раскрывает из-за режима секретности, но известно, что в сложившихся условиях сокращены они не будут.
В итоге же получается, что секвестировать в бюджете особо нечего. Более-менее безболезненно сокращается процентов 5, ну максимум 10. Всё остальное придётся вырывать с кровью, мясом и бунтами. Посмотрите на Грецию, от которой МВФ требует именно этого, и в которой последние семь лет каждые полгода то майдан, то перевыборы.