Много лет назад мне врезалась в память телепередача об одном человеке, попавшем в тюрьму по ложному доносу. Он был интеллигентный человек, который волею судьбы оказался в среде уголовников. Его спросил журналист: "Как Вам удалось выжить в столь жестокой обстановке?". И этот человек ответил:
"В какой-то момент я понял, что выжить можно только в том случае, если ты руководствуешься принципом - меня победить нельзя, меня можно только убить! И драться до тех пор, пока руки шевелятся".
Это очень важный принцип. Конечно, тюрьма - это предельный случай ожесточения социальной среды. Но во многих случаях нашей свободной жизни, если не действуют законы или гуманизирующие правила, если коллектив предоставлен сам себе, то он постепенно начинает приобретать черты "коллектива" уголовников - со своими паханами, "петухами" и людьми с промежуточными социальными статусами. Самой близкой к коллективу уголовников социальной средой является армейский коллектив, в котором солдаты предоставлены сами себе, и командование не вмешивается в их разборки. Почти всегда в таких случаях воинская часть начинает напоминать тюремную камеру, где роль паханов выполняют дембеля, а роль "петухов" приходится играть "духам"-новобранцам. Менее близким к предельному случаю (к тюрьме) примером является школьный класс, учителя которого считают, что "не нужно вмешиваться в отношения между детьми, они сами разберутся". Такой класс (или даже группа в детском саду) тоже почти всегда превращается в некое подобие тюремной камеры. Здесь есть свои паханы (лидеры) и свои опущенные, роль которых очень часто приходится выполнять "ботаникам". И увы, в таких случаях школьнику не остаётся ничего, кроме как тоже руководствоваться принципом "Меня победить нельзя, меня можно только убить". Или оставаться опущенным.
Запись сделана с помощью
m.livejournal.com.