Apr 16, 2011 13:58
Человеку свойственно делать выбор. Мы выбираем друзей, музыку, фильмы... И выбор этот происходит бессознательно. Ибо, как утверждал доктор Фрейд, (а дядя Зигмунд меня ни разу не подвёл!), бессознание объёмнее сознания! Ему не свойственны цензура и ограничения. Именно через бессознание человек проявляет себя.
Где-то в глубине души, бессознательно, человек хочет быть особенным. Хочет чувствовать себя избранным... И пытается доказать это другим. Через музыку, которую слушает. Через фильмы, которым отдаёт предпочтение… И даже через продукты, которые употребляет пищу (Привет вегетарианцам! Наверняка, у них в холодильнике припрятан огромный кусок сала... Ну, да ладно, в глазах общества они - избранные!)
Итак, артхаус. «Домашнее искусство». Интеллектуальное кино. Кино не для всех. Кино для избранных...
Вообще, изначально «артхаусом» в штатах (тех самых, что соединены в Северной Америке) назывался кинотеатр, в котором фильмы сопровождались субтитрами на иностранном языке, т.е. в любом случае «кино не для всех». Постепенно значение слова «артхаус» расширилось, видоизменилось, и «артхаус» стал синонимом интеллектуального кино. В таком кино обязательно должно присутствовать авторское видение проблемы.
Проще говоря, артхаусное кино - это кино, на котором, над которым и после которого надо думать.
Проще? Слишком простой ответ для избранных.
Артхаус... Я растираю это понятие кончиками пальцев, подношу к носу... и вдыхаю его значение. Для меня артхаус - субъективное кино. Режиссёр снимает фильм так, как хочется только ему, не думая о предпочтениях массового зрителя. Не рассчитывая на награды и кассовые сборы. «Мне наплевать, будут ли смотреть мои фильмы!» - скажет Жан Люк Годар в середине 60-х. Его слова и станут девизом последователей.
Но, тем не менее, артхаусный кинематограф, подобно мейнстриму, всё же получает престижные статуэтки кинофестивалей. Хотя как таковых наград, созданных специально для фильмов этого направления, не существует. Это противоречило бы идее.
Когда моё бессознание отдало предпочтение артхаусу, я даже не знала такого понятия. Я восхищалась Балабановым, на меня гипнотически действовала Рената Литвинова, я рыдала от восторга после игры Петра Мамонова… Потом появилась танцующая в темноте Бьорк… Пан Кшиштоф Занусси... Антониони…
Самыми известными артхаусными режиссёрами в России сегодня являются Алексей Балабанов («Замок»,1994, «Про уродов и людей»,1998, «Мне не больно»,2006, «Груз 200»,2007, «Морфий»,2008 и др.), Валерия Гай Германика («Девочки»,2005, «Мальчики»,2007, «Все умрут, а я останусь»,2008 и др.), Кира Муратова («Астенический синдром»,1989, «Три истории»,1997, «Настройщик»,2004 и др.), Рената Литвинова («Нет смерти для меня»,2000, «Богиня: как я полюбила»,2004, «Последняя сказка Риты»,2010 и др.), Игорь Ворскла («Закрытые пространства»,2008), Константин Силивёрстов («Клубничная поляна». 2010)… За границей - Педро Альмодовар («Кика»,1993, «Всё о моей матери»,1998, «Цветок моей тайны»,2005 и др.), София Коппола («Девственницы-самоубийцы»,1999, «Трудности перевода»,2003 и др.), Кшиштоф Занусси ("Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путём", 2000, "Чёрное солнце", 2007 и др.), Эмир Кустурица («Андерграунд»,1995, «Чёрная кошка, белый кот»,1998, «Жизнь как чудо»,2004 и др.)… Фильмы таких режиссёров, как правило, скандальны. В прокате находятся недолго, но след в сознании человека оставляют неизгладимый.
Артхаус… Артхаус надо смотреть в одиночестве. Ибо это жестокий кинематограф. Никто не поймёт вашей боли после окончания просмотра фильма. Может, именно поэтому интеллектуальное кино и не принято показывать в больших кинозалах. Да и счёт артхаусным кинотеатрам ведётся на десятки.
Исторический факт: в 1955 году в Париже была основана Международная конфедерация артхаусных кинотеатров CICAE (с фр. Confédération Internationale des Cinémas d'Art et d'Essai). Членом CICAE является объединение «Europa Cinemas», основанное в 1992 году. В России членами CICAE (через «Europa Cinemas») являются такие кинотеатры, как «Пионер» и «35мм» (г. Москва), петербургский «Дом Кино», нижегородский «Орлёнок» и калининградский кинотеатр «Заря». Известно также, что год назад на Одесской киностудии состоялось открытие кинозала, который предназначается исключительно для просмотров интеллектуального кино.
В нашем маленьком городке, где чтобы сосчитать количество кинотеатров достаточно пальцев одной руки, тоже есть пристанище артхауса - киноклуб «Beholder's» в застенках к/т «Сокол», в котором, к слову, в течение нескольких лет в рамках "Дней Полонии в Оренбурге" ведётся показ фильмов польского кинематографа.
Плохие фильмы, плохие книги заканчиваются хорошо. И забываются быстро.
Артхаус не таков! Вы не сможете пересматривать один и тот же фильм этого жанра несколько раз, но никогда не забудете его содержания и уж тем более того, что чувствовали во время просмотра.
Мы можем предугадать конец фильма из «основного потока» (собственно, так звучит перевод слова mainstream.)
Но артхаус не таков! И даже если больному ребёнку сделают операцию. То в конце его мать всё равно повесят… (см. «Танцующая в темноте»)
Артхаусу вряд ли грозит стать «кинематографом для толпы». Особенно в России. Где на просмотр «умного кино» дают две недели проката.
Да и не стоит излишне рекламировать фильмы подобного направления, иначе закрадётся «чужой» зритель. А что мейнстриму хорошо, то артхаусу смерть.
Кино для избранных.
У меня нет мании величия,
себяЛЮБОВЬ,
послефильмие,
Традиционно-стереотипное мышление,
я не слишком аморально себя веду?,
артхаус,
я бы хотела любить.,
хаос моих мыслей,
доктор Фрейд,
пубЛИЧНОСТЬ