Довелось мне ездить пассажиром на таком автомобиле как SAAB. Обычно смотрю на значок на капоте и понимаю на чём еду. А тут смотрю и не пойму, на синем фоне дракончик и написано saab scania. Неудовлетворённая своим любопытством, очень заинтересовалась автомобилем, потому что на вид не особо новый авто, а внутри кожаный салон, климатконтроль и прочие навороты, краем уха услышала, что машина-самолёт и с турбиной, но аж 1996 года выпуска. Во дела!
И скорее за информацией, искать что же это за авто: откуда такое и с чем его? Делюсь впечатлениями.
Всё началось в Швеции с того, что компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget - Swedish Airplane Company (SAAB) в 1937 году перед второй мировой войной начинает активно развивать своё авиастроение. Для своей независимости ребята построили авиазавод Svenska Aeroplan AB в Тролльхэттане.
Логотип у них был не один и из года в год изменялся вместе с компанией.
В годы войны сааб выпускает боевые самолёты для ВВС Швеции.
Но, к счастью, война закончилась и компания задумалась над автомобилестроением. Первый saab собрали 20 инженеров во главе с Гуннаром Лангстромом. И моделирование было у них на уровне: деревянные макеты кузовов испытывали в аэродинамической трубе Линкопинга. К середине января 1946 года был вручную сделан стальной кузов и начались его испытания. Так появился первый автомобиль Saab, прототип 92001 с нестандартным устройством: поперечно расположенный 2-цилиндровый 2-тактный двигатель приводил передние колеса, а продувка кузова понтонной фирмы. Интересно, как это? В аэродинамической трубе испытания дали колоссально фантастический результат.
Позже, в 1947 году - выпустили Saab 92.002. Выпускался Saab 92 вплоть до 1956 года, а всего за это время было сделано более 20 000 автомобилей.
Все 20 тысяч автомобилей я показывать не буду.
Единственное, шведы позаимствовали у немцев DKW технологию переднеприводного автомобиля с расположенным поперек двухтактным двухцилиндровым двигателем водяного охлаждения, но их заимствование не было копированием, они немного подсмотрели, и стали дальше создавать своё собственное совершенство.
Но эти 20 тысяч включали в себя особенные автомобили с особенными характеристиками, так как из проектировали с использованием авиационных технологий.
В декабре 1949 года началось серийное производство saab 92.
А 16 января 1950 года первые три серийных автомобиля купили реальные люди. Автомобили-то были без крышки багажника и вещи грузили через заднее сидение. В декабре 1952 года наконец-то оснастили багажник крышкой и получилась вот такая красота.
Ещё в отделке экстерьера (в душе не ебу что это) появился хром, увеличилось заднее стекло, появился люк, как вспомогательное оборудование, изменилась конструкция кресел, и появились новые окраски.
А в 1954 году появился новый saab 93 с радикально усовершенствованным трёхцилиндровым двигателем, новой трансмиссией, а также бескамерными шинами.
Saab 93 продержался на конвейере до 1960 года.
Спортивную модель захотели спроектировать уже в 1956 году. Это был “Saab 94 Sonett”.
Вместе с бабой спроектировали.
Saab Sonett был мощностью 57,5 л.с., максимальная его скорость 160 км/ч и весил 500 кг. В 1956 году было выпущено всего 6 экземпляров Saab Sonett.
Охуеть!
Периодически меняя двигатели, Sonett оставался на конвеере вплоть до 1974 года.
Но для участия в международных гонках пришлось сооружать Sonett класса GT.
Так был сооружен Saab Sonett Super Sport, оснащенный алюминиевым, монококовым шасси и 3-х цилиндровым двигателем, заимствованным у Saab 93, с увеличенной до 57.5. л.с.мощностью. Кузов автомобиля, чей дизайн был разработан Сасоном, был выполнен из новейшего материала - стекловолокна, усиленного пластиком. Ебать мой хуй! И это в 40х годах. В январе 1950 года две модели Saab вышли на международную спортивную арену, приняв участие в ралли Монте Карло.
В 1958 году появился Saab 750 Granturismo, а вслед за ним Saab 750 GT на базе Saab 96 и Saab Sport. В 1966 году, когда Эрик Карлссон на Saab Sport одержал победу в престижных ралли Монте Карло, модель, в честь этой победы назвали MonteCarlo 850.
В 1959 году выпускают saab 95 - универсал, вместимостью 7 человек, где пассажиры могли сидеть задом наперёд. Saab 95 оснащался сиденьями для двух, пяти или семи пассажиров и имел новый 4-цилиндровый V-образный мотор немецкого филиала Ford Motor Co.
В 1960 году - Saab 96, у него был более мощный мотор, а вентиляция осуществлялась с помощью “сквозного” потока. На этой машине Эрик Карлссон побеждал в самых престижных ралли 60-х годов. Следующей этапной моделью в 1960г. стал “Saab 96” с обновленным передком и интерьером, просторным салоном и такими невиданными по тем временам новшествами, как ремни безопасности (1962г.) и двухконтурная диагональная тормозная система, появившаяся в 64м.
Кемпер “Saabo caravan” имел 5 спальных мест (3 - на откидных полках), 2 мягких дивана, обеденный столик, 2 шкафа, мойку и газовую плитку при массе примерно 300 кг и длине 2740 мм.
В 1966 году дебютировал Saab 97 Sonett II. Кузов автомобиля был изготовлен из пластика, армированного стекловолокном, и имел крышу типа targa.
В середине 1968 года появился Saab 99. Углублюсь в его технические характеристики: четырехступенчатая КПП располагалась под двигателем, а ее первичный вал приводился от коленвала пластинчатой цепью Морзе; “ручник” действовал только на передние колеса; все тормоза были дисковыми. Хотя раньше многие находили сасоновский дизайн весьма странным, а некоторые саабовские технические изыски - вроде привода водяной помпы зубчатым валиком на некоторых моторах 99-го - не приносили ничего, кроме хлопот в эксплуатации, но именно эта несхожесть с остальными сделала Saab (как и Citroen!) автомобилем для интеллектуалов и индивидуалистов. Большинство находило эти машины некрасивыми, а некоторые влюблялись в них на всю жизнь. Авторитетный английский журнал «Car» писал, что Saab 99 - не только образцовый солидный автомобиль, но и самый безопасный в Европе.
В 1969 году слились Saab AB и компания-производитель грузовых автомобилей SCANIA-VABIS AB.
Эту корпорацию назвали Saab-SCANIA AB. Она имела 12 предприятий в Швеции; штаб-квартира располагалась в Седертелье.
В 1970 году с конвеера вышел 500 000 -ый saab.
И появился Saab Sonett III - первый автомобиль компании, у которого рычаг переключения передач которого располагался на полу. Эта модель выпускалась до 1974 года.
В 1973 году создали Saab 99 Combi Coupe. Это был хэтчбэк со складывающимися задними сидениями и широким проёмом двери багажного отделения - это делало автомобиль исключительно функциональным.
В 1976 году Saab впервые в мире использует турбонаддув в серийном автомобильном производстве.
На автосалоне 1977 года во Франкфурте Saab 99 Turbo производит фурор. На протяжении длительного периода Saab остаётся единственным законодателем в области турбостроения двигателей.
В 1978 году дебютировал Saab 900 -первая в мире машина с фильтром очистки воздуха, поступающего в салон.
В 1980 году компанией Saab разработана система APC, которая позволяла регулировать подачу топлива, увеличивая или уменьшая давление турбонаддува. Модельный ряд 900 пополняется новой модификацией с кузовом седан.
В 1983 году появился на свет Saab 900 Turbo 16S известны как Aero. Это первый в истории автомобилестроения 16-клапанный мотор с турбонаддувом. Всё это придумали инженеры компании SAAB.
В 1984 году - автомобиль бизнес класса Saab 9000 Turbo прочно закрепил свои позиции в сегменте престижных автомобилей и был признан в Америке «лучшим большим автомобилем».
С началом выпуска в 1986 году Saab 900 Convertible открылась ещё одна знаменательная страница в истории компании.
В 1988 году появляется новый кузов среди 9000, обозначающийся как Saab 9000 CD, оснащенная противобуксовочной системой TCS (Traction Control System).
Реструктуризация отделения Saab Car в 1990 году делает независимой компанией Saab Automobile AB. AB и General Motors получают по 50% акций.
С 1991 года Saab обновляет модель 9000, и теперь она имеет индекс CS. В ходе рестайлинга Saab 9000 CS получает первый в мире автомобиль, оснащенный кондиционером, не использующим фреоносодержащий хладоген, а также систему защиты от боковых ударов. В таком я ,кажется, и ездила, только чёрном.
А в 1993 году SAAB и GM начали совместную деятельность. Saab 900 (New Generation) был признан самым безопасным, так как оснащался задним сиденьем, в конструкцию которого входили натянутые ремни, тремя диагонально-поясными ремнями безопасности пассажиров заднего сиденья, системой защиты задней части салона от боковых ударов.
В 1994 году Saab 900 Convertible был новым поколением автомобилей со складывающейся крышей.
В 1997 году флагманский Saab 9000 заменён новой моделью Saab 9-5 - четырёхдверный седан с просторным, роскошным салоном и вентилируемыми сидениями. В области безопасности Saab опять представил новинку - активные подголовники SAHR.
В 1998 году Saab 900 заменили Saab 9-3. Усовершенствована подвеска и оконные шторки безопасности, состоящие из двух частей, вошли в стандартную комплектацию. Всего было произведено 1100 изменений. Отличием Saab 9-3 стало и то, что это была первая модель в истории компании с турбодизельным двигателем.
В 1999 году Saab представляет Saab 9-5 Wagon с неограниченными возможностями для перевозки груза путём выдвигающегося пола багажного отделения.
С января 2000 фирма Saab Automobile AB перешла в полную собственность корпорации General Motors.
В 2001 году инновационный концепт-кар Saab 9Х совместил в себе особенности купе, родстера, универсала и пикапа, это спортивный, динамичный, функциональный автомобиль.
В 2002 году изменяют внешний облик Saab 9-5, оснащая его фальшрадиаторной решеткой, объединённой с бампером. Помимо внешнего, внутренние изменения: более мощный двигатель, усовершенствованная подвеска и пятиступенчатая автоматическая коробка передач. Всего было внесено 1265 изменений.
В 2002 году появляется совершенно новая модель 9-3. Отличительной особенностью нового 9-3 является кузов седан. Модель носит название Saab 9-3 Sport Sedan.
В 2003 году появляется Saab 9-3 Convertible - всесезонный четырёхместный кабриолет. А главное, что красивый!!!
В 2005 году Saab представляет новую модель Saab 9-3 с кузовом хэтчбэк - Saab 9-3 Sport Combi.
В 2006 году Saab выпускает обновленный Saab 9-5 New. Модель представлена в кузовах седан и универсал.
Концепт-кар Aero-X был представлен на Женевском автосалоне-2006.
В 2008 Saab 9-X BioHybrid
Saab 9-4x BioPower
В 2008 году Saab 9-X Air
В 2010 году Saab 9-3 ePower
В 2011 году Saab PhoeniX
Шведская компания Saab в 2011 году находилась на грани ликвидации. Еще не так давно от шведов поступали сообщения о том, что они смогли договориться с китайскими партнерами о продаже крупного пакета своих акций и нахождении стратегического инвестора. Однако, руководство Saab было вынуждено объявить сотрудникам - компания больше не может выплачивать им зарплату по причине элементарного отсутствия финансовых средств! Кроме того, у Saab нет денег и на покупку новых комплектующих для сборки автомобилей. Всё закончилось, когда закончились деньги и General Motors перестали финансировать SAAB.
А в январе 2012 года стало известно о продаже 120-и автомобилей из музея SAAB. А после стало известно, что музей останется в Тролльхэттане под управлением города и местного регионального правительства.
Автомобиль - легенда! Жаль, что обанкротились!