Внимание: все ниже описанное для тех, у кого руки растут ИЗ ПЛЕЧ за чужие загубленные принтеры, грязные кухни, ванные комнаты и прочее - не отвечаю.
Как-то давно в доме появились вот такие фотографии:
Это наши броненосцы начала XX века. Современные отпечатки, якобы, сделанные со старых негативов (я в это не верю :) - смотрится очень эффектно: придает какой-то военно-морской антураж в стиле кают-компании корабля, что греет душу моремана.
Захотелось расширить импровизированную домашнюю фото-выставку. Что для этого надо? На всяких богемных арт-салонах за отпечатки со старых негативов хотят от 10 тысяч рублей, что я считаю разводом лохов на бабки (верхние фотографии достались практически даром). Так что первая задача: найти хорошую четкую фотографию в высоком разрешении, к примеру, фотография кильватерной колонны кораблей балтийского флота aka «ночной кошмар адмирала Того»: «Цесаревич», «Слава», «Император Павел I», «Андрей Первозванный» с крейсерами (вроде там виднеется «Громобой» и Ко). Снимок сделан до Великой войны, но позже 1912 года.
Фотография очень красивая, напоминает кадры из кинохроники с участием дредноутов Гранд флита. В идеале использовать негатив, но их даже докторам исторических наук с опаской выдают :)
Естественно, если просто опечатать эту фотографию, то мы получим свежий отпечаток на самой обычной плотной бумаге: примерно такой:
А хочется именно антуражную фотографию на старой бумаге. Найти сейчас старую бумагу можно, но сложно. Можно состарить изображение в фотошопе, но получится не то: будет сразу видно, что это какой-то полуцветный отпечаток на, типа, старой бумаге без каких-либо повреждений, что бывает крайне редко. Дорогая тонированная бумага и химические методы печати в этот раз не наш метод.
Я решил просто состарить бумагу и отпечаток принтера современными средствами, которые можно найти на любой кухне. Наша подопытная бумага: Lomond A4 Mate Inkjet paper (плотность 230 г на квадртный метр) + прозрачная пленка Xerox для проектора, фотошоп CS2, лазерный принтер.
Для старения бумаги я решил использовать следующую продукцию :
Китайский плиточный ферментированный чай (уже измельченный). Очень крепкий, кстати, хороший хороший на вкус, при правильном заваривании по технологии - для старения самое то: он дает необходимые разводы, так называемые «лисьи пятна», и хорошо проникает в структуру бумаги. Буржуйский напиток «Кока-кола»: известно, что он обладает некими «очищающими свойствами» из-за ортофосфорной кислоты: может даже отчистить ржавчину, а нам он нужен для повреждения бумаги и ее сморщивания. Серная мазь - мегавещь спасающая от кожных заболеваний за 4 рубля: ее можно применять для наведения патины на металлах, но, конечно, у нас не металл, но на бумаге она тоже действует, придавая ровную желтизну и легкую «ржавчину». Мазь, газировка и чай - первая аццкая смесь.
Второй состав: что-то вроде химреактива на основе соли, соды, грудного сбора №4 (ромашка там всякая…): полный состав раскрывать не буду, это, так сказать, авторская добавка - после применения отпечаток получится слегка выгоревший и прибавит ощущения времени особой контрастностью некоторых деталей. Посуду советую использовать не столовую - не уверен, что приготовленные составы хороши на вкус, хотя ничего опасного в них вроде как нет. Перчатки чтобы не оставлять следов грязных рук на бумаге. Бутылочка отличного белого пива «Oettinger Weiss» чтобы не скучно было во время ожидания :)
Сам процесс:
1) Обрезаем изображение в редакторе - оно больше чем A4. Печатаем первый раз - получаем обычное изображение на белой бумаге, но в фотошопе предварительно срезаем все надстройки с кораблей, чистим все небо, а сама печать почти прозрачная, масштаб делаем слегка меньше. Зачем это надо: мне не очень хочется, чтобы само изображение было с сильными желтыми пятнами и покорежено. Вот примерно то, что мы отпечатали (первый отпечаток должен был чуть видим, такой как внизу не годится):
2) Из прозрачной пленки для оверхед-проектора вырезаем вот такую маску - она должна быть чуть больше силуэтов кораблей. Примерно так это выглядит (снимок с неправильной контрастностью, иначе пленку, она закрешена красным маркером, не видно)
Ей закроем наш полупрозрачный отпечаток силуэтов кораблей. Дальше начинаем обрабатывать бумагу: берем наш чайный раствор, смешиваем его с газировкой + немного серной мази. Размешиваем (главное не выпить :) до полного растворения мази. Теперь секрет: газировка должна быть слегка теплой и «выветрившейся» от газа: даем ей постоять пару часов в стакане, иначе бумагу сильно разъест. Наливаем все это в хитрое устройство под названием пульверизатор и с метрового расстояния сверху-вдоль, состав будет моросью попадать на бумагу, опрыскиваем фотографию. Как только появятся нужные нам темные желтые пятна (можно просто прыснуть с близкого расстояния в нужные места), прекращаем процесс. А внизу листа, где будет Балтийское море можно пройтись губкой, слегка смоченной в составе - для равномерного желтого оттенка времени на всем листе. Желательно все это делать не возле мебели, кафельной плитки - исключительно плохо удаляется с поверхности. Еще один секрет: при опрыскивании бумагу надо фиксировать малярной лентой: ее не будет очень сильно коробить, иначе принтер потом может зажевать мятую бумагу. После всей процедуры даем время хорошо подсохнуть - есть риск убить головку принтера при печати.
3) Печатаем изображение второй раз уже в полном масштабе, полностью и без прозрачности. Очень важно правильно зафиксировать бумагу при повторной печати (к сожалению, не всегда получается), иначе в результате вот такие мистические «летучие голландцы»:
Если области печати совпали, то мы получим уже практически итоговый отпечаток. Даем ему слегка подсохнуть. Наш задача не получить убитый снимок - поэтому гнуть и мять бумагу специально не будем.
4) Теперь используем наш второй состав-настой на основе соли, соды и трав + добавки: его нужно совсем не много, разводим, даем настояться и кладем туда мелкую художественную кисть на пару часов, вынимаем, сушим - кисть, если она была белая, станет черной и сухой от получившегося порошкообразного осадка. Кистью проводим по особо темным местам (дыму) и по контурам - такая обработка даст контраст за счет сочетания трав и ********. Кисть не мокрая и чернила не потекут. Теперь, стараясь не стряхнуть ничего с бумаги, кладем отпечаток в духовку, уже разогретую до температуры 80-100 градусов минут на пять: это нужно для закрепления второго порошкообразного реактива, а под воздействие относительно высокой температуры чернила принтера, покрытые вторым составом, выгорят (мы же не только бумагу обрабатываем, но и изображение) - снимок не будет выглядеть свежим. Через 5 минут вынимаем, разглаживаем, стряхиваем остатки порошка (возможно на краях отпечатка появятся черные следы), но их скроет паспарту. Наслаждаемся состаренным отпечатком.
В раме под стеклом с правильно подобранным паспарту снимок неотличим от действительно старой фотографии:
И несколько деталей - обратите внимание на структуру бумаги и необычный контраст:
Составы бывают разные: на разных составах чая, кофе, на хорошем жирном молоке, даже на сметане или майонезике - при нагреве жирные молочный продукты становятся коричневыми, о чем хорошо знал Володя Ульянов, когда писал письма из тюряги. А вот к чему приводят эксперименты с открытым огнем, то есть со свечкой:
Загублен «Святой Пантлеймон». А фиолеотовый налет - это "ржавчина" от перегретой серной мази.
Если кто из камрадов заинтересовался такими отпечатками, то я с радостью готов сделать интересные фотографии со старением (у меня большая коллекция). О вознаграждении договоримся: мой труд и околонаучные опытные изыскания, вредная работа с «Кока-колой» - так и хочется выпить + составные части реактива и чернила тоже денег стоят :) Фотошопа и корелдров тут фактически нет - только кадрирование снимка и изменение баланса яркости/контраста. Суть скрыта именно в специальной обработке бумаги и итогового отпечатка.
ЗЫ Все описанное - херня и развод. Составы я использую, но они кое-где не совпадают с описанным - при описанной обработке, скорее всего, чернила просто стекут :) Enjoy :)