Филадельфия, первая столица будущей великой страны, понравилась нам своей широтой, свежей зеленью, чистотой, сочетанием современного стиля архитектуры и зданий 18-19 веков. Independence Hall и памятник Уильяму Пенну, владельцу земли, на которой он и заложил будущий город, Декларация Независимости, в которой впервые были записаны смелые слова о том, что «все люди созданы равными» и что каждый человек «имеет право на жизнь, свободу и поиски счастья", потрясающий Телецентр...
Но мои главные впечатления от Филадельфии связаны, конечно, с Музеем Родена.
После Парижского музея он второй по количеству работ великого скульптора: около 133 мраморных, бронзовых, гипсовых и терракотовых скульптур и фрагментов.
Создан был музей в 1929 году французским архитектором Полем Кре и ландшафтным дизайнером Жаком Гребером по заказу мецената Жюля Мастбаума.
В течение 3 лет, с 1923 по 1926 год он искал по миру и скупал работы Родена, всю коллекцию он преподнес в дар городу, но так и не успел увидеть результатов своего труда.
Несколько работ, составляющих гордость музея, и безусловно, знакомых многим из вас, я просто покажу, без комментариев.
А на одном шедевре, знаменитом «Поцелуе», остановлюсь немного подробнее . Он и похожие на него «Вечная весна», «Поэт и любовь», «Ромео и Джульетта», «Поэт и Муза», «Вечный идол» - все воспевают Любовь, чувственность, источают ярко выраженный эротический аромат-дурман.
Родену не понравилось место, отведенное этим фигурам на вратах, и он считал, что те чувственность и счастье любви, которыми светилась скульптура, не подходят к мрачному содержанию «Врат Ада». Он превратил ее в самостоятельное произведение, получившее сразу же признание, и воспроизведенное позже в мраморе и бронзе множество раз.
Скульптура изображает двух влюбленных - Паоло Малатеста и Франческу да Римини, персонажей «Божественной комедии» Данте, застигнутых мужем Франчески, убитых им и попавшими в Ад за свой грех. Сам Роден не очень высоко ценил эту работу, называл ее «безделушкой», возможно, кокетничая. Особенно ценно, на мой взгляд, в ней то, что она одинаково хорошо смотрится с любой точки, со всех 360 градусов. Кроме того, мне нравится сочетание гладких впадин и выпуклостей светящихся мраморных тел и грубой фактуры скалы, на которой они сидят - их фигуры кажутся еще более трогательными и беззащитными. Интересна и история модели для этой и многих других скульптур Родена. Известно, что его моделью, помощницей, возлюбленной и музой на протяжении почти 15 лет была Камилла Клодель.
"Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - так описал ее великий художник.
Я думаю, что многие знают эту историю. В 1998 году в журнале "Иностранная литература" было опубликовано большое эссе Рейн-Мари Пари о жизни и творчестве Камиллы Клодель (
http://magazines.russ.ru/inostran/1998/10/pari.html), поэтому я только кратко напомню о ней и приведу отрывок из стихотворения "Красота" Шарля Бодлера, который, как мне кажется, можно полностью отнести к Камилле.
"Я, как сфинкс, царю в лазури, выше всякого познанья,
С лебединой белизною сочетаю холод льда;
Я недвижна, я отвергла беглых линий трепетанье,
Никогда не знаю смеха и не плачу никогда!"
Красивая, страстная, талантливая двадцатилетняя девушка становится ученицей Родена, а уже через год, в 1884 году, он делает ее своей помощницей, доверяет ей заканчивать свои работы. Между ними, молодой девушкой и более, чем в два раза старше нее Огюстом, зарождаются страстные любовные отношения. Она ревнует его к жене, Роуз Борэ, с которой он к тому времени прожил уже более двадцати лет. Он не соглашается оставить жену и обожаемого сына, так и живя долгие годы на два дома, большую часть времени проводя в мастерской с Камиллой. В начале 90-х годов, особенно после того, как Камилла забеременела, в результате несчастного случая потеряла ребенка и узнала, что больше никогда не сможет иметь детей, она впала в депрессию и решила уйти от Родена. Ей не давала покоя мысль, что она напрасно прожила свою жизнь рядом с ним, не сумев реализоваться и погубив свой талант. Они продолжают встречаться еще 5 лет, но любовь угасла. Она много и довольно успешно работает, ее признают в художественных кругах, а ее работы (например, «Бронзовый вальс», «Зрелый возраст» и другие) имели и коммерческий успех.
Эта работа (и некоторые другие) есть и в Музее Родена в Париже. Последние 30 лет своей жизни она провела в психиатрической больнице, там и умерла в 1943 году. Об этой любви в 1988 году вышел фильм «Камилла Клодель» с Жераром Депардье и Изабель Аджани в главных ролях.Мне очень хочется закончить этот небольшой рассказ о Любви двух талантливых людей фотографией работы Родена «Вечный идол» ( хотя ее и нет в Филадельфийском Музее), где видно уже некоторое охлаждение и отстранение прекрасной возлюбленной, угасание любви, начало конца.
И совсем уж под конец: посмотрите этот фрагмент балета об этой ожившей скульптуре, музыка Шопена так хорошо ложится в тему, а танец так прекрасно передает сюжет и настроение.
Click to view
Ссылки:
http://www.rodinmuseum.org/collections.html?searchTxt=&results=16&page=1http://en.wikipedia.org/wiki/Rodin_Museumhttp://www.musee-rodin.fr/en/collections/sculptures/kisshttp://www.artble.com/artists/auguste_rodin/sculpture/the_kisshttp://www.newalive.net/54-ogyust-roden-poceluy-na-veka.html#sthash.oS8i...
Впервые этот материал был опубликован мною в блоге "Ботинок" (
http://botinok.co.il/node/90094)