« Мучай, боль!
Как рана жжёт.
Ну и мука - хоть кричи!
Не из раны ли цветёт
Странная звезда в ночи?»
Георг Тракль. «Ночная песня».
Сменился век, пришел 20-й, с его войнами и революциями, надеждами и разочарованиями, бурными страстями и экзальтацией. На смену «созерцательному» импрессионизму, внесшему новое понимание в восприятие натуры, большой вклад в создание новой техники письма, в новое отношение к передаче цвета и света, пришло еще более яркое, но, на мой взгляд, более грубое и «необузданное» художественное направление - экспрессионизм (от лат. Expressio - "выражение"). Он был порождением «сумрачного германского гения», расцветшего вдруг яркими красками, ломаными линиями, странными композициями, заглянувшего в душу зрителя, ужаснувшегося ее темным глубинам и вывернувшего их наизнанку.
В то сложное время деформация культуры происходила на глазах, и ориентиром художников-экспрессионистов, их важнейшими ценностями были собственное ощущение окружающего их мира, субъективные переживания и тревоги. Они обращались к зрителю на высокой эмоциональной ноте, доходили в выражении эмоций до экзальтации, хотели встряхнуть зрителя изнутри, часто искажая до абстракции и даже уродства образы реальности и «оглушая» людей яркими «кричащими» красками, эпатируя их и провоцируя.
Большую роль в возникновении этого направления сыграли три фактора: знакомство с африканской пластикой, увлечение примитивным и средневековым искусством и творчество нескольких художников: позднего Ван Гога,
норвежца Эдварда Мунка,
бельгийца Джеймса Энсора,
других постимпрессионистов и французских «фовистов». (Я о них писала тут:
http://vanatik05.livejournal.com/tag/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C.%20%D0%A4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BC)
А поверх всего этого - флер философии Ницше, которой увлекались в то время многие люди искусства.
«Изображение предметного мира у них всегда неожиданно. Используется широкое, веерное расположение плоскостей. Оглушающий цвет, кричащая линия. Выражение боли, скорби, страсти, экстатических состояний - безмолвно». Борис Рохлин. «Урок немецкого».
Базовая платформа экспрессионизма подчинялась принципам крайнего индивидуализма, тем более странным казалось стремление художников к объединению. И вот в 1905 году в Дрездене появляется первое сообщество, в которое входили четыре студента-архитектора Технической школы, чувствовавшие себя художниками. Они дали своему объединению название «Мост» («Die Brücke»), что означало символическую связь с будущим. Вдохновителем и мозгом этого объединения, составителем его программы был
Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner, 1880- 1938).
Он родился в семье инженера-химика, после гимназии учился в Дрездене, в Высшей технической школе на факультете архитектуры, которую закончил в 1905 году, отвлекшись на 2 года на художественную школу в Мюнхене. 7 июня 1905 года считается днем основания группы «Мост», идеологом которой и был молодой Эрнст.
В течение нескольких лет он ездит с товарищами в разные места Германии, чтобы там писать с натуры, и в эти же годы пишет много картин на тему жизни варьете и цирков.
В 1910-1911 годах Кирхнер состоит в группе художников «Новый сецессион», затем переезжает в Берлин, сходится с Эрной Шиллинг, которая становится его гражданской женой. После участия в художественной выставке в Кельне в 1914 году Кирхнер уходит добровольцем на фронт, но через год его комиссуют из-за открывшегося туберкулеза, и он переезжает в Швейцарию, где пишет альпийские пейзажи.
Он много путешествует по Германии, участвует в выставках, а в 1933 году сам организует свою большую ретроспективную выставку в Берне. В 1937 году Кирхнер назван нацистами представителем «дегенеративного искусства», а в 1938, потерявший силы из-за болезни и наркотиков, охваченный отчаянием от политического режима в Германии, он кончает жизнь самоубийством.
По мнению немецкого искусствоведа Норберта Вольфа, «по эмоциональной напряжённости работ Кирхнер превосходит всех прочих художников ХХ века». Его картина «Пять женщин на улице» была продана недавно на аукционе за 38 миллионов долларов.
"...Воплотить в картине что-то от парящего в мире духа или чувства", - было его желанием и девизом.
Фритц Блейль (Fritz Bleyl, 1880-1966), друг и соратник Кирхнера, по настоянию родителей тоже изучал архитектуру в Высшей технической школе Дрездена, но мечтал стать художником. После образования группы «Мост» он постоянно и активно участвовал в выставках, увлекался графическим дизайном, делал рекламные плакаты и даже билеты для выставок.
В 1907 году он покидает «Мост», чтобы выйти из трудного финансового положения, работает преподавателем рисования, вскоре женится и переезжает во Фрайберг, где работает преподавателем, а затем в Дрездене и Ростоке в архитектурных бюро.
В 1940 году Блейль становится государственным советником архитектуры при Государственной архитектурной школе Берлина, благополучно переживает войну, занимаясь после нее преподаванием архитектуры, а с 1952 года постоянно до самой смерти живет в Швейцарии,
продолжая делать графические работы, но не выставляет их и не показывает публике.
Эрих Хеккель (Erich Heckel, 1883-1970), не только участник группы, но и автор ее названия,
родился в семье инженера-железнодорожника и очень рано проявил свои способности, еще в школе приняв участие в организации художественного сообщества «Вулкан». Как и его товарищи по будущему объединению «Мост», он учился в Дрезденской высшей технической школе на факультете архитектуры, но мечтал о живописи. Как и его друзья, Хеккель изучал наследие Дюрера, творчество постимпрессионистов, особенно Сезанна, сохраняя при этом собственную манеру, придерживаясь более строгих линий и сдержанности в цветовой палитре.
После путешествий по Германии и Италии с другом по группе Шмидтом-Ротлуфом он переезжает надолго в Берлин. Знакомство с участниками группы «Синий всадник» (о нем позже) и влияние Сезанна и кубизма приводят к появлению в творчестве Хеккеля большей жесткости, строгости и холодности цветовой гаммы и появлению «кристаллических» форм.
В 1914 году Хеккель уходит на фронт санитаром, продолжает рисовать, а в 1915 году женится и знакомится вскоре с Бекманом и Энсором, под влиянием которых в его творчестве появляется больше реалистичности и трагизма.
До 1942 года он живет в Берлине, получив, как и многие художники того времени обвинения в принадлежности к «дегенеративному искусству» и потеряв из-за бомбежки мастерскую. В 1944 году Хеккель переезжает в Хемменхофен на юге Германии, после войны много ездит по Европе, пишет спокойные и умиротворенные пейзажи и портреты, мало интересуется новыми течениями в живописи, все дальше отходя от экспрессионизма. Сам он говорил, что его «"...целью всегда было рисовать естественную жизнь как таковую". Ушел из жизни Эрих Хеккель в 1970 году.
Самобытный художник, имевший свой индивидуальный художественный стиль,
Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmitt-Rottluff, 1884-1976)
родился в семье мельника Шмидта, тяга к рисованию проявилась еще в школе, часто со своим другом Э.Хеккелем они отправлялись в окрестности города на пленэр. Обучение в Дрезденской Высшей технической школе продолжалось всего год, он бросил учебу и целиком отдался живописи, разрабатывая свой индивидуальный стиль - слияние форм и красок в контрастном диапазоне, в чистом виде, не смешивая цвета.
Активное участие в работе группы «Мост» не мешало ему придерживаться своей линии в творчестве, а для выставок он решил прибавить к своей фамилии "Шмидт" название города, в котором родился и стал подписывать свои картины Шмидт-Ротлуф. Его поиски собственного стиля все чаще склоняли его к акварели, а эксперименты в живописи приводили к использованию все более упрощенных форм и усилению контрастности колорита.
Ранней весной 1915 года Карл уходит на фронт, в пехоту, воюет в России, благополучно возвращается с фронта в 1918 году, женится. Он увлекся религиозными сюжетами, в которых находит освобождение от военных воспоминаний и которые помогают ему легче переносить изменения в привычном мире. Именно в 20-е годы наступает расцвет творчества Щмидт-Ротлуфа, он работает и живет в Берлине,
но после прихода к власти нацистов он обнаруживает 1937 году, что его картины и акварели появились в Мюнхене на выставке "дегенеративного искусства". Ему запрещают выставляться. выгоняют с работы, а в 1943 году он теряет из-за бомбежки свою мастерскую и уезжает в родной Ротлуф. После окончания войны художник возвращается в Берлин, работает профессором в Высшей школе искусств,
мало интересуясь новыми веяниями, но оставаясь авторитетом и патриархом экспрессионизма для молодого поколения.
Через год к этой четверке присоединились еще несколько человек.
Эмиль Нольде (Emil Nolde. 1867-1956), настоящее имя Ганс Эмиль Хансен,
(псевдоним «Нольде» происходит от названия родной деревни в Пруссии), родился в религиозной протестантской семье, и вынужден был с детства много работать на ферме. Его художественные наклонности рано проявились, но после окончания школы у него не было средств на учебу, только два семестра ему удалось проучиться в школе промышленного дизайна, а до этого он обучался ремеслу резчика по дереву во Фленсбурге. Попав в 1888 году в Мюнхен на выставку, Эмиль все свободное время тратит на музеи, потрясенный незнакомым ему миром искусства. И позже, уже в Берлине, где он работает в мастерской, проектируя мебель, он изучает искусство, особенно молодого художника привлекают древние цивилизации, Египет и старые европейские мастера.
После переезда в Швейцарию Нольде работает в Музее промышленного дизайна, ездит в Италию и Францию, изучает творчество Дюрера, символистов, увлекается Ницше. В свободное время создает серию почтовых открыток,
они неожиданно пользуются успехом, издаются и он поправляет свои финансовые дела. Нольде возвращается в Мюнхен, пытается поступить в Академию, но вынужден учиться в частной школе, продолжает изучать историю живописи, особенно его привлекает творчество постимпрессионистов. В этот период он увлекся офортами и акварелью.
Пожив немного в Париже, будучи человеком увлекающимся, Нольде заинтересовался творчеством импрессионистов, но все никак не мог определиться со своим собственным стилем, под влиянием Шмидта-Ротлуфа становится членом объединения «Мост», но через год покидает его, оставаясь свободным художником. Основное содержание картин Нольде того времени - религиозные сюжеты,
близкие и знакомые ему с детства, и пейзажи, полностью отвечающие его стремлению вызвать эмоции, потрясти зрителя. Его можно назвать одним из самых типичных представителей немецкого экспрессионизма.
Еще в 1934 году Нольде вступил в НСДАП, будучи убежденным сторонником идеи превосходства немецкой нации, но это не спасло его от причисления к представителям «дегенеративного искусства» и запрета на творчество. Он писал свои акварели тайно и закапывал их в землю, всего около 1300. И только после окончания войны и до своей смерти он написал еще около 100 картин и много акварелей. Этот портрет неизвестной Нади был продан недавно на аукционе за 2,15 миллиона евро.
«Нольде пишет горячими красками, которые как будто выломаны прямо из грубой земли, взяты из глубины лиловых озер, выдавлены из волчьих ягод», - так писал о нем его современник, критик Вильгельм Гаузенштейн.
В 1906 году, после знакомства с Эрихом Хеккелем к группе «Мост» присоединяется ставший одним из наиболее ярких ее участников
Макс Пехштейн (Hermann Max Pechstein. 1881-1955)
Он родился в пригороде Цвикау в семье мастера текстильной фабрики. Сначала он учился на художника-декоратора в школе при фабрике, потом в Художественно-промышленном училище в Дрездене, а затем в Академии изучал основы декоративной и монументальной живописи. Эти годы были очень важными для становления Пехштейна как художника: у него появляется собственное ателье, он знакомится с творчеством Ван Гога, с деятельностью группы «Мост» и становится ее активным участником.
Его работы в импрессионистическом стиле постепенно становятся более яркими, сочетания красок более резкими, цветовая гамма более чистой, приближаясь к манере постимпрессионистов, особенно после пребывания в Париже. Некоторое влияние на него оказали не только работы Гогена или Матисса, но и творчество "фовистов", с которым он там познакомился.
Пехштейн становится востребованным декоратором зданий, к нему приходит успех как к художнику, и в 1912 году он отходит от группы «Мост», которая ограничивала его в организации собственных выставок. Художник уезжает в Микронезию, подобно Гогену мечтая о земном рае. Картины и акварели тех лет не сохранились, но мы можем видеть влияние того периода в его более поздних работах.
В 1915-1916 годах Пехштейн участвует в войне на Западном фронте, а расцветом творчества художника считаются двадцатые годы, когда его картины, сохраняя яркость и красочность, тем не менее, приобретают «нервозность» композиции, внутренний конфликт, «экзальтированность» цветового решения.
В годы нацизма и войны ему, как и многим другим художникам, запретили рисовать и выставляться, 326 его картин были изъяты из музеев, а в 1944 году его дом попал под бомбежку, и большая часть картин погибла. После войны он становится профессором в Берлинской Высшей школе изобразительного искусства, его модернизм смягчается и он работает в основном в гравюре.
Последним художником, вступившим в группу «Мост» был
Отто Мюллер (Otto Mueller, 1874-1930), на мой взгляд, самый своеобычный и узнаваемый.
Он родился в семье военного, с раннего детства считался трудным ребенком, плохо учился, после 8 класса бросил гимназию, и стал учиться по настоянию отца на литографа в мастерской печатной графики. Одновременно он занимается на вечерних курсах, обучаясь рисунку и живописи. В 1886 году Отто поступает в Академию искусств Дрездена, на курс Георга Фрая. Вскоре у них с Мюллером начались разногласия и ссоры из-за постоянных замечаний профессора и неуживчивого характера молодого художника.
Он переезжает в Мюнхен и начинает учиться в Академии, директором которой был Франц фон Штук, приверженец "югендстиля" (нем. Jugendstil - немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала «Югенд»), поклонник античных ценностей в искусстве. Он не принимал полное равнодушие своего ученика к этим идеалам и объявил его «совершенно бездарным». Мюллера же интересовала тема обнаженной натуры в гармонии с окружающим ее миром.
Присоединение Мюллера к объединению «Мост», обогатило и группу, и художника новыми идеями, образами и техникой. Навык графического мышления проявился у художника в его живописной технике: он не грунтовал холст и использовал клеевые краски. Сюжетами его картин становятся часто цыгане (существует недоказанная версия, что в роду Мюллеров была цыганская кровь), в обществе которых он находил успокоение и вдохновение.
После возвращения с фронта в 1918 году Мюллер много времени проводит в цыганских таборах, кочует вместе с ними по Венгрии и Румынии, забросив жену и друзей, никогда не интересуется политикой и жизнью общества. Двадцатые годы - расцвет его творчества, именно в конце того десятилетия написаны его лучшие работы, в том числе и знаменитая «Цыганская мадонна».
Уже после смерти художника его работы были признаны «расово чуждыми» и в 1937 году экспонировались на выставке «дегенеративного искусства», этого позора ему уже не суждено было пережить. Сам Отто Мюллер говорил, что хотел "...с максимально возможной простотой выразить ощущение пейзажа и человека".
К 1913 году группа «Мост» распалась и прекратила свое существование, но сам экспрессионизм продолжал развиваться в разных направлениях, некоторые художники не причисляли себя к какой-нибудь группе, например, Макс Бекман (Max Beckmann. 1884-1950), мастер психологического настроения и прекрасный портретист.
Или австрийский художник Рихард Герстль (Richard Gerstl, 1883 - 1908) , о котором говорили, что «на его портретах незримо присутствует Фрейд».
Некоторые художники не сразу воспринимали новое направление в живописи, как например, Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858 - 1925), стиль которого только в последние годы творчества превратился в собственный вариант экспрессионизма сочетающегося с долей импрессионизма.
В 1911 году была создана другая группа экспрессионистов - «Синий всадник», но о ней - во второй части, чуть позже.
Полный иллюстративный материал к теме в музыкальном клипе (75 репродукций), музыка Арнольда Шенберга.
Click to view
Ссылки; 1.
http://www.seilnacht.com/Lexikon/Express.htm 2.
http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/205217 3.
http://expressionists.ru/ 4.
http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/2/ro13.html