Великолепный, элегантный, старый и одновременно молодой город, широко раскинувшийся по берегам Роны и Соны. Ровный и холмистый, с узкими улицами и широкими площадями, Лион покорил меня, несмотря на всего лишь один день, проведенный в нем. Конечно, этого мало для такого большого города (около 1,8 миллиона с пригородами и полумиллиона в самом городе), с большим количеством музеев и достопримечательностей, но так уж был составлен наш маршрут. Первое, что мы увидели - очертания высокого холма Фурвьер, возвышающегося над спокойной и величавой рекой.
Венчает холм богато украшенная базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер (Notre- Dame de Fourviere), построенная в 1872-1896 годах и посвященная Деве Марии - защитнице города.
Это довольно позднее эклектическое архитектурное сооружение сочетает в себе византийский и готический стили и построено на частные пожертвования жителей города.
Прежде на этом холме был римский форум, затем капелла, почти разрушившаяся, с которой связана «чудесная» история избавления от эпидемии чумы в 17 веке. А в 1870 году, когда прусские войска чуть было не взяли Париж и уже приближались к Бургундии, молитва лионских жителей на холме, обращенная к Деве Марии, «спасла» город, пруссаки неожиданно отступили и отошли назад.
Тогда и решено было воздвигнуть на этом месте базилику, богато украшенную мозаикой и витражами. Перед тем, как выйти из храма, полюбовались современной мозаичной иконой «Житие Святого Яакова», созданной одесситкой Ларисой Перекрестовой в 2003 году и подаренной базилике.
Рядом с колокольнями «вонзается» в небо фигура Архангела Михаила с поднятым в руке копьём:
Снаружи наиболее интересны, на мой взгляд, барельефы на фронтоне,
а также великолепный вид сверху на город, раскинувшийся внизу, и реку, скованную гранитными набережными.
На этом же холме, на самой высокой его точке, на высоте 350 метров над Соной находится и своя, лионская «Эйфелева башня», построенная в девяностых годах 19 века. Она полностью повторяет третий этаж парижской башни и носит название Металлическая Башня Фурвьер (Tour métallique de Fourvière) по имени холма. Она служит антенной для трансляций телевидения и радио и является украшением города и памятником республиканской эпохе.
Спустившись с холма, попадаешь в Старый город, самый посещаемый туристами район, которых в Лионе, кстати сказать, не так уж много. Пешеходная улица Сен Жан, с основной застройкой в период Ренессанса, заканчивается одноименным Собором Святого Ионна Крестителя, выполненным в стиле романской готики, почти тысячу лет он является главным храмом Лиона. Мы не заходили в него и не фотографировали - солнце мешало.
(фото из интернета:
http://taprobana.zbord.ru/viewtopic.php?t=273)
А на площади перед храмом небольшая ротонда со скульптурой, изображающей встречу Иисуса Христа с Иоанном Крестителем.
Одной из достопримечательностей Лиона являются необыкновенные дома, на балконах или в окнах которых можно видеть людей, сценки из их жизни, витрины магазинов - и все это как живое, а на самом деле - фрески. На одном из таких домов рядом с набережной изображены люди, родившиеся или жившие в Лионе и прославившие его.
Присмотревшись, можно увидеть, например, братьев Люмьер - родоначальников кинематографа, похороненных в Лионе. Антуана де Сент-Экзюпери - знаменитого писателя и летчика, родившегося в Лионе. Рядом с ним слева изображен лионский ткач Лоран Мурге с куклой на руке, придумавший 200 лет назад куклу по имени Гиньоль, и выступавший с ней на ярмарках с острой сатирой сначала во Франции, а потом и по миру. Он положил начало балаганным сатирическим кукольным театрикам, высмеивающим политиков и чиновников
Сент-Экзюпери и его главному герою, Маленькому Принцу, посвящена и скульптурная композиция работы К.Жильябе, созданная в 2000 году в честь столетия со дня рождения писателя.
В Лионе одна из самых больших еврейских общин Франции, и проходя мимо ее главной синагоги на набережной Соны, мы попросили охрану (французские солдаты в полном вооружении) разрешить нам посетить ее.
Они связались с раввином, и мы прошли внутрь, осмотрели ее убранство и поговорили с раввином о сегодняшнем положении евреев в городе. Пока серьезных инцидентов не было, но есть опасения у религиозного населения, многие уезжают. У него самого двое из его детей с семьями живут в Израиле.
Продолжая гулять по городу, мы любовались его милыми живописными уголками, например этим, с церковью Сен-Поль,
великолепной архитектурой, например, церковью Святого Георгия, так хорошо вписавшейся в пейзаж на берегу
реки.
Это здание Художественного музея (бывший Бенедиктинский монастырь) поблизости от площади Терро, построенное в 17-18 веках.
На площади Якобинцев под куполом храма-ротонды стоят фигуры четырех граждан Лиона - архитектора, гравера, скульптора и живописца (имеющих свои имена, которые я не буду тут перечислять), внесших свой вклад в украшение города.
Я люблю старые кварталы и улицы европейских городов. А в Лионе их множество, особенно с тех пор, как он стал в 16 веке текстильной столицей Франции. Вот, например, площадь Троицы (Place de laTrinity), на фасаде дома изображены Гиньоль (лионский «Петрушка») и его создатель Лоран Мурге (помните, я рассказывала выше о них?)
Эти улицы знамениты еще и своими ТРАБУЛЯМИ (сквозными проходами), своеобразными проходными домами-дворами, являющимися достопримечательностью Лиона. По ним можно пройти через несколько кварталов, большая часть из них закрыта, но некоторые открыты для прохода, в основном для туристов.
Мы прошли по такому, а выйдя из него, очутились в совершенно другом квартале. Говорят, что таких трабулей около 500 и они связывают около 230 улиц. К сожалению, там было слишком темно для фотографирования, да и ничего красивого внутри нет.
Благодаря тому, что Лион раскинулся на берегах двух рек, в нем множество мостов и прекрасных видов с набережных.
В конце организованной экскурсии по городу гид дал нам свободное время для самостоятельных прогулок. От огромной площади Белькур, одной из самых больших в Европе, с конной статуей Людовика XIV в образе римского императора работы Лемо, созданной им в 1823 году,
мы пошли гулять сами по себе по улицам, увидели в конце одной из них церковь Святого Бонавентуры, так был назван средневековый теолог, францисканец Джованни Фиданца, после смерти в 1274 году причисленный католической церковью к лику святых и признанный одним из великих отцов церкви.
Около нее, контрастируя с ней, построен большой торговый центр, в темных стеклах которого отражаются старинные дома, там мы купили себе всяких вкусностей на ужин и бутылочку бургундского вина.
Посидев немного в этом очаровательном сквере,
прогулявшись по тенистой набережной Роны и полупустым улицам,
полюбовавшись фонтаном и фантастическим «цветочным деревом» перед ним,
мы вернулись к месту сбора на площади у памятника Людовику. Было жаль расставаться с Лионом, на него нужен не один день, в нем надо пожить с недельку, побывать в его музеях, в Оперном театре (здание которого, кстати, мне совсем не понравилось из-за его сходства с вокзалом или ангаром),
побродить по его улицам и улочкам, посидеть в кафе - мы многого еще не видели. Хотелось бы еще остаться тут, но нас ждали еще три города, и следующий - Бон…
Лион - один из немногих увиденных мною городов, куда я хотела бы еще раз вернуться.