"Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землёю, незримые оку."
А.Толстой
Во второй половине девятнадцатого века, опережая на десяток лет появление французского импрессионизма, в Тоскане, а затем в Ломбардии, в Неаполе и по всей Италии появилась группа художников, отошедших от классических академических канонов, увлекавшихся некоторое время «барбизонцами»* и желавших перенести на свои полотна жизнь и природу в их истинном проявлении.
Они много работали на пленэре, стремились передавать естественный свет, игру теней и солнечных бликов, использовали сочетание разнообразных цветовых пятен, считали главным в живописи «sentimento del vero» - чувство правды. Все это позволяет с некоторыми оговорками считать этих художников ранними импрессионистами, хотя некоторые искусствоведы долгое время или вообще не признавали наличия этого направления в итальянской живописи, или неохотно признавали, как незначительное ответвление великого и плодовитого французского импрессионизма.
Название движения «маккьяйоли» (Macchiaioli) было придумано неизвестным журналистом издания «Gazzetta del Popolo» и первоначально несло пренебрежительный оттенок, однако позже стало обозначать свободную манеру письма яркими цветовыми пятнами, от слова «macchie» - «пятно».
Местом встреч художников-зачинателей движения было флорентийское кафе «Микеланджело», сохранившееся до наших дней. Художники этого направления не пошли так далеко, как их младшие французские современники в поисках оптических эффектов, в их работах, на мой взгляд, нет того потрясающего всепроникающего света, той наполненности воздухом, того свободного и легкого мазка, которые оставляли впечатление «подвижности» и жизненной объемности, свойственные импрессионистической живописи. Все эти художники начинали как реалисты, на них огромное влияние, по моему мнению, оказывало классическое прошлое, давил авторитет итальянского ренессанса.
Сюжеты художников группы «маккьяйоли» тоже несколько отличались от излюбленных сюжетов французских импрессионистов. Почти все представители группы в прошлом были участниками национально-освободительного движения под руководством Гарибальди, именно поэтому у многих из них часто встречаются батальные сюжеты. Их также больше интересуют социально-политические темы, жизнь крестьян, положение в больницах и тюрьмах, будни простых людей.
Однако, мнению некоторых искусствоведов, что «Мacchiaioli» - это «неудавшиеся импрессионисты», «кузены импрессионистов» противопоставлен альтернативный взгляд, который рассматривает это движение как самостоятельное, опережающее французских импрессионистов на десятилетие и характеризуемое как ранний модернизм, «преимпрессионизм».
Giovanni Fattori (1825 - 1908), один из лидеров движения «маккьяйоли», родился в небогатой семье в Ливорно.
Его ждала работа в магазине, но рано проявившиеся способности убедили родителей в том, что ему надо получить художественное образование у Джузеппе Болдини, а затем в Академии, где он увлекся исторической литературой и участием в революционном и анти-австрийском движении. Родители не позволили ему пойти в армию, и в 1850году он продолжил обучение во Флоренции, делал постоянно зарисовки всех своих наблюдений в блокноте. В эти годы он увлекался портретами и историческими сценами в реалистическом стиле.
В это же время он начинает посещать кафе «Микеланджело», принимает участие в дискуссиях художников, как раз тогда открывших для себя «барбизонцев» и живопись на открытом воздухе. Фаттори начинает писать пейзажи и жанровые сцены на пленэре, входит в состав группы Macchiaioli. Его работы представляют собой сочетание естественного света в эскизах на пленэре и ярких пятен на больших картинах, написанных традиционно в студии по этим эскизам.
Во время посещения Парижа 1875 году Фаттори знакомится с Писсарро, хотя он и не стал полностью поклонником импрессионизма, восхищается Мане и Коро, дает частные уроки, одним из его учеников был Модильяни. Он все больше страдает от финансовых трудностей, от туберкулеза умирает жена, его угнетенное настроение проявляется в отходе от прежних принципов в живописи и уходу в более жесткий реализм в сельских темах.
В поздние годы жизни Фаттори в основном занимался графикой, был профессором рисования во Флорентийской академии, членом Академии Альбертина в Турине, но не принимал и не одобрял новых течений в искусстве, цеплялся за традиции, стал атеистом и разочаровался в людях и в своих прожитых годах.
Silvestro_Lega (1826 - 1895) родился в богатой семье, еще в колледже у него проявились способности к рисованию, он учился у многих мастеров живописи и во Флорентийской Академии, где еще сохранялись принципы реализма. Лега участвовал добровольцем в отрядах Гарибальди, отображал позже свои военные впечатления в картинах,
много и плодотворно работал в реалистическом стиле. Участвуя в дискуссиях в кафе «Микаланджело», он не торопился отказываться от своего стиля, хотя и начал вместе со своими друзьями по группе "Маккьяйоли" рисовать пейзажи на пленэре и вскоре стал ведущим художником в этом направлении.
Счастливая жизнь с семьей, дочерьми вдохновляла его на написание женских портретов, в которых уже виден отход от реализма.
Смерть жены и трех братьев от туберкулеза, проблемы со зрением, начавшиеся у Лега, финансовые проблемы выбили его из колеи, и он совсем не работал в течение 4 лет. В 1879 году он познакомился с творчеством некоторых импрессионистов, восхищался творчеством Писсарро. Лега стал часто бывать в семье Томасси, «отогрелся» и вновь стал работать, к этому времени относится и одна из самых известных его картин
Вскоре он почти ослеп и в 1895 году умер от рака желудка. Оригинальность его стиля заключалась в том, что он «адаптировал современное использование цвета к традиционному типу композиции» (Efrem Gisella Calingaert).
Vincenzo Cabianca (1827 - 1902) родился в Вероне, там начинал свое художественное обучение, затем учился в Академии в Венеции.
Позже он познакомился с художниками, посещавшими кафе «Микеланджело" во Флоренции, подружился с некоторыми и даже путешествовал с Банти и Синьорини в Париж, начал писать пейзажи на пленэре, увлекся передачей солнечного света на полотне.
После путешествия по Тоскане и в Париж, Кабьянка переезжает в Рим и постепенно подпадает под влияние стилей прерафаэлитов и символистов.
Сristiano Вanti (1824-1904) родился в Санта-Кроче (квартал во Флоренции) в богатой семье учился в Академии Сиенны неоклассическому стилю, начинал с картин на исторические темы.
После знакомства во Флоренции с художниками из группы Macchiaioli он присоединился к этому движению, в стиле которого видел больше возможностей для изображения природы и солнечного света, что его очень интересовало.
Банти даже хотел уничтожить свою картину «Галилей…», считая, что она «обесчестила искусство». Он подружился с Кабьянка, поехал с ним в Париж, путешествовал с ним по странам, много рисовал, но редко показывал свои работы из-за своей высокой требовательности к ним.
Его классическое образование и прекрасное знание древнего искусства не позволяло ему полностью разделять взгляды своих товарищей по движению, он часто критиковал их, но в последние 20 лет своей жизни, живя на вилле в Прато, всегда помогал им жильем и деньгами, покупая их работы.
Telemaco Signorini (1835 - 1901) родился в Санта-Кроче, в семье придворного художника у князя Тосканы, рано проявил литературные способности, но отец решил обучать его живописи, и уже с 19 лет юноша начал писать пейзажи на пленэре.
Часто посещая кафе «Микеланджело», он познакомился со многими художниками, входившими в группу «Маккьяйоли». Как и большинство из них, Синьорини участвовал в итальянской революции 1859 года, позже совершил несколько поездок в Париж, познакомился с Дега.
Он стал одним из ведущих участников группы Macchiaioli, теоретиком и проводником ее идей, много и плодотворно выставлялся, несколько лет провел в Англии, увлекшись творчеством Уистлера.
Он также считался авторитетным искусствоведом и теоретиком искусства, интересовался японским стилем и фотографией. В некоторых его работах чувствуется влияние фотографии в ассиметричных композициях и использовании перспективы.
Giuseppe Abbati (1836 -1868) родился в Неаполе, учился живописи у своего брата, участвовал в сражениях на стороне Гарибальди, потерял глаз в одной из битв.
После переезда во Флоренцию он пишет в основном интерьеры,
но после знакомства в кафе «Микеланджело» с художниками, названными позже группой Маккьяйоли, он увлекается рисованием пейзажей на пленэре.
В 1866 году Аббати снова отправился на войну и был захвачен в плен австрийцами. Всего год он прожил после возвращения, умер нелепо и страшно от бешенства, укушенный собственной собакой, прожив всего 32 года и оставив после себя солнечные мирные пейзажи любимой Италии.
Serafino De Tivoli (1826 - 1892), учился рисованию у местного религиозного художника после изучения литературы в религиозной школе. В середине 40-х он познакомился с Вито Да Анкона и увлекся пейзажной живописью на пленэре.
В 1848 году, как и многие его товарищи, сражался добьровольцем в тосканском отряде Гарибальди. В середине 50-х на его работы обратили внимание художники, собиравшиеся в кафе «Микеланджело», и загоревшиеся его увлечением «барбизонской школой» с которой он познакомился во время своего пребывания в Париже.
Его влияние на товарищей было настолько заметным, что Синьорини даже назвал его «отцом Macchia». Де Тиволи неоднократно посещал Париж, выставлялся там, а в 1873 году фактически переехал туда. Там он подружился с Писсаро и Дега, с работами французских импрессионистов,
вернулся во Флоренцию только в 1890 году, жил одиноко и вскоре умер.
Продолжение следует.
Посмотреть больше произведений этих художников в сопровождении музыки можно, как всегда, в видеоклипе тут:
Click to view
* "Барбизонцы" - реалистическое движение, возникшее во Франции в эпоху романтизма, представленное Милле, Руссо, Добиньи и другими
Ссылки: href="
http://www.italica.rai.it/eng/principal/topics/art/impressionismo.htm">
http://www.italica.rai.it/eng/principal/topics/art/impressionismo.htmhttp://en.wikipedia.org/wiki/Macchiaioli http://www.frammentiarte.it/dall%27Impressionismo/Pittori%20Macchiaioli/Pittori%20macchiaioli.htm http://www.treccani.it/enciclopedia/http://www.the-athenaeum.org/art/counts.php?s=au&m=a