Владимир Шаров (род. 1952) - российский постмодернист. В 2008 году на Московской международной книжной ярмарке его роман «Будьте как дети» объявлен «Книгой года». Попал он и в шорт-лист «Большой книги». Ходил в фаворитах Букера, но премии не получил.
Причину его «нераскрученности» и непопулярности я вижу в том, что, во-первых, в его произведениях нет ни виртуальных миров, ни грибочков, поданных под эзотерическим соусом (как у Пелевина, например), ни навязчивой нецензурщины и эпатирующих сцен (как у Сорокина), востребованных некоторой частью читательской аудитории. Шаров спокойно, по 6-7 лет работает над одним произведением и пишет о том, что для него как историка по образованию представляет наибольший интерес - о русской революции и путях спасения России.
Во-вторых, его произведения - это не чтение для транспорта. Даже тем читателям, кто будет просто отслеживать сюжет, придётся поднапрячься: введение автором в повествование всё новых и новых персонажей, наслоение одного фрагмента на другой, отсылка к ранее рассказанным историям и т.п. - согласитесь, требует, как минимум, внимания и сосредоточенности.
Тем же читателям, которые ищут в книгах не только легкое развлечение, но и пищу для размышлений, да к тому же ещё и от современного автора - рекомендую Владимира Шарова.
О романе «Воскрешение Лазаря»
Человек, от лица которого в романе ведётся повествование (в виде писем к дочери) пытается разобрать документы своего умершего отца (по имени Лазарь) и восстановить по ним его жизнь. Восстановить, а затем и … воскресить. Именно поэтому он живёт на кладбище. Имя Лазарь придаёт всей описанной в романе истории библейскую значительность.
И хотя автор этих писем не пытается «уподобиться Христу…», так как он воскрешает «отца, а не Лазаря», тем не менее сразу же, с первых строк романа ясно, что фигура Христа становится в нём одной из главных.
Доставшиеся умершему отцу документы - это многочисленная переписка, в которой всё крутится вокруг братьев Федора и Коли Кульбарсовых ( 30-е - 60-е годы прошлого века). Перипетии их личной жизни составляют сюжетную, достаточно динамичную, канву романа.
А его идейное содержимое - это олицетворение братьями различных способов «спасения России». Для одного из них возрождение России возможно путём истинной веры в Христа и ухода в монашество; для другого - путём убеждения «переполненных ненавистью людей простить друг друга и снова сойтись в народ» (с) «Они слишком по-разному смотрели на то, что надо делать, чтобы спасти страну, воскресить Лазаря» (с) Здесь Лазарь отождествляется с народом. Братья также уподобляются Авелю и Каину, принесшим Христу каждый свою жертву.
Автор предлагает и такой способ спасения России: «…деторождение прекращается, и сыновья… начинают восстанавливать своих отцов…» «И дальше, дальше, пока весь человеческий род до прародителей, до Адама, не восстанет из праха и не примирится с Богом" (с)
Впечатляет плотность неординарных мыслей автора (в отличие, например, от Д. Быкова, который, пока не пережуёт одну мысль до жвачки, к другой не перейдёт).
Вот, например, некоторые из них:
- « …Богом в первые семь дней детство сотворено не было, и лишь потом, много тысяч лет спустя, рождением Христа неполнота была восполнена…» (с)
- «…потоп, который наслал на землю Господь, был из кипящих вод, чтобы и рыбы, и водоплавающие, если только они не взяты на ковчег, спастись не могли…» (с)
- «Жизнь человека вряд ли может быть законченным выражением некой идеи и воплощением какого-либо смысла, поскольку жизнь есть слишком малая для этого величина, а об идее и смысле можно говорить лишь имея в виду жизнь целого рода. Поэтому смысл нашей жизни раскрывается в судьбе наших потомков, подобно тому как мы своей жизнью придаем смысл существованию родителей и дедов наших» (с)
К сожалению, Шаров, на мой взгляд, «не вытянул» концовку романа. Конечно, наивно ждать однозначного ответа на вопрос «как спасти человечество от зла», но очень хочется. Хотя бы в виде литературного вымысла, альтернативного библейской легенде.
UPD. в Что_читать этот пост:
community.livejournal.com/chto_chitat/8308786.html