(no subject)

Feb 16, 2016 22:25

«Принцип неконфликтности» 争わざるの理, декларирующийся в дзюдо,айкидо и некоторых других японских боевых искусствах, вызывает много противоречивых толкований и споров у занимающихся этими искусствами.
Корни этого видны в принципе, изложенном Лао-цзы в 68 главе «Дао дэ цзин»: 不争之徳. В разных переводах это звучит несколько по-разному: «совершенство миролюбия»/«совершенство отсутствия соперничества» у Малявина, «не бороться с тем, что выше тебя» у Кувшинова, «Дэ, избегающее борьбы» у Ян Хин-шуна, «Благость без противостояния» у Маслова, «Дэ не-соперничающая» у Юй Кана и т.д.
На фото - каллиграфия с этим выражением из будо-зала университета Канадзава.


В февральской колонке нынешний второй глава школы Синсинтоицу Айкидо Тохэй Синъити поделился своими воспоминаниями и размышлениями по этому поводу. Оригинал материала - тут, перевод - мой.


«Принцип неконфликтности».
В последнее время меня часто спрашивают о «Принципе неконфликтности».
«Если во мне не будет стремления к конфликтам, то конфликты не возникнут?». Это невозможно. Это ясно, если посмотреть на состояние мира сейчас.
Правильно так: «Если во мне есть стремление к конфликтам, то я буду постоянно их порождать». То есть здесь важно состояние собственной души.
Я сам изначально имел характер буйный, что всегда беспокоило родителей.
Я был ребёнком, бурно реагирующим на внешние воздействия.
В моей душе всё время были конфликты, я постоянно испускал такое ки, и казалось, что я сам притягиваю раздоры.
На тренировках по Синсинтоицу Айкидо я всё время натыкался на партнёров, и даже выходил из себя иногда.
Глава школы Тохэй Коити меня учил «принципу неконфликтности», но я его всё не понимал.
Когда я стал утидэси, у нас с главой школы состоялся такой разговор.

Глава: «Что-то не идут у тебя техники».
Я: «Да».
Глава: «Кто для тебя партнёр, который стоит перед тобой?»
Я: «Это партнёр, которого надо бросить».
Глава: «Не так. Ты партнёру своему помоги».
Я совсем перестал понимать.
Как это так можно «помогать» партнёру, которого собираешься бросить?
Потом, много тренируясь, я заметил.
Подсознательно я воспринимал своего партнёра как «партнёра, которого надо завалить», и что я только и думал о том, как же его бросить.
То есть в моей душе всё время был конфликт.
Поскольку я смотрел на партнёра только со своей каланчи, я его не понимал, и как следствие, все движения делал самовольно, без оглядки на него, и потому сталкивался с ним.
Стоящий передо мной партнёр - не «тот, кого надо завалить», а «тот, с кем надо вместе идти». Как только я подсознательно так почувствовал, я стал понимать партнёра.
Именно поняв положение партнёра, можно начать его уважать.
Я всё время думал, что сознательно учитываю правило «вставать на место партнёра», но поскольку подсознательно я считал его «тем, кого надо завалить», техники и не могли у меня хорошо получаться.

Когда я так рассказываю, бывают люди, которые думают, что такого состояния души достичь сложно, им представляется мир боевых искусств и соревнований.
Ничего подобного.
На самом деле когда я занимаюсь с ведущими спортсменами и бойцами, все говорят, что «когда слишком сильно хочешь завалить партнёра, идёт плохо».
Дело в том, что тогда совершенно перестаёшь понимать положение партнёра.
Изначально и я и партнёр - части одной Вселенной, и наши ки сообщаются.
Стоит только подсознательно включить желание «завалить партнёра», «выиграть у партнёра», сообщение КИ прерывается.
Даже партнёр, с которым вы сражаетесь серьёзно, ни в коем случае не является «врагом».
Чтобы усвоить такое состояние души, потребуется не час и не день. Это получится тогда, когда вы добьётесь его не только на тренировках, но и в повседневной жизни.

То же самое можно сказать и о жизни вообще.
Как вы подсознательно воспринимаете людей?
Если вы всех, кроме себя самого, воспринимаете как «врагов, которых нужно победить», то ваша душа всегда будет только истощаться и всю жизнь ей не будет покоя.
А если воспринимать их как «партнёров, с которыми вместе жить», то не будет лишнего напряжения и можно будет идти вместе с ними по жизни.
В реальном обществе всегда есть победа и поражение, прибыль и потеря.
Сложно жить, совсем не обращая на это внимание.
Ещё бывает, что опасность настигает независимо от того, в каком состоянии находится ваша душа.
К этому нужно готовиться физически и духовно.
Однако если ваша душа будет под влиянием всего этого, и в ней постоянно будут конфликты, то она будет истощаться, и счастливой жизнь не будет.
То, как сообщаются ки ваше и других перед лицом суровой реальности, является очень важным. Это самая большая тема для постижения через тренировки и для меня лично.
━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━━
「争わざるの理」

最近、よく受ける質問の一つが「争わざるの理について」です。
「自分自身に争う氣持ちがなければ争いは生じないのでしょうか」
そんな事はあり得ません。それは今の世界情勢を見れば明らかです。
正しくは「自分自身に争う氣持ちがあると常に争いを生み続ける」、
つまり、自分の心のあり方が重要ということです。

私は元々とても氣性が荒く、親には常に心配をかけていました。
刺激に対して過剰に反応する子供でした。
心の中には常に争いがあり、そういう氣を発し続けていましたので、
自分から揉め事を引き寄せている感じでした。
心身統一合氣道の稽古においても、常に相手とぶつかってしまい、
時に癇癪を起こすことさえありました。
藤平光一宗主から「争わざるの理」を教わってはいたのですが、
全く理解を出来ずにいました。
内弟子となってから、宗主とこの様なやり取りがありました。

宗主「技が上手くいかないようだな」
 私 「はい」
 宗主「目の前にいる相手は、お前にとってどういう存在なのか」
 私 「投げる相手です」
 宗主「そうではないのだ。目の前にいる相手を助けてあげなさい」

私は良く分からなくなってしまいました。
今から投げる相手を「助ける」とは一体どういう意味なのだろう。

その後、稽古を重ねるうちに氣づきました。

私は無意識のうちに目の前の相手のことを「倒すべき相手」と捉え、
どうしたら投げられるかばかりを考えていました。

心は常に争い続けていたということです。

自分の都合でしか相手を見ていないのですから、相手を理解出来ず、
その結果、自分勝手な動きとなって相手とぶつかっていたのです。

目の前の相手は「倒すべき相手」ではなく「共に歩む相手」であり、
無意識のうちにそう捉えた瞬間、相手のことを理解し始めます。

相手の状態が分かるからこそ、はじめて尊重することが出来ます。

私は常に「相手の立場に立つ」ことを意識していたつもりですが、
実際は無意識のうちに「倒すべき相手」と捉えていたのですから、
上手くいくはずはありません。

このようにお伝えすると、スポーツや格闘技の試合を思い浮かべ、
そういう心のあり方では難しいのではないかと考える人がいます。

そんなことはありません。

実際に、スポーツや格闘技で特に優秀な選手を指導していると、
みな、「相手を倒す意識が強すぎると調子が悪い」と言います。

相手の状態が全く分からなくなるのです。

元々、自分も相手も天地の一部であり、氣は交流しています。

無意識に「相手を倒そう」「相手を打ち負かそう」とした瞬間、
氣の交流が途絶えてしまうのです。

真剣勝負をする相手においても決して「敵」ではないのです。

この心のあり方を身につけるのは、一朝一夕のことではなく、
稽古は勿論、日常生活で実践してはじめて出来ることです。

これは人生万般にも言えることです。

「人間」というものを無意識のうちにどう捉えているか。

自分以外の人間を「打ち負かす敵」として捉えているうちは、
心は常に疲弊し、一生、安まる瞬間はないことでしょう。

「共に生きる相手」として捉えていれば、余分な緊張もなく、
共に歩んで行くことが出来るでしょう。

現実の社会は勝ち負けがあり、利害関係も常に存在します。
そこに無関心では生きていくことは難しい。

自分の心のあり方に関係なく、危機が及ぶこともあります。
それに対する準備や用心も不可欠です。

しかし、それらに心が支配され、常に争い続けていては、
心は疲弊し、幸福な人生は得られないでしょう。

厳しい現実を前にして、如何に氣が交流するかが重要であり、
私自身の修行の最大のテーマです。

ССТА, Айкидо

Previous post Next post
Up