Насколько я понимаю автора - обкидка камнями (только не в стиле КГ/АМ!!) приветствуется.
Взято отсюда -
http://makkawity.livejournal.com/2873911.html1. Был первый майдан, и он победил. Его я наблюдал внимательно, и для понимания моего взгляда напоминаю последний пост той серии:
http://makkawity.livejournal.com/151966.html#cutid1 2. Ющенкотак стал президентом и показал себя как Ющенконикак. Сколько там он набрал на следующих выборах?
3. (Попутно выяснилось, что отравление таки было последствиями неудачной инъекции стволовых клеток, но ложка была дорога к обеду, и ее уже никто не заметил. Нам это важно скорее на будущее: ряд пропагандистских приемов рассчитаны на кратковременный эффект, а если революция уже свершилась, кого волнует, носили в гробу мертвого студента или он иногда вылезал покурить?)
4. Для компенсации своей никаковости он стал прибегать к националистической риторике. Не из русофобии, а политконъюнктуры для. Я не раз писал, что с точки зрения циничного политика постсоветского пространства новый национальный миф должен/не может не быть антироссийским; это идеальный «ответ для масс» на вопрос о том, отчего мы до сих пор не в шоколаде + хорошо искушающий способ конструирования национальной идентичности по принципу «мы НЕ…»...
5. (Этим он, имхо, вскормил новую поросль националистов, которых тогда еще не было, а сегодня уже есть, потому что за 10 лет «собачка смогла подрасти»).
6. Так как политический регионализм (слово «раскол» все же кажется мне излишним) сохранялся, и двойственная логика загоняла комплексные проблемы в противостояние Запада и Востока, на следующих выборах с минимальным преимуществом победил Восток в лице Януковича, который был бесспорным лидером данной фракции.
7. Кстати, тогда западники тоже пытались говорить, что выборы сфальсифицированы и мутить нечто майданообразное, но - не взлетело за явным пониманием того, что Ющенко и Запад у власти себя дискредитировали. Однако, как и при прошлой победе, регионализм никуда не делся.
8. И вот Янукович наконец получил власть. Как и Ющенко, он решил, что теперь ему все можно, и стал улучшать свои полномочия, расправляться с врагами и воровать в почти тропикалистской традиции. Полагаю, что отчеты о его резиденции с галеоном в пруду - все же не фальшивка. Меж тем, такое много говорит о нем и как о политике, и как о мелком человеке, для которого была важна не сама власть (как, скажем, для Сталина, Пака, Пот/2 или иных тиранов-аскетов), а ее внешние привилегии.
9. При этом он, мягко говоря, ни хрена не был про-российским (так же как и при Ющенко глобальных кризисов в отношениях двух стран не было). Да, он опирался на более русскоязычный восток, но скорее против Запада. Зато Юлю посадили за то, что «приняла российские требования и не была тверда в отстаивании» (мементо похожие обвинения Чан Сон Тхэка), а виток газовых войн в его правление был, как мне кажется, куда поострее, чем при Ющенко. Но у людей короткая память + все еще работает двойственная логика: если человек выступает против радикального укронационализма, он ставленник Путина и ниипет.
10. Ющенко довел страну почти до ручки, Янукович не сделал ничего для серьезного улучшения ситуации (насколько мог, обсуждаемо, но похоже, что не хотел вкалывать). См.
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/19528041/vladimir-fedorin-pochemu-u-yanukovicha-ne-poluchilos 11. Кроме того, олигархи из его личного клана занялись переделом рынка, и как я понял, этот передел был весьма рейдерским в том числе и по отношению к условным союзникам. Это важно, так как роль олигархов в украинской политике сильно больше чем в современной российской, и, видя такое, они стали думать, а не инвестировать ли нам в иного политика?
12. При этом дискредитация Ющенко и посадка Юли освободили дорогу для следующего поколения оппозиционных лидеров западной фракции, который при этом как минимум могли бравировать тем, что их руки таки действительно еще ничего не крали. Лагерь этот, правда был не совсем един, и желающие могут поинтересоваться, что делал во время Майдана-2 человек, чья фамилия стала нарицательной.
13. Во внешней политике Янукович лавировал, полагая, что успешное кидание то одних, то других обеспечит ему пространство для маневра и лавирования между Россией и условным Западом, а политическая конъюнктура позволит закрывать глаза на его личные странности. В итоге он доигрался до статуса «ничьего друга» (как ранее Чаушеску и Каддафи), которого терпят до поры до времени, но когда в его стране начинается, никому неохота его спасать, ибо достал уже.
14. И насколько я понял, укреплением силовой базы режима Янукович тоже не занимался. «Драконовские законы» были приняты постфактум, когда они уже ничего не решали, серьезной работы против радикалов или усиления реальной мощи сил безопасности тоже не было.
15. Все это весьма важно в контексте социально-политических и социально-экономических предпосылок Майдана-2, перед которым Янукович максимально сузил свою базу (кстати, именно это, а равно общее экономическое положение и отличает нашу ситуацию от украинской).
16. Западники в итоге Януковича не любили, восточники скорее терпели. Последнее достаточно четко видно, когда Майдан уже начался. «Антимайдановцы» в большинстве (как минимум, судя по моей ленте) выступали и выступают не столько за Януковича сколько против укронационалистов (какими они их видят, об этом позднее), а попытки собрать народные массы именно в поддержку действующей власти благополучно провалились.
17. И вот - Евромайдан. Как я понял, дело было в том, что, с одной стороны, Еврочиновники выставили не самые приемлемые условия, а с другой, Янукович решил в очередной раз вильнуть, поглядев , кто даст больше. См.
http://nai2008.livejournal.com/86624.html . В ответ евроинтеграторы устроили майдан, но власть воспринимала его как аналог того, что был в год победы Януковича - мелочь и не взлетит.
18. Но условия были другие. Мероприятия класса майдана всегда означают высокий уровень обманутых надежд, а уровень бардака существенно увеличился. Так евро-приставка стала поводом, но не причиной. А оплатить кому было - хотя бы потому, что объединяться против проще, чем объединяться за.
19. В решающую роль внешнего фактора я при этом не верю, хотя помню, сколько стоит организация такого массового мероприятия. Недовольных президентом людей с деньгами было много, и одна из будущих проблем в том, что они, возможно, потребуют ответных услуг.
20. И еще: Югославия многому научила европейцев с точки зрения того, что такое орды мигрантов и вытекающие из них проблемы. Поэтому большая заварушка с гражданской войной на границах точно не в интересах ЕС. Западные соседи будут страдать не меньше, чем восточные.
21. И еще: как показывает опыт ряда иных «тиранических режимов», никакие внешние финансовые вложения не дадут эффекта, если в стране НЕТ соответствующей ситуации. Если искре некуда падать, пламя не может возгореться из ничего.
22. События разворачиваются, информационная война ведется вовсю, и именно потому я осторожен с кричащими фактами. Когда все заверте, желающих подлить масла или половить рыбку в мутной воде было предостаточно с обеих сторон. У одних распятый беркутовец, у других Красный Сектор, не говоря уже о классическом сюжете со снайперами которых прислал Путин/Госдеп/власть/провокаторы/лично Кхорн. Хотя значительное количество фактов не подтверждалось, кратковременный эффект каждый раз был достигнут, будучи рассчитан на свой круг верующих.
23. (и да, я хорошо помню интервью Юрия Луценко о том, как он еще на прошлом майдане ставил в первые ряды женщин и стариков, страхуя их фотографами).
24. Теперь два важных момента. Во-первых, Майдан не был единой организацией. В этом широком «объединении против» каждый мог увидеть что-то свое и совершенно без задней мысли спроецировать данный кусочек майдана на всех его участников. Потому были там и достанные «прахвессором» интеллигенты, и ростки гражданского общества, организовавшие, в частности, помощь раненым, и отмороженные радикалы.
25. Понятно, что благодаря этому у каждой стороны была своя картинка майдана - как на моем любимом демотиваторе. И главное, эта картина была приятна взгляду и не позволяла копать в сторону большей неоднозначности. Мы в белом, за все эксцессы отвечают ОНИ / вражеские провокаторы прикидываются нами.
26. Сюда же то, что люди, говорящие от имени майдана, не контролировали его полностью, если вообще не делали того, чего от них в целом ждала массовка. Подстраивались под толпу вместо того, чтобы ее вести. Оно и понятно - это политики той же страты, что и предыдущие Ющенко или Янукович.
27. Во-вторых, власть тоже не была едина и координирована. Трусость, дезорганизация и безответственность + банальная неготовность системы к вызовам такого порядка. Заметим, что на стороне власти воевал только Беркут, и то ему поступали весьма противоречивые указания.
28. Были ли во власти люди, готовые серьезно пролить кровь? Не знаю, ибо точно были те, кто боялся ответственности за принятое решение. Ведь после такого уже не съездишь в Европу, да и репутация будет погублена.
29. Между тем (хотя власть возможно думала, что рано или поздно все рассосется само собой от холода и на праздники) затягивание конфликта работало на его дальнейшее обострение. Ничейный исход и статус-кво рассматривались майданом как победа, и то, что власть бессильна или не посмеет перейти к серьезным мерам. Кроме того, в ситуациях подобного плана горизонтальные связи всегда оперативнее вертикальных.
30. + увеличивался накал и адреналин. Когда была первая попытка разгона еще откровенно мирного майдана, после которой власть попыталась отыграть назад, уже с другой стороны уступки были приняты за слабость. Обе стороны стали звереть, пошли первые эксцессы.
31. В общем, в данном контексте у Люттвака надо читать не только самоучитель по государственному перевороту, в котором не показано очень многое, но и «Дайте войне шанс».
32. Под новый год Янукович получил обещание (именно обещание) помощи от Москвы и решил что его час пробил. Деньгами мы как-то зальем проблемы, а уже сейчас можно приступать к подавлению мятежа, приняв пакет законов, позволяющих быть активнее.
33. Но к этому времени а) майдан разогрелся, частично стараниями провокаторов неизвестного флага б) стала работать картинка вовне, а в рамках современного дискурса если демонстрация выглядит мирной, ее нельзя жестко разгонять, и страны Запада стали выказывать неудовольствие в) управленческие структуры начали разваливаться, особенно когда попытки повторить в регионах показали, что там власть не готова к жестким ответам.
34. Янукович пытался то силой, то предложениями переговоров, но половинчатость вышла боком. + майдан стал противостоянием воли, а когда два водителя едут навстречу по узкой дороге, отворачивает тот, кто решил спастись, а побеждает тот, кто демонстративно выкидывает в окно рулевое колесо.
35. И таки да, на Майдане было немало не только готовых убивать, но и готовых умереть за идеалы. Они сыграли б0льшую роль.
36. Упущенное время показало, что майдан можно задавить или ценой Очень большой крови (причем неясно, поддержит ли система; режим КТО был объявлен, но спущен на тормозах ибо все не очень-то торопились по нему действовать). Этого испугался как сам президент, так и иные представители власти - генерала на белом танке, который бы сначала скинул президента а потом окружил бы майдан войсками и сказал, что он наведет порядок, минуя склоки востока и запада - не обнаружилось.
37. Имея поддержку, президент мог бы как минимум сыграть в позднее-румынский вариант и «призвать шахтеров», но лить кровь за старый порядок не был готов никто. В итоге он слился. Если его не сдаст собственная охрана, ему в любом случае не стать знаменем контрреволюции. А значит, или бегство в политическое небытие, или суд, где ему припишут все, включая разваленную часовню. По уровню объективности это вряд ли будет отличаться от процесса над Тимошенко.
38. Пока же ПР оперативно открещивается, а профессиональные перебежчики в новую власть совершают очередной забег.
39. Западники празднуют победу, а симпатизанты восточников думают (как, кстати, и после прошлого майдана), что наступили ад и зимбабве. Но я не уверен. Ну, посадят они Януковича и проведут новый передел рынка и государственных постов, замаскированный под праведные люстрации. Ну, повалят еще памятников, благо это ничего не стоит и является красивым символом для быдла (напоминаю, что когда у нас валили Феликса, это делали отчасти для того, чтобы люди не пошли брать здание КГБ). А потом?
40. Во-первых, проблемы страны никуда не делись, и непопулярные меры им все равно придется применять. Просто сказать «Янукович украл все» будет мало, придется что-то решать, а тот же, скажем, дефолт не прибавит им популярности. При этом не уверен, что после Майдана новой власти будут очень активно помогать как Россия, так и Запад. Главе страны придется демонстрировать свою договороспособность не на словах а на деле.
41. Во-вторых, регионализм тоже никуда не делся, и на Востоке первый комплекс мер победителей уже воспринимается как беспредел западников, вызывающий встречную реакцию, которую уже непросто будет выдать за действия криминалитета и российских спецслужб. Обитателям восточных регионов есть чего бояться, и новый закон о языке только подстегнул эти страхи. Кроме того, после ухода Януковича и его клана уже там могут появиться новые лидеры.
42. В-третьих, нас ждет новый виток фракционной борьбы по минимум трем направлениям. А) Между «тремя головами майдана». Б) между головами майдана и политиками, которые присоединились потом, включая свежевыпущенную Юлю В) между политиками старого типа и новыми радикалами, которые осознали себя силой и могут претендовать на власть хотя бы по факту того, что она была завоевана их стараниями.
43. Последнее весьма важно, и является отличием Майдана-2. Появилось поколение тех, кто не только почувствовал вкус крови, но и тех, кто понял, что «мы здесь власть». И у них есть реальная опора в отличие от некоторых политиков. Эти хотят дальнейшей движухи и будут воспринимать попытки не обострять как «украденные победы». Значит, власти придется или их давить, или кидать им кости вплоть до превращения их в тонтон-макутов, а оба варианта кажутся мне чреватыми.
44. С другой стороны, ростки гражданского общества и люди с разутыми глазами тоже выросли. Мне хочется надеяться, что победит именно данный тренд.
45. Резюмируя: прогноз из части 1 в целом никуда не делся, хотя вероятности вариантов 2 и 3 несколько повышаются, но не настолько, чтобы доминировать.
46. Во вмешательство РФ на уровне фантазий «засадистов» - не верю. Для того чтоб такие вещи начали б всерьез рассматриваться, новая власть должна накосячить как-то уж совсем эпически. Вторжение а) не обойдется без эксцессов б)толкнет к сопротивлению агрессорам всех нейтралов за сам факт интернационализации конфликта в)стремновато для нашей армии по комплексу причин и не будет маленькой победоносной войной, а большие риски - скорее аргументы против.
47. Да, если смотреть только один сегмент пропаганды, можно поверить в то что в Украине скоро начнут резать русских или угнетать их как в Прибалтике. Но что-то мне кажется, что хотя желающие такого в каком-то количестве есть, против такой идеи выступит и «разумная часть майдана».
48. Поэтому наиболее разумный вариант для ВВП - сейчас выразить озабоченность, принять и разместить всех, кто решит перебежать (не чиновников, скорее граждан), жестко намекнуть, что статус Севастополя будет неизменен, а затем подождать, пока новое руководство оценит всю меру проблем страны. И потрясти мешком золота со словами «кто выживет, того найму». Про-русской власть все равно не станет, но радикалов будет вынуждена окоротить и русское население в неграждан не превращать.
49. Куда больше волнует то, насколько эти события повлияют на РФ, где власть вполне может решить что все беды ОТЪ и таки закрутить гайки до уровня описанного в ПППНН и иных моих текстах этого блока.
50. Можно было еще много написать о том, как реагировали на майдан представители разных сегментов российской полито-блого-фантасто-прочее-тусовочки, но я желаю соблюдать психическую гигиену.
51. Итого: как после любого такого события, самое интересное и веселое только начинается…поглядим, например, сколь чисто пройдут выборы нового президента.
52. Но я хочу сохранять оптимизм и надеюсь, что никто из моих знакомых, которых хватает на всех сторонах конфликта, не пострадает. И благодарю их за возможность собрать относительно комплексный взгляд на проблему.