Опера Паяцы

Jan 05, 2014 11:13

Приобщился я к культурному наследию.

Недавно заезжие артисты давали оперу на сцене местного музыкального театра. Вывел  жену в свет. Да-с.

Выбор произведения, как понял потом, оказался сомнительным. Я чего, я думал «Паяцы» про хорошее. Дочку клоуна стервец богатый соблазнит, трагедия маленького человека в жестоком мире, наивно и трогательно.

Так нет же. Психоделическая история адюльтера от Руджеро Леонкавалло. Классическое прочтение с элементами стриптиза. Академический муз.театр Карабаса Лукашенко.

Недорого, надо сказать, сто восемьдесят рублей за два часа.

Народу пришло на полный зал. Отрадное зрелище на фоне удручающе пустого города(последствие эмиграции и переселения в эти, как их, таунхаусы(?)).

Однако присмотревшись, отрадность утратил. Нет, это конечно и у Пушкина описано. Евгений Онегин недоволен публикой и сценой, но все же. В основном гражданки бальзаковского возраста. На всем лежит печать скорее печать привычки к культурному досугу из далеких студенческих времен, чем тяга к искусству. Выход в свет, который уже почти Тот.

Мужчин немного, либо «сенбернары» на поводке, либо свитерный интеллигент выводит жену с подругой. Редкие вкрапления молодцеватого бизнесмена с хорошо сохранившейся боевой подругой. Обычно вторая жена, пришедшая на замену конченной уездной идиотки.

Женщины либо стоят в бесполезной, но выразительной недоступности, либо ненавидят немногочисленных, счастливых кавалером, дам. Сохранность и искусство одеваться разные, но везде мигает надпись «пора на покой». Тяжко, товарищи.

Буфеты в Литуании скромные,  так что о буфете не будем.

Ну вот значит вхожу я в зал, весь значит в предвкушении. Сюжет то семейный. Оба прадеда женщин губили и успехом пользовались. Думаю отдам дань уважения заботе о женщине.

Либретто скажете читать надо? Попробуйте, их те еще надмозги пишут. Я читал, но сломался на втором абзаце.

Вообще жду, когда сорвут цветок невинности и растопчут, сатанински хохоча.

Свет гаснет, из-за занавеса выходит персонаж. В отличном пальто нараспашку, стилизованной тельняшке и широких, хорошо отглаженных, штанах, брюках.

Просит верить истинности чувств людей искусства. Занавес раздвигается, за спиной актера висит плакат с рожей Пьеро, запредельной скорбности. Сцена заполнена помостом под двухскатной крышей и двумя перевернутыми дощатыми коробами . Задник изображает булыжную мостовую , переходящую в облезлую стену.

На сцену выбегает яркая массовка. Поселянки одеты в переходные от мини к макси 70-ых.
Ну знаете, длина юбки как у Маргарет Тэтчер, поясок на свитерок, туфли на низком каблуке с ремешками на пряжках. Мужики в пародийных, а-ля бюргер, охотничьих куртках Массовка живенькая, бегает, жестикулирует. Постер с клованом подняли, слава богу.

Люди на сцене ждут прибытия передвижной труппы. Прошли зачем-то перед массовкой савояры, ну эти бетховенские попрошайки с сурком из Савой. Наконец приходят паяцы. Я по ходу действия не понял, но потом выяснилось, что труппа муж с женой и еще два мужика. Деревенские уводят выпить мужскую часть коллектива. Матрос в пальто из пролога остается. Остается жена хозяина труппы. Тонио и Недда. Тонио очень страстно подкатывает к Недде. Недда не для всех. Отшивает на все деньги, в пьяно-гарнизонном стиле.

Да и выглядит Недда как то по-гарнизонному. Кудрявая, рыжая в фиолет грива, коротковатые ноги, длинный торс, умеренно расплывшийся. Одета в красный халатик. Буфетчица или школьная техничка. Крепкий средний уровень для  пьяных перетрахов на корпоративах.

Тонио-морячок укатывается за кулисы, затаив обиду. Недда дает сеанс стриптиза, сняв халатик на кнопках и черные чулки, надетые на телесного цвета колготки. До конца первого акта рассекает в черной трикотажной(не блестящей) комбинации.

Она ждет любовника. Из поселян, зовут Сильвио. Из всех солистов единственный имеет хороший рост и стать. Любовники, согласно жанру, дали пару рулад и улеглись на дощатый помост.

Тонио приводит мужа Недды Канио. Сморчок с крысиной мордочкой и редкими волосиками. Безобразная сцена ревности. Любовник скрывается неузнанным.
Муж, Канио, исполняет знаменитую «Смейся, паяц». Вспомнив пелевенское про пидорасов и клоунов, уронил слезу сочувствия и долго хлопал.

Антракт.

Мне всегда на таких представлениях везет. За мной, как правило, садиться компания с говорливой идиоткой. Можно узнать много смешного из сбивчивой беседы хорошо проспиртованных подружек. Обычные темы: Он, ну или просто очень интересный мужчина, эзотерика, финансовый успех в мире сетевого маркетинга. В антракте долго «лорнировал» говорливых соседей, безуспешно.

Началось второе действие. Вообразите всю психоделику происходящего.

Зрители в зале смотрят на массовку, изображающую зрителей. Зрители на сцене смотрят комедию о рогоносце, которого играет рогоносец в паре с неверной женой, изображающей неверную жену.

Сильво(любовник Недды) отворачивается от сцены и в раскаянии закрывает лицо ладонями. Я бы поставил рядом с ним католического монаха, гладящего заблудшее чадо по смоляным кудрям.

Ария Арлекино, кстати, гораздо интереснее «Смейся, Паяц». Ох уж эти ценители музыки 19 века.

Тут появляется деревенская свадьба. Как у всякой бляди, от зрелища законного счастья, у Недды едет крыша, она в отчаянии. Безумие заразно, подогретый общей оперной атмосферой, обманутый муж убивает Недду, поданным коварным Тонио-морячком, ножом. Сильво-поселянин бросается к Недде на сцену и гибнет под ударом того же ножа, от той же руки.

Морячок оканчивает представление словами : La commedia e finita!

Считаю, надо предупреждать семейных людей.

Представление само по себе старательно-ученическое, без огонька. Добротно, но не более. Пение не тронуло. Испорченный кинематографом и детскими фильмами с музыкой порывался перемотать нудятину). Кстати, родственная по сюжету и совместно исполняемая, опера «Деревенская честь», показана в конце третьего «Крестного отца».
Previous post Next post
Up