Я отчаянно ищу туфли к свадебному платью. Оббегала все знакомые магазины, нигде не могу найти подходящую пару простых кремовых туфель. По какой-то странной причине все простые и незатейливые вещи в Париже стоят слишком дорого, но зато всякие рюши, завитушки, валаны, одежду, предупреждающую об опасности, можно найти даром.
Вчера вечером, сбежав пораньше с работы в надежде покончить со своими модными страданиями, я отправилась в галерею Лафайет, где на минус первом этаже располагается отдел обуви. Отдел обуви можно разделить на два части: брендовая обувь и бюджетные марки. Расположение отделов брендовой обуви можно определить не столько по знакомым вывескам и известным названиям, сколько по русской речи, которая чаще всего оттуда доносится. В этих отделах также часто прогуливаются средневозрастные помятые дядечки с лоснящимися лысинами, недовольным взглядом, важным пузом и семенящими рядом только-только вышедшими из несовершеннолетнего возраста девицами с капризно-покорным взглядом. Мне казалось, что эти гротескные пары канули в Лету, но вчера я, к сожалению, заметила, что это становится какой-то социальной классикой. И очень грустно бывает, когда вдруг слышишь, что они тоже говорят на твоем языке.
Не найдя туфель, я побежала на первый этаж искать украшение для злополучного свадебного платья. В одном из отделов, обнаружив что-то более-менее напоминающее серьги моей мечты, я спокойно их разглядывала, раздумывая, смогу или нет себе это позволить, как вдруг меня в бок кто-то пихнул. Я по ставшей машинальной привычке обернулась и зачем-то сама извинилась. Дама, пихнувшая меня, оказалась соотечественницей, не извинилась, конечно, а продолжила своим тюком проталкивать место к витрине. Я на нее неприлично долго уставилась, не потому, что она меня разозлилась, а потому, что такого набора бросающихся в глаза брендов я давно не видела. Дама представляла собой разряженную в исключительно известные марки новогоднюю елку. Не могу не признаться, что очень плохо о ней подумала, увидев любимую маленькую Шанельку, перекинутую через плечо так безвкусно одетой дамы.
Я стояла и думала, что некоторым людям нужно давать памятку о том, как себя вести в другой стране, конкретно во Франции, и как одеваться, чтобы сойти за свою или хотя бы не вызвать неприязнь окружающих.
Например, первым пунктом этой памятки я бы указала, что, собираясь, в Париж, нужно четко уяснить, что здесь никого нельзя удивить - ни деньгами, ни возможностями, ни связями, ни внешним видом, ни дорогими машинами. Все здесь было видано, сказано, написано и услышано. Так что лучше не пытаться - это будет выглядеть смешно и нелепо.
Второе, кричащие бренды здесь не в моде. Во Франции в моде сдержанность внешнего вида, граничащая с неопрятностью. Как-то я услышала, что французы модно не одеваются, потому что они моду экспортируют. Мне кажется, это чистая правда. Сама я много раз критиковала не следящих за собой француженок, но во многих случаях эта легкость и непринужденность внешнего вида является гораздо более выигрышной, чем нагромождение известных марок.
Третье, во Франции, как мне кажется, лучше всего продается скромность. Скромность внешняя и внутрення. Это касается и манеры поведения и стиля одежды. Огромные каблуки на прогулку, слишком короткие и обтягивающие наряды, стразы, выкрашенные блондинки, слишком яркий макияж днем, повышенный голос, надменная манера поведения - это сойдет за дурной тон здесь и привлечет негативное внимание.
И конечно же нужно извиняться, по поводу и часто без, и уважать чужое личное пространство. Во Франции извиняются постоянно - к месту и не совсем. Возможно, иногда постоянное pardon выглядит машинально и неестественно, но гораздо лучше воспринимается, чем откровенное хамство и грубость.
Это все является, безусловно, прописной истиной, но иногда мне кажется, что некоторым людям, не обеспокоенным материальными трудностями, подобное священное знание не по карману.