Особенности французского детского сада

Oct 12, 2015 10:50




Прошел уже почти месяц с тех пор, как Александра начала ходить в сад. За последние недели я многое узнала о новой стороне детской жизни, а также многое стало понятнее в поведении взрослых французов и где и как оно было сформировано.

Сегодня я хотела рассказать вам о нескольких особенностях французского сада, которые я подметила и которые, мне кажется, помогают лучше понять, как устроено французское общество.

1. Уважение.

Так как нам приходится дежурить в саду раз в неделю и проводить время с персоналом и другими детьми, у меня есть возможность наблюдать, как работники сада общаются с малышами. Основной момент, который сразу бросается в глаза, - это уважение и равное друг с другом общение, не взирая на возраст. С детьми разговаривают, как со взрослыми, не опускаются до их уровня, не пытаются "сюсюкать" или же наоборот кричать или повышать голос. Голос в саду вообще никогда не повышают. Конечно, можно сказать, что воспитатели не посмеют повысить голос на детей при родителях, но мне кажется, что это все-таки постоянная манера общения.

Если кто-то не слушается, плохо себя ведет, отказывается убирать на место игрушки, воспитатели вместо повышения голоса меняют интонацию и очень настойчиво, несколько раз повторяют малышу, что нужно сделать. Я часто про себя улыбаюсь, когда слышу, как воспитатели говорят малышам: “Нет, я не согласна, с таким поведение я никто не смирюсь, возьми, пожалуйста, паровозик и отнеси его на место”. И, как ни странно, никто не возражает. Я всегда удивлялась, как смена интонации влияет на поведение ребенка. У меня так пока не получается.

2. Контроль и соблюдение правил.

Мне всегда казалось, что французы зациклены на соблюдении правил, норм и предписаний. Я часто слышу здесь фразы “это невозможно, так нельзя, я не могу этого сделать, потому что моя инструкция этого не позволяет” и так далее. Безусловно, когда каждый человек в обществе соблюдает правила, жить всем гораздо лучше, предсказуемость и стабильность хорошо влияют на внутреннее устройство любого социума.

В саду контроль строгий за всем: едой, уборкой, дежурством, сменой белья, коробками с игрушками и видами игрушек, которые в этих коробках должны находится, температурой, при которой нужно стирать белье, тапочки или мягкие игрушки. А недавно я узнала, что даже температуру в холодильнике проверяют дважы в день, чтобы избежать ее перепадов.

Безусловно, когда речь идет о детях, смешно рассуждать о важности контроля за основными сторонами жизни, такими как гигена и безопасность. Но что мне кажется интересными - это разделяемая и воспитателями и сотрудниками мысль о том, что ребенка с маленького возраста нужно приучить к соблюдению правил. Он должен четко понимать, что ему можно делать, а чего нельзя, куда можно ходить, а куда нельзя (у нас в саду даже проведена специальная линия, за которую детям заходить не разрешается, о чем им постоянно напоминают), какие шкафчики открывать можно, а какие нельзя, и так далее.

Во время дежурства я часто слышу комментарии воспитателей, адресованные детями и связанные именно с объяснением необходимости соблюдать те или иные правил поведение в саду и в обществе в целом.

3. Последовательность и дисциплина.

Опять же такие понятие, как последовательность и дисциплина, применительно к детями, кажутся естественными. Мне всегда интересно наблюдать, как эти качества воспитываются. Например, еда. В саду дети едят каждый день что-то разное. Конечно, не всем детям нравится морковка, шпинат или брокколи, не все дети хорошо едят. Но что бы ни произошло, каждый день воспитатели последовательно будут предлагать новую еду и настаивать на том, чтобы ребенок хотя бы попробовал. Например, Александра, плохо есть некоторые овощи. Воспитатели мне советуют не прекращать их ей готовить, а наоборот - последовательно, каждый день или чуть реже предлагать ей попробовать. Они уверены, что в один прекрасный момент она наконец-то согласится съесть тарелку вареного шпината.

Как и с соблюдением правил, необходимость дисциплины в жизни маленького и взрослого человека не подвергается сомнению. В саду все по расписаню, чуть ли не поминутному. Музыкальный класс всегда в одно и то же время, обед всегда в одно и то же время, полдник тоже, никаких перекусов между приемами пищи нет. Если ребенок с чем-то играет, он должен обязательно эту игрушка отнести на место. Все это, безусловно, базовые вещи, но я всегда, как писала выше, с интересом наблюдаю, с какой последовательностью и терпением эти качества прививаются.

4. Правильное питание.

И нельзя не упомянуть о питании. Дети, безусловно, питаются правильно, и это, конечно никого не удивляет. Только свежие продукты, только свежие фрукты и овощи, сыр, многое готовится на пару, минимум сахара и соли. И это, конечно, не является особенностью французского детского сады. Наверное, в большинстве садов подход к еде именно такой. Что мне кажется интересным - это структура меню маленьких детей. Она точно такая же, как и у взрослых.

Например, обед начинается всегда, как у взрослых, с entrée (закуски), подаются, как правило, овощи. Затем следует основное блюдо, которое, как и у взрослых, включает белки (рыбу или курицу, иногда мясо) и сложные углеводы или сваренные на пару овощи. После основного блюда предлагается сыр. И завершается все небольшым десертом. Опять же, как и со всеми остальными ритуалами, к еде тоже подходят с терпением и последовательностью. Овощи последовательно предлагаются каждый день, даже если ребенок от них отказывается, обеда всегда в одно и то же время; количество блюд неизменно, а после еды все обязательно должны сказать спасибо и помыть руки.

О меню в нашем саду я обязательно напишу отдельно.

5. Терпение.

Как я писала выше, меня всегда приятно удивляет терпение, с которым воспитатели общаются с детьми, объясняя по сто раз одно и то же. Конечно же, все люди, работающие с малышами, должны быть спокойными и терпеливыми. Но я, к сожаленю, знаю очень много противоложоных примеров, поэтому каждый раз радуюсь, когда слышу, как Доминик в который раз настойчиво и не повышая голоса повторяет: “Нет, Клоэ, я не согласна”.

Я создала рассылку, чтобы вы смогли получать обновления блога по почте каждую неделю. Для получения обновлений блога вы можете подписаться здесь.

Детский сад, Хроника Парижской Жизни

Previous post Next post
Up