Во Франции этот неувядаемый феерический фильм с элементами гротеска и юмора, с музыкой М.Леграна, с Катрин Денев в главной роли, давно стал культовым произведением, которое передается из поколения в поколение, и продолжает очаровывать зрителей всех возрастов.
А советским детям такого не показывали, потому что кроме очаровательного визуального ряда и мелодичных песен, фильм имеет очень пикантное содержание. Он откровенно касается темы инцеста. Если вы смотрели советский фильм "Ослиная шкура" 1982 года Н.Кошеверовой, так это совсем другая история, имеющая мало общего со сказкой Перро под таким названием.
На самом деле сюжет довольно жесткий: Король, безутешный вдовец, который пообещал своей умирающей жене, жениться второй раз только на женщине, которая будет не менее прекрасна, чем она, обнаруживает, что под эту категорию подходит только его юная дочь.
У стеклянной гробницы умершей королевы.
И решает на ней жениться. В лучших традициях коварных соблазнителей читает ей стихи Кокто и Аполлинера. И это не единственный забавный анахронизм в фильме.
Ошарашенная таким предложением юная девушка бежит за советом к своей крестной - Фее Лилий.
Хитрая фея советует тянуть время, требуя невероятных свадебных подарков: платья цвета погоды, луны и солнца. Но папу это только раззадоривает, ему удается выполнить все требования и, глядя на такое великолепие, укрепляется в своем стремлении жениться на собственной дочери.
Послушная дочь, так любящая своего отца, выполняющего все ее капризы, уже готова согласиться. Только благодаря единственному голосу разума в этом королевстве - крестной, ей удается противостоять неадеквату. Последняя хитрость Феи - попросить шкуру осла, какающего бриллиантами и старинными французскими монетами, пополняя бюджет королевства. Уж на это он точно не сможет пойти!
Вот невероятный по красоте кадр, и отсылает к длинным коридорам в фильме Кокто, и отмечает самый напряженный момент в фильме.
Но нет! Обуянный противоестественной страстью король и бесценного осла не пожалел. Отчаявшись, принцесса сбегает, завернувшись в эту шкуру - символ позора, в соседнее королевство. В котором по случаю проживает один милый принц. И так далее.
Сохранив основную коллизию, Жак Деми сделал очень современную и новаторскую интерпретацию. Одна из самых мрачных и недетских сказок Перро вдохновила кинорежиссера на создание замечательного зрелища, увлекательного для детей и взрослых.
Этот музыкально-барочный фильм, снятый в исторических замках Шамбор и дю Плесси-Бурре искусно соединяет в себе фантастический романтизм 19-го века, сюрреалистическую поэзию 20-го и поп-культуру и музыку 60-ых. Эстетика фильма вдохновлена психоделическими движениями и поп-артом, которые Деми открыл для себя во время пребывания в Америке, и воспоминаниями о кукольном театре своего детства.
Секрет оригинальности фильма состоит в богатстве влияний, которые Жак Деми сумел впитать и переработать, в его прекрасном вкусе, фантазии, любви к живописи и умении воплотить воображаемый мир на экране. Фильмы Брессона, Кокто, Ренуара, Карне, Офюльса, поэзия Аполлинера, живопись Вермеера, Веласкеса, Матисса и Ван Донгена в той же мере, что и анимация Уолта Диснея и творчество Энди Уорхола повлияли на кинопочерк Деми.
Фильм погружает зрителя в прекрасное сказочное безвременье - ностальгический мир фантазий, экстравагантный калейдоскоп, в котором перемешались мир волшебных сказок, психоделика и поп-эстетика той эпохи. Очень много цитат и отсылок к знаменитому фильму "Красавица и чудовище". И не случайно на роль короля приглашен Жан Маре. Его присутствие свидетельствует об особом трепетном отношении режиссера к творчеству Жана Кокто
Костюмы (кроме тех, что были арендованы) придуманы Агостино Паче и изготовлены Гитт Магрини. Три роскошных наряда принцессы до сих производят на зрителей неизгладимое впечатление. Их сказочная необыкновенность достигалась с помощью проектора. На платье цвета погоды проецировались плывущие по небу облака, а цвета луны - горошки звезд. Но если точнее, всего платьев шесть и они все прекрасны. Бархатная мантия короля имеет форму огромных совиных крыльев.
Фея Лилий, по словам Деми, "смесь Джин Хэрлоу и Ботичелли", носит три варианта атласного платья со шлейфом из органзы и стоячим воротником в виде ракушки (из Ботичелли) трех разных цветов.
Декорации делал британский поп-художник Джим Леон, автор афиши первого концерта Пинк Флойд во Франции. В декоре перемешаны отъявленный китч и хиппи-стайл сумасшедших оттенков от бирюзы до фуксии, пластиковые манекены соседствуют с чучелами животных, королевский трон - огромный плюшевый кот.
Первое королевство окрашено в синий цвет, символ чистоты голубой аристократической крови. И намек на сказку о Синей бороде. Соседнее королевство - в красный как более революционное и демократическое.
В финале все одеты в белое, цвет, объединяющий все цвета спектра, - символ невинности, влюбленных, свадьбы и гармонии, когда разрешены все конфликты.
Деми исследует и углубляет аллюзии и подтексты Шарля Перро, его интерпретация полна сексуальных подтекстов, это история о женской эмансипации, о том, что женщина должна сама распоряжаться своей судьбой, а не передавать ее в чьи-то руки.
Катрин Денев:
Этот фильм как старые открытки, на которых платье меняет со временем свой цвет. Это женственность в самом прекрасном своем воплощении, в самом живом и чистом.
Elle 2002
Играть в этом фильме было чудесно, с этой музыкой, песнями. А какие костюмы! Самым тяжелым костюмом была ослиная шкура. Настоящая шкура, которая была надета на мою голову и на тело. И голова ослиная была очень тяжелая! Жак Деми просил нас играть утрированно. Нужно было вздыхать, возводить очи к небу. очень трудная игра, потому что очень точная. Смесь реализма с китчем.
Elle 2003
Выставка в Парижской синематеке: три платья, заново созданные дочерью режиссера Розали Варда по эскизам и по фильму, 2013.
**** В этом фильме нет современных фасонов одежды, которые можно было бы перенять напрямик для повседневного ношения, но тем не менее он тоже вдохновляет дизайнеров моды на создание вечерних и свадебных нарядов, и используется как тема для фотосессий и рекламы.
Peau d'Ane Fashion Shoot by Carter Smith 2006
Jean Paul Gaultier collection de prêt-à-porter hiver 2008
Lolita Lempicka Le Premier Parfum 2011
Topshop London Fashion Week 2010 Japanese designer Yumi Katsura 2012
Сотрудничество Elie Saab с Домом Baccarat, хрусталь и "от кутюр", по мотивам сказки Перро с музыкой из фильма Ж.Деми. Рождество 2012.
Hi-Tech Fashion: Franck Sorbier Fall/Winter 2012-2013 «14 в 1» - одно белое платье + слайд-шоу.