Американо-китайское противостояние на виражах предвыборной гонки

May 21, 2020 19:00


Обе стороны избирательной гонки - и республиканцы, и демократы - готовы ради победы, которая «спишет всё», пожертвовать национальными интересами США, чем с увлечением и занимаются. В такой ситуации Вашингтон может пойти на любой, самый нелогичный и опасный шаг
 Ради победы на выборах обе партии играют китайскую карту.

США обвинили Китай и Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) в сокрытии правды о распространении коронавируса и нанесении, таким образом, крупного финансово-экономического ущерба, как самой Америке, так и иным странам. Надо понимать, что иные (неназванные) страны - те, кто решит присоединиться к американской кампании против Китая. Сумма ущерба пока точно не определена, но в выступлениях Трампа озвучивалась цифра 20 триллионов долларов (поразительно близкая к показателю государственного долга Вашингтона).

С ВОЗ Трамп разобрался быстро, просто прекратив перечисление американского взноса на содержание этой организации и заявив о намерении создать (вместе с иными, неназванными, странами) альтернативу ВОЗ. При этом свои действия Вашингтон пытается оправдать тем, что якобы Китай манипулирует ВОЗ. На деле же больше всего возможностей для давления на организацию было именно у США, чей взнос в бюджет ВОЗ был самым большим среди всех участников. Кроме того, заявление о намерении создать альтернативу ВОЗ укладывается в общую схему американской политики последнего десятилетия.


Дипломатическая война? Весьма вероятно

Вашингтон стремится разрушить те организации и международные договорные режимы (например, режим договоров по контролю над ядерными вооружениями, режим договора об открытом небе), которые отказываются безоговорочно поддерживать позицию США. При помощи создания «альтернатив» американцы пытаются получить новую переговорную позицию - если есть две международные организации, занимающиеся одним вопросом, то достижение согласия между ними возможно только на основе компромисса. Таким образом, Вашингтон пытается хотя бы частично отыграть проигранные в рамках действующих международных механизмов позиции. Ведь «новый компромисс» означает уступки в пользу США.

Впрочем, ВОЗ под американским давлением ещё держится, а союзники США не спешат поддерживать создание новой организации. Но это пока, борьба только началась.

С Китаем ситуация более сложная. В дипломатическую войну Пекин уже втянулся. МИД КНР опубликовал так называемые 24 пункта, разоблачающие, с его точки зрения, ложь США. На день позже, 12 мая, газета «Жэньминь Жибао» - официальное издание ЦК КПК, главный (наряду с агентством «Синьхуа») официальный информационный ресурс КНР, - опубликовала десять вопросов к США, звучащие как ответные обвинения в причастности к бесконтрольному распространению коронавируса.
 Институт вирусологии в китайском городе Ухань финансируется американским миллиардером Джорджем Соросом.

Если коротко, то США намекают, что распространение вируса началось из китайской биологической лаборатории в городе Ухань, а Пекин долго скрывал масштаб эпидемии, для того, чтобы замести следы. В свою очередь Пекин заявляет, что вирус могли занести в Ухань сами американцы во время всемирных военных игр и указывает на подозрительную активность американских лабораторий по части исследований подобных вирусов (в частности вируса «птичьего гриппа»), результаты которых до сих пор не опубликованы.

Я не случайно указал, что в данных заявлениях мы имеем дело с дипломатической войной, а это значит, что обе стороны могут акцентировать внимание не на всей полноте проблемы, а только на выгодных конкретной стороне её аспектах. Американцы бездоказательно (в стиле «хайли лайкли») обвинили Китай. Китай ответил в стиле «сам дурак».

В иной ситуации можно было бы предположить, что случившееся постепенно так и рассосётся не пойдя дальше взаимных обвинений в прессе и публичных заявлений дипломатических ведомств. В конце концов, хоть Трамп и является сторонником проведения активной антикитайской политики, он, как правило, пытается решить на этом направлении тактические задачи, заключающиеся в общем улучшении откровенно слабой позиции США в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом и на китайском направлении в частности. Трампу вообще свойственна политика «малых шагов», в результате которых количество тактических побед должно перерасти в качество стратегических изменений. Другое дело, что ему не всегда удаются тактические победы, но важны не отдельные удачи или неудачи, а совокупность решений. По совокупности Трамп пока пытается выиграть.
Забрать у Китая столько, сколько можно

В данном же случае, Китай нужен был ему не так для серьёзных внешнеполитических решений, как с точки зрения интересов внутренней политики. В США идёт избирательная кампания. Шансы переизбраться у Трампа пока хорошие, но победа на выборах не гарантирована. Мешает общий системный кризис, в результате которого безработица в США растёт обвальными темпами. Прогнозы в тридцать-тридцать пять миллионов безработных к началу лета давно не кажутся чем-то невероятным. Более того, американские эксперты уже говорят о том, что ситуация может оказаться гораздо хуже, чем ожидалось.

Ещё одна проблема - коронавирус, к борьбе с которым администрация Трампа оказалась явно не готовой. Более полутора миллионов заболевших и почти сто тысяч умерших - далеко не окончательный результат, который уже не удастся превзойти никому в мире. И кто-то за это должен ответить.

Трамп предлагает своим избирателям красивую, стройную и вполне удовлетворяющую среднего американца версию. Кризис, породивший безработицу, стал результатом эпидемии коронавируса, а эпидемия в США началась из-за безответственности Китая и ВОЗ. Их надо наказать. ВОЗ Трамп перестал перечислять деньги, а у Китая намерен отсудить 20 триллионов долларов, что в ближайшем будущем решит все американские проблемы. Следует только потерпеть до ноября и переизбрать Трампа

Надо сказать, что это действует. Вашингтон уже даже почти не педалирует тему «российско-саудовской нефтяной войны», которая якобы обрушила нефтяной рынок (пусть даже конфликт в рамках ОПЕК+ возник в результате начинавшегося обвала, а не спровоцировал его). Скорее всего Трамп понимает, что, пытаясь манипулировать информацией вокруг рынка нефти, он рискует проиграть (в информационном и экономическом плане) больше, чем выиграть. В китайском же случае избиратели пока приняли его версию и рейтинг не только не падает, но даже пока ползёт вверх.

В идеале Трампу надо было бы додержать скандал в напряжении до выборов, а затем его перекрыла бы внутриполитическая тематика, инаугурация, результаты промежуточных выборов в Палату представителей и Сенат Конгресса США, распределение мест в комиссиях и комитетах, назначение на должности в администрации и т.д. За всем этим о Китае бы просто забыли, да Трампу было бы уже и всё равно, если бы он победил.
Ловушка для президента

Но внутриполитическая ситуация в США сломала эту красивую диспозицию. Чтобы никто не говорил, что нижеследующее - «путинская пропаганда», сошлюсь не на своё мнение, не на мнение американских политиков и экспертов, а на позицию экс-советника президента России, а ныне одного из самых матёрых оппозиционеров, всегда поддерживающего позицию Вашингтона Андрея Илларионова.

В своём интервью YouTube-каналу оппозиционного «Форума свободной России» Илларионов говорит, что не только он, но даже самые старые из американских политиков не помнят такого накала внутриполитического противостояния в США, называя эту ситуацию гражданской войной. Кстати, американские политики уже не один месяц выражают опасение, что сторонники любой стороны, проигравшей предстоящие выборы, могут не согласиться с результатом и начать уличное противостояние, в том числе и вооружённое.

Илларионов подчёркивает, что в борьбе с Китаем демократы и их СМИ (он называет телеканал CNN, газеты The New York Times и The Washington Post) выступают против Трампа и на стороне КПК. Думаю, что он несколько сгущает краски, никто в США на стороне Китая не выступает, но то, что демократы пытаются использовать ситуацию против Трампа, обнулив его шансы на победу, вполне естественно.

Всегда поддерживающий позицию Вашингтона, независимый Илларионов говорит о накале внутриполитического противостояния в США.
Но Илларионов ничего не говорит о применяемых демократами методах борьбы с президентом-республиканцем. А это интересно.

На сегодня понятно, что Трамп сумел развернуть повестку борьбы с коронавирусом и кризисом в свою пользу, в том числе, а возможно и в первую очередь, при помощи китайского досье. Заявить, что президент несёт бред, Китай никого не обманывал, а судебный процесс против него не имеет перспективы демократы не могут - избиратель не поймёт. Это подобно заявлению, что США сами виноваты. А здесь есть нюанс - медицинское ведомство в Вашингтоне (как и многие другие правительственные учреждения) контролировали (а зачастую и сейчас контролируют) ставленники или симпатизанты демократов. Нельзя же стрелять себе в ногу.

Но есть другой метод, зная слабые места позиции своего оппонента, поддержать её и довести до абсурда, поставить уже Трампа в ситуацию, когда он вынужден будет реализовывать гибельную для себя стратегию, навязанную демократами, не имея возможности официально выступить против неё ибо избиратели не поймут.

Демократы, прекрасно зная, что отсудить у Китая в американском суде можно не то, что 20 триллионов, но даже 200 квинтиллионов долларов (вот только получить их нельзя), начали требовать от Трампа активизации антикитайской повестки. Им нужен судебный процесс и соответствующее решение ещё до выборов (причём, чем раньше, тем лучше). Заметим, что республиканские политики не могут отказаться от поддержки такой позиции, ведь простому американцу внушили, что Китай виноват, его надо наказать и он за всё заплатит, так зачем же медлить?

Китай является вторым, после Японии, крупнейшим держателем государственных ценных бумаг США.

Попытки указать на суверенный иммунитет Китая и невозможность такое решение выполнить, наталкиваются на ответ, что суверенным иммунитетом в данном случае можно пренебречь, а деньги списать в счёт американского долга Китаю, который является вторым, после Японии, крупнейшим держателем государственных ценных бумаг США. Сами принимаем судебное решение, сами списываем свой долг - действие вполне в духе США, избирателю должно понравиться. Как всегда в случаях нарушения международного права, американцы, чтобы не остаться в одиночестве, предлагают другим заинтересованным странам присоединиться и тоже списать свой долг Китаю.
Как демократы играют на подрыве доверия к Трампу

Трамп понял, что попал в ловушку и пытается вяло сопротивляться, затягивая время, уходя от прямого ответа на вопросы о готовности администрации реализовать этот вариант и туманно указывает на «возможные проблемы с долларом». Что он имеет в виду?

Американский долг Китаю составляет на сегодня 1 триллион 81 миллиард долларов. С февраля по март Китай продал американские ценные бумаги на сумму 10 миллиардов 700 миллионов долларов. Согласитесь, что спиши хоть весь долг, но 20 триллионов никак не получится.

Зато доверие к американским ценным бумагам, которые и так практически прекратили покупать зарубежные страны, упадёт до близких к нулю отметок. А статус доллара в качестве главной мировой резервной валюты (и без того уже поколебленный) растворится как утренний туман.

В свою очередь это будет означать, что США не только потеряют возможность финансировать свой государственный долг за счёт всего мирового сообщества, но в страну хлынет вал ничем не обеспеченных долларов. Чтобы спасти финансовую систему от развала потребуется или массированная девальвация доллара (ещё неизвестно поможет она или только усугубит положение), или конфискационная (для зарубежных держателей долларов) финансовая реформа, которая нанесёт удар по всей мировой экономике и торговле, но самый сильный по американской.

То есть идея просто забрать у Китая столько денег, сколько можно, гибельна для всей глобальной системы, на лидерство в которой всё ещё претендуют США. Но для Вашингтона последствия окажутся самыми тяжёлыми, так как весьма относительное и неустойчивое благополучие Америки в последние годы базировалось именно на статусе доллара.

Это прекрасно понимает Трамп, понимают и его оппоненты. По крайней мере те из них, которые эту затею, с самостоятельным списанием своего долга, придумали. Зачем им это надо?

Во-первых, они уверены, что Трамп будет уклоняться и медлить с реализацией сколько-нибудь жёстких мер против Китая. Между тем демократические СМИ уже обвиняют Китай во вмешательстве в американские выборы. Отказ Трампа от занятия жёсткой позиции они будут продавать избирателю как его сговор с Пекином - якобы в обмен на отказ от судебного процесса на 20 триллионов, Трамп обеспечил себе поддержку китайских хакеров. Избиратели, поверившие в российских хакеров, должны поверить и в новую чушь, тем более что их будет завораживать цифра в 20 триллионов долларов, которые будто бы можно получить почти завтра.

Во-вторых, после начала в США простого обсуждения темы самостоятельного списания долга, началось активное бегство инвесторов из американских ценных бумаг. О китайском сокращении на $10,7 млрд мы уже упоминали. На $7,9 млрд (до 395,3 млрд) сократила свои авуары в американские ценные бумаги Великобритания - ближайший союзник США и третий в мире держатель государственных бумаг США. До рекордно низкого уровня ($3 млрд 850 млн) сократились долларовые резервы России. Только критически зависимая от США Япония увеличила свои вложения на жалкие $3,4 млрд. Теперь её пакет ценных бумаг США оценивается в 1 триллион 271 миллиард долларов.

Это, конечно, не обвал, но весьма неприятная для США тенденция (речь уже идёт о десятках, если не сотнях миллиардов возвращённых в США с начала года долларов). Причём это данные за март, можно предположить, что как в апреле, так и в мае бегство из доллара в другие валюты и в золото только ускорилось. Для Трампа это создаёт дополнительные трудности в финансировании государственных программ борьбы с кризисом, а значит, снижает эффективность его экономической политики.

Именно на этом - на политических обвинениях в продаже интересов США Китаю и на подрыве доверия к экономическим мерам Трампа пытаются играть демократы. Они пытаются заставить популиста расплатиться за свой популизм, поймав его на противоречии действий обещаниям.

Но, как мы указывали выше, внутриполитическая борьба в США приняла крайне ожесточённый характер. Никто не может себе позволить проиграть, так как дело уже может закончиться не уходом на политическую пенсию, как в случае с Манафортом (до сих пор судебному преследованию подвергается и генерал-лейтенант Майкл Флинн, бывший советник Трампа по национальной безопасности). Поэтому обе стороны избирательной гонки готовы ради победы, которая «спишет всё», пожертвовать национальными интересами США, чем с увлечением и занимаются.

В такой ситуации Вашингтон может пойти на любой, самый нелогичный и опасный шаг. Поэтому на сегодня китайско-американская дипломатическая война остаётся самым опасным мировым конфликтом.
https://zvezdaweekly.ru/news/t...                   Ростислав Ищенко
Previous post Next post
Up