Ставка США в Турции бита. Главный враг Эрдогана отошёл в небытие

Oct 23, 2024 18:55


Государственник Вчера
Игорь Лисин
Из американского штата Пенсильвания пришла новость, взбудоражившая Турцию. В эмиграции на 84-м году жизни скончался общественный и религиозный деятель, исламский проповедник Фетхуллах Гюлен. Роль этого человека в современной турецкой истории ещё предстоит оценить историкам грядущих поколений. Именно Гюлен радикальным образом повлиял на частичный демонтаж светских основ Турецкой Республики и перехода дискурса в руки умеренных исламистов. Он же породил Реджепа Тайипа Эрдогана - и он же оказался его главным непримиримым врагом.
Со времён Мустафы Кемаля Ататюрка Турция строилась как светское государство. Молодая республика решительно порывала связи с османским наследием, стремясь походить на европейские страны во всём, начиная от одежды и заканчивая конституционным устройством. "Отец турок" в качестве оплота светскости, национализма и республиканизма видел своё любимое детище - армию, сумевшую (не без участия Советской России) сломить хребет греческим интервентам и их союзникам по Антанте в войне за независимость 1919-1923 гг. На протяжении всего двадцатого столетия вооружённые силы зорко следили за тем, чтобы никто не посмел повернуть колесо истории вспять и вновь вернуть османщину и исламизм в политическое и общественное пространство.
В феврале 1997 года высшее армейское командование совершило очередной государственный переворот. Вооружённые силы вынудили уйти в отставку премьер-министра Неджметтина Эрбакана, основоположника нового "политического ислама". Эрбакан возглавлял Партию благоденствия и патронировал Эрдогану. В 1994-м при поддержке главы правительства "друг Реджеп" сумел выиграть выборы и стать мэром Стамбула. Чтобы уяснить получше воззрения молодого Эрдогана, достаточно сказать, что в 1996-м он лично открывал в городе на Босфоре парк имени Джохара Дудаева, уничтоженного незадолго российским ударом. Когда Эрбакана сковырнули, Эрдоган также подвергся преследованиям за свои взгляды.

Мечети - наши казармы,

Минареты - наши штыки,

Купола - наши шлемы,

А верующие - наши солдаты.

Публичная декламация этих стихов поэта Зии Гёкальпа привела политика к нескольким месяцам тюремного заключения и поражению в гражданских правах. Впрочем, как это часто бывает, гонимые снискали народную любовь. Эрдоган в 2001 году основал Партию справедливости и развития (AK Parti), а в 2003-м возглавил турецкий кабинет министров при активной поддержке гюленистов из движения "Хизмет". В своей деятельности Фетхуллах Гюлен делал основной упор на образовании. Школы и институты исламской направленности открывались им по всему мусульманскому и тюркскому миру. Гюленисты залезли и в Казахстан, и в Узбекистан, и в Киргизию, и в Боснию, и даже в Россию (в 1990-х Татарстан открывал "татаро-турецкие лицеи").

Привлекательность школ Гюлена была в том, что образование в них давали действительно очень хорошее. Выпускники показывали хорошие результаты и поступали в престижные вузы. Вместе со знаниями по естественнонаучным и гуманитарным предметам воспитанники лицеев получали индоктринацию довольно нетопорной исламистской и протурецкой пропагандой. Многие проводники влияния Анкары по белу свету - выходцы из Fethullahçı okulları. Азербайджан и целый ряд стран после событий 2016 года закрыли эти учебные заведения, а вот в Казахстане и Киргизии они продолжают работать.

Для Эрдогана Гюлен и "Хизмет" были важны тем, что формировали для главы республики идейно преданные кадры, вычищали из государственного аппарата адептов светскости и кемализма. Община Гюлена связана сотнями уз - через общественные организации от женских сообществ до детских садов. Если проводить очень грубые аналогии, "Хизмет" стал чем-то вроде "Хезболлы" в Ливане, только без собственной армии и с чуть более скованными руками при наличии твёрдой президентской власти. Гюлен сформировал идеологию правления Реджепа Тайипа Эрдогана, а также имидж Турции как локомотива тюркского мира и образца для подражания миллионов мусульман. Чтобы понять, удалось ли это, поговорите при случае с каким-нибудь киргизским мигрантом или азербайджанцем, расспросите про Турцию. Столько елейной патоки услышите. (Хотя зарабатывать на хлеб они всё равно будут в "угнетательской" России, а не в "братской" Турции).

Однако в 2016 году идиллия окончательно закончилась. Часть армейской элиты, вдохновлённая Фетхуллахом Гюленом (к тому времени находившемся в опале и за границей), попыталась свергнуть Эрдогана и отправить его на небеса. Сделать этого, как вам известно, не получилось: за президента встала большая часть силовиков и турецкий народ. Кто руководил гюленистами, догадаться несложно, принимая во внимание тот факт, что проповедника так и не выдали Анкаре американские власти, несмотря на все связи по НАТО и сотрудничество ЦРУ и MIT. Основное действующее лицо госпереворота, командующий мятежных ВВС Акын Озтюрк, впоследствии признал членство в израильской масонской ложе "Нур" в бытность военным атташе Турции в еврейском государстве. Как говорится, думайте.
Фетхуллах Гюлен отошёл в мир иной, но не отошли его многочисленные воспитанники и члены сети влияния. Смогут ли они доделать дело своего духовного наставника, покажет время. Однако у Турции Эрдогана есть только один выход, если она хочет сохраниться в своём нынешнем виде: опереться на формирующийся многополярный мир. Сделать ставку на сотрудничество с БРИКС, а не коллективным Западом. Пойти на союз с Москвой и Пекином, а не Вашингтоном и Брюсселем. Увы, сиюминутная экономическая логика пока склоняет "друга Реджепа" отдавать предпочтение западному вектору. Весьма и весьма опрометчиво.

Previous post Next post
Up