Государственник
Сегодня
Добрый день, Империя.
Если верить данным Стокгольмского международного института исследования мира (SIPRI), российский "Ростех" находится на 10 месте по выручке от продажи вооружений. Первые пять мест занимают американские компании, на шестом вдруг нарисовалась британская BAE Systems (уже смешно), седьмое, восьмое и девятое места - за китайскими компаниями. Немецко-американский Rheinmetall на 28 месте, российская ОСК (Объединенная судостроительная корпорация) - на 36. Понятно, что рейтинг вообще составлен на основе притекающих в кассу сольдо, но первые пять мест американцев лишь подчеркивают неконкурентоспособность компаний США - при всех их высоких технологиях производственные мощности продолжают деградировать самыми высокими темпами в мире.
Дабы не быть голословным:
Из просочившегося слайда брифинга ВМС США следует, что судостроительные мощности Китая в 232 раза больше, чем у Соединенных Штатов. В частности, производственные мощности китайских верфей составляют примерно 23 250 000 миллионов тонн, в то время как на верфях США - менее 100 000 тонн. Авторы слайда для брифинга предсказали, что к 2035 году Китай накопит 475 боевых кораблей; у США будет от 305 до 317.
Источник - это аналог наших ресурсов "Сделано в России". "Сделано в Америке" уже давно бьет тревогу по поводу несовпадения рейтингов по капитализации и реальных производственных возможностей, но кто будет слушать этих фриков?
Рейтинги без привязки к количественным показателям уже удивительны сами по себе, причем до невозможности. Таким вот образом, как это делает SIPRI, получить достоверную информацию о производственных потенциалах сторон просто невозможно; зато капитализация всем на зависть. О капитализации можно говорить бесконечно. Компания "Газпром" имеет на своих балансах разведанные месторождения стоимостью примерно в 55 трлн долларов, но по капитализации она уступает среднему региональному банку США - а "Роснефть" с доказанными запасами на 25 трлн вообще нищие, если верить самым честным западным рейтингам в мире.
Но мы сегодня о промышленности и о том, почему в Соединенных пока Штатах наконец забили тревогу. Естественно, с комментариями автора:
На протяжении более семидесяти пяти лет американское лидерство обеспечивало беспрецедентную эру мира, процветания и стабильности по всему миру. Оглядываясь назад на эти десятилетия, многие указывают на нашу военную мощь, наш огромный экономический динамизм и наши технологические инновации как на источники национальной мощи Америки. Эти наблюдения верны, но они упускают из виду то, что лежит в основе этих столпов.
Мир, процветание и стабильность как начались во Вьетнаме, так и закончились в Ираке и Афганистане.
Военное, экономическое и технологическое мастерство не возникает на пустом месте. Они исходят из чего-то более глубокого, из того, что мы рискуем потерять: из нашего промышленного потенциала. Индустриализация США в двадцатом веке - это то, что позволило добиться такого колоссального роста в военной, экономической и технологической сферах. Сразу после Второй мировой войны на Соединенные Штаты приходилось половина мирового ВВП, и в то время более четверти ВВП США приходилось на производственный сектор.
Многое изменилось со времени нашего послевоенного промышленного бума. Китай превзошел Соединенные Штаты в качестве мировой производственной сверхдержавы, на долю которой приходится почти 29 процентов мирового промышленного производства, в то время как Соединенные Штаты отстают чуть менее чем на 17 процентов. Спад производства в Америке является следствием десятилетий передачи наших мощностей на аутсорсинг. Мы наивно полагали, что если мы уступим наши промышленные мощности Китаю, эта нация демократизируется и станет больше похожа на нас. Американские политики из обеих партий ошибались, предполагая такой исход.
Сами китайцы оценивают уровень своего производства в 42% от глобального, так что 29% из американских СМИ - попытка принизить роль Китая в мире. Как обычно, истина где-то посередине, но само отставание США от КНР в три раза - уже даже не звоночек. И не набат. Скорее сирена, предупреждающая о ядерной ракетной атаке. Все-таки 12% от глобальной индустрии, на фоне китайцев - это моветон. Кринж импоссибл. Испанский стыд на максималках.
Рост производства в Китае связан не только с дешевыми игрушками и одеждой, которыми можно заполнить наши магазины больших размеров. Сюда входят критические технологии, которые влияют на нашу экономическую, национальную и личную безопасность, такие как электромобили (EV), робототехника, искусственный интеллект, солнечные технологии, фармацевтика, дроны, аккумуляторы и корабли.
В некоторых из этих отраслей, таких как электромобили и судостроение, Китай не только превзошел промышленный потенциал Америки, но и оставил нас позади.
Китай - крупнейший производитель электромобилей, на долю которого приходится 57 процентов мирового производства. Китай - крупнейший в мире судостроитель, мощность которого превышает мощность Соединенных Штатов более чем в 230 раз. Допустить возникновение подобных ситуаций было стратегической ошибкой, которая со временем ослабит национальную мощь Америки.
Если с кораблями все более-менее понятно, то уровень производства танков, БТР и ББМ (бронетранспортеры и боевые бронированные машины) китайцами неизвестен до сих пор. Впрочем, если сравнивать российский и западный (США, Евросоюз, Япония и Южная Корея), общая картина складывается явно не в пользу Запада - это по поводу места Ростеха в рейтингах. Запад производит от 115 до 120 танков в год (7 Германия, 8 Франция, 100-105 на долю Южной Кореи), Россия - 150 танков в месяц, от 1700 до 1800 машин. Что касается БТР и ББМ, мощности России и Северной Америки примерно схожи, ибо нельзя сбрасывать со счетов Канаду с производством LAW-25 и других ББМ, однако это никак не влияет на производство в США. Оно деградирует уже давно и качественно, что подтверждают выкладки самих американцев - они пишут, что "производят 12 Абрамсов каждый месяц", но речь идет исключительно о модернизации старых машин, хранящихся в резерве. Единственный завод по производству танков в Лиме (штат Огайо) как раз и занят модернизацией этих машин, при этом количество бронетанковых бригад Сухопутных войск США сократилось до девяти единиц. Это не просто мало - это семечки на завалинке.
Надежная обрабатывающая промышленность, соответствующая требованиям двадцать первого века, требует большего, чем ковка и инжиниринг. Нашей промышленности нужны критически важные компоненты, такие как двигатели, компьютеры, микрочипы, сложные сплавы и бесчисленное множество других критически важных технологий с хрупкими цепочками поставок. Китаю, по сути, удалось занять доминирующие позиции во многих из этих цепочек поставок. Например, в сталелитейном секторе Китай сейчас производит около половины мировой продукции, занимая доминирующее положение на мировом рынке. Доминирование Китая в цепочке поставок делает нашу экономическую безопасность более уязвимой в случае конфликта между нашими странами.
Возрождение производства в США требует среды, которая поддерживает тысячи малых и средних предприятий как основу отрасли. Это крайне важно для предотвращения чрезмерной консолидации малых предприятий, которые являются важными движущими силами инноваций и занятости. Нам нужна стратегия, которая интегрирует все наши мощности, от крупных заводов до небольших механических мастерских, в восстановленную промышленную базу.
Сначала вы создаете пять военно-промышленных монстров, поглотивших более 700 мелких производителей, а потом начинаете рвать волосья где попало - ну и кто вам патологоанатом после этого? Если верить Википедии, то "Военно-промышленный комплекс США (Military-industrial complex) - альянс монополистического ядра военной индустрии США с верхушкой государственного аппарата, то есть военно-промышленный комплекс государства. Иначе говоря, консолидировать производственные силы почти в одних руках вполне себе удалось, а вот заставить их работать на благо страны - нет.
Чрезмерное регулирование душит наши производственные компании. Правительственные мандаты должны использоваться хирургическим путем для стимулирования экономического роста, а не для ненужного подрыва экономики. Высокие корпоративные налоги тесно связаны с чрезмерным регулированием и, несомненно, побудят наших лучших предпринимателей искать менее обременительное налогообложение за границей.
Государственно-частное партнерство, объединяющее ресурсы и капитал правительства и частного сектора, также может, в определенных условиях, способствовать нашему промышленному переходу и позволить нам догнать отрасли, важные для нашего будущего. Закон о ЧИПАХ нуждается в некотором переоснащении, но может оказаться полезным прецедентом в этой области.
По поводу высоких корпоративных налогов:
Вице-президент Камала Харрис поддержала повышение ставки корпоративного налога с 21% до 28%, заявила в понедельник ее предвыборная команда, что соответствует позиции президента Байдена по этому вопросу.
Хотя неудивительно, что Харрис поддерживает основную часть экономической повестки дня Байдена, тем не менее, это примечательно, поскольку дает представление о ее экономической повестке дня. Повышение налогов поможет оплатить другие предложения по экономической политике, которые она выдвинула на прошлой неделе, включая значительное расширение детского налогового кредита.
Это, кстати, не все, что предлагает коммунистка Харрис (кроме фиксации цен на еду и прочих троцкистских замашек) - мисс предлагает поднять налог на доходы с фондовых площадок до 44,3%. А это уже удар по кохонес солдатским сапогом всему американскому обществу - впрочем, не будем же мы мешать демократам помогать Америке стать страной в состоянии холодной гражданской войны? Не будем.
Новым заводам понадобятся квалифицированные рабочие для сварки, установки систем кондиционирования, подгонки труб и выполнения множества высокооплачиваемых работ по профессиям. Федеральное правительство слишком долго хранило молчание о важности укрепления рабочей силы в промышленном производстве, а также расширения профессиональных школ и программ ученичества. Нам нужны молодые люди, которые хотят работать на заводах. Молодым иностранным ученым и инженерам, окончившим наши университеты и разделяющим наши ценности, следует позволить остаться, а не вытеснять их, чтобы они использовали свое американское образование в интересах наших конкурентов.
Советское ПТУ в каждый американский город! Даешь профессиональное образование по заветам Ульянова-Ленина! Товарищ! Осваивай станок должным образом! Пусть тобой гордится Америка!
Мы также должны укрепить промышленную инфраструктуру Америки и наши электросети, чтобы сделать их более устойчивыми к участившимся кибератакам. Тысячи ежедневных кибератак, взломов и расследований, которые мы видим сейчас, являются лишь предзнаменованием того, чего мы можем ожидать от тысяч китайских хакеров, если когда-нибудь начнется война.
Инвестиции частного сектора в НИОКР гарантируют, что Америка остается на переднем крае технологических достижений. Именно наши компании будут удерживать нас впереди Китая в технологической гонке в ключевых областях искусственного интеллекта и квантовых вычислений. Правительство должно прекратить избивать наши технологические компании устаревшими антимонопольными исками и потребительскими расследованиями и позволить нашим союзникам, особенно ЕС, делать то же самое.
Устаревшие антимонопольные иски - это по поводу Nvidia, которое клятвенно заверяло американцев в прорыве к настоящему непьющему ИИ. В итоге в США прогорели десятки тысяч "инвесторов", поверивших в блестящие перспективы и вложившиеся в акции технологического гиганта - зато сейчас Минюст США не клюет только ленивый. Дескать, "антимонопольное расследование подрывает федеральные приоритеты по укреплению важнейшего компонента передового полупроводникового сектора Америки." Судя по укреплению приоритетов в ВПК, Америка уже достигла просветления - теперь этот же путь проходит полупроводниковая индустрия.
Соединенные Штаты занимают ключевое положение в производственном секторе, которого нет ни в одной другой промышленно развитой стране, особенно в Китае, - изобилие североамериканских энергоресурсов. Заводам требуется энергия, а высокотехнологичным заводам будущего потребуется ее много. Соединенные Штаты уже добывают более 12 миллионов баррелей нефти в день. Это число могло бы вырасти на миллионы баррелей в день при более благоприятной политике в области энергетики. Завершение последних нескольких миль трубопровода Keystone XL позволит доставить дополнительные 900 000 баррелей канадской нефти на наши нефтеперерабатывающие заводы в Техасе. Нефть и газ - это только начало.
Энергетическая политика “всего вышеперечисленного”, которая побудит производителей делать долгосрочные ставки на Америку, также будет сосредоточена на альтернативных источниках. Ветровые, солнечные, приливные, геотермальные и гидроэнергетические технологии имеют свое место в различных регионах этой страны. Америка должна вернуть себе лидерство в этих областях зеленой энергетики, унаследованное от Китая. Источники энергии будущего - ядерная технология (готовая уже сегодня) и термоядерный синтез - также будут играть важную роль в энергетике и промышленности.
Что правда, то правда - Китай энергодефицитен. Однако у Китая под боком есть Россия и Центральная Азия, плюс глубоководные месторождения природного газа в Южно-Китайском море, которые рано или поздно начнут разрабатывать.
Понятно, что в США осознают цену потери промышленного производства, но одних только мантр на эту тему недостаточно. Нехватка критически важных ресурсов и компонентов, недостаток квалифицированной рабочей силы и, что куда важнее, утрата необходимых компетенций - вот что определяет разность потенциалов между Глобальным Западом и Глобальным Югом во главе с Россией и Китаем. Об утрате Америкой нужных компетенций говорилось и пять лет, и три года, и год назад - но только сейчас это стало очевидным для властей США. Говоря об утратах компетенций, не стоит забывать об износе инфраструктуры страны, она фактически на грани распада - в том числе и энергетика. Мало того, ключевые процессы обогащения урана так Америкой и не освоены, последний завод так и закрылся в 2021 году, обанкротившись на глазах почтенной публики - а сейчас пару новых блоков АЭС для американцев строят французы, поскольку сами США на это уже не способны.
Но есть куда более значимое препятствие - общество США. Безумные экологи, группы и сообщества свихнувшихся на гендерном и расовом разнообразии - все это тормозит Америку куда качественнее, нежели промышленный рост России или Китая. И ладно бы, если дело касалось только ВПК и энергетики:
Ford Motor сталкивается с серьезными проблемами в своем подразделении по выпуску электромобилей. Компания теряет $100 000 на каждом электромобиле, что вынуждает ее пересмотреть свою стратегию в этом сегменте. Ford планирует сократить инвестиции в электромобили на $12 млрд, отложить запуск новых моделей и снизить цены на существующие, чтобы оставаться конкурентоспособным. Кроме того, автопроизводитель сокращает заказы на аккумуляторы у поставщиков. Эти меры должны минимизировать растущие убытки в подразделении электромобилей, которые, по прогнозам, составят $5,5 млрд в этом году.
Это звоночек по американскому автопрому, который всегда был непотопляем - потери настолько очевидны, что убытки перекрывают прибыль от продажи и обслуживания традиционных автомобилей. 100 тысяч долларов убытков на каждый производимый электромобиль - это слишком даже для Америки.
А это значит, что реальных конкурентов у китайцев в этом секторе больше не остается. Даже передовые европейские электрички собираются в Китае и из китайских компонентов - своих-то нет и не предвидится. У России не остается конкурентов в области ядерной энергетики. Францию уже обезжирили в Африке, у Америки никогда не было своих эффективных методов обогащения урана, а китайцы в основном пользуются советскими разработками - понятно, что они их частично модернизировали. И, как знать - возможно, что Росатом через некоторое время начнет возрождать энергетику США после того, как Америка станет нормальной социалистической страной с нормальными идеями мира во всем мире, с интернациональной помощью Гондурасу и прочим заблудшим во мраке нищеты - а еще раздаст все доллары бедным и уйдет в монастырь навсегда.
В противном случае Америку ждут мазут, уголь и газоконденсат в топках - это уже было и это еще будет.
Оценки потенциалов - дело крайне неблагодарное, потому что потенциалы в тумане войны. Американцы все преувеличивают, потому что нужно казаться сильными; китайцы преуменьшают, чтобы не провоцировать американцев; ЕС просто занимается откровенной фигней вместо развития индустриальной мощи; Россия играет в подкидного Ивана-дурака, вынуждая Запад тратить арсеналы на откровенно проигрышное дело. Кстати, про туман войны даже анекдот есть:
Штирлиц шел в густом тумане и еле-еле разбирал дорогу. Утром Мюллеру доложили, что шестнадцать километров стратегической дороги разобрано.
Так вот и живем, придуриваясь сами и дуря остальных.