07:13 - 29/Июн/24 Научи Хорошему
Статья одного из ведущих специалистов российской интернет-сферы Игоря Ашманова на тему влияния гаджетов, фильмов, мультфильмов и массовой культуры на детей, возможных путях защиты подрастающих поколений от деструктивного контента, роли родителей в этом процессе. Далее текст статьи.
Всем привет, носители культурной базы!
Подписчик ВК попросил написать текстом про какое-то моё высказывание на видео про американские мультики для детей и замену в виде диска с Горбушки. Мне кажется, тут всё очевидно, но всё-таки напишу эту реплику.
Современные западные мультики невозможно смотреть. Либо блямс, херак, расплющился, ударили, упал. Либо гладкое, аж сопли с сиропом. Причём всё такое диснееевское, неотличимое, одни и те же зверочеловеческие рожи из фильма в фильм. Один и тот же осёл из Шрека в разных обличиях болтливого афропомощника главного героя и т. п.
Ну и повесточка. Сейчас уже ЛГБТ-персонажи, но и до этого - «Малифисента», привлекательность и очаровательность зла. Подлые, злые, хвастливые, лживые, улыбающиеся герои с приколами, вызывающие симпатию по задумке режиссёра.
Экран реально влияет
Вот моя личная история про дочку и канал «Карусель», которая вызвала у меня ужас и решимость заниматься контролем контента, потребляемого детьми.
Мы как-то жили в дорогом отеле во Вьетнаме, на острове Винпёрл (мы строили вьетнамский поисковик, наш партнёр посоветовал нам отель, приезжал пообщаться). Там был очень хороший ресторан с крайне разнообразной и вкусной европейской и азиатской едой.
Мы заметили, что старшая дочка семи лет уже довольно давно какая-то бледная, анемичная и очень плохо ест. Ей всё невкусно, от всего отказывается. Я начал нервничать, это же явно проблема с печёнкой, значит, надо идти по врачам.
Но потом ночью, во время бессонных размышлений об этом, меня внезапно осенило: а не телевизор ли виноват? Я вспомнил, что дочка повадилась смотреть с бабушкой детский канал «Карусель» от ВГТРК, или как он тогда назывался. Бабушка имеет ТВ-зависимость, смотрит телевизор, приезжая к нам, ну и заодно стала дочке включать «детский канал».
Я спросил:
- Скажи, а это не на «Карусели» тебя учили худеть?
И тут она выдала заученную формулу: «Красивая девочка - это худая девочка!». Я был поражён, у меня был просто шок. Какое-то инфернальное зло без спросу протянулось через экран и чуть не уморило ребёнка.
Я стал расспрашивать: да, всё верно, телевизионные подонки с ВГТРК там объясняли детям, что надо худеть. А чтобы не было проблем с родителями, учили говорить, что невкусно. Инструктировали, как обманывать родителей!
На государственном канале.
Я, конечно ситуацию поправил, объяснил, что это чушь и гадость, дочка начала есть и снова порозовела. Она, слава Богу, мне доверяла. И хотела есть, на самом-то деле.
Второй пример манипуляции с экрана тех же времён 2010-х - это знаменитая «Даша». С экрана кричат «Поможем Даше! Кричим все вместе „Жулик, уходи! Жулик, уходи!“» И дети в комнате начинают хором кричать. Жуткое зрелище. После этого я запретил смотреть любые «детские» каналы.
Они - не детские.
Всё это утвердило меня в мысли, что современные «детские» передачи и мультики - это несомненное, абсолютное зло.
Наслоенная матрица. Кино и мультики форматируют
Мне хорошо видна разница между нашими детьми и «общей массой», когда с нами на даче живут мои племянники или одноклассники, дети друзей, сверстники наших детей. Там в основном на детей наложена культура, мимика, лексика американских мультиков. Иногда это не дети, а прямо герои мультиков. Подвывающие интонации в конце фраз. Театральные позы, реплики - из мультиков. Постоянные «вау», «упс», «ок» и прочее. Кринж, крипово и всё такое. Фтыкание в смартфон, естественно, в каждую свободную минуту.
«Хеппи бёздёй ту ю» на русском дне рождения. «Дай пять» (high five) по любому поводу и всё такое. Выглядит ужасно фальшиво, как игра, натужный косплей - но дети даже не чувствуют этого.
Обсуждение всерьёз разных перипетий жизни мультяшных героев, западных естественно, супергероев или роботов, динозавров, драконов, глубокое знание сюжета, костюмов, «суперспособностей» этой нежити.
Особенно меня поражает широкое распространение - в том числе среди взрослых и «взрослых» - манеры приветствия в стиле «привееееет!!!» с высоким подвыванием в конце и обязательно обнимашки. Никто никогда не обнимался при встрече в обязательном порядке ещё 10-15 лет назад, а теперь это прямо ритуал.
Это вражеская культурная матрица наслоилась на личность снаружи. Нечувствительно, бессознательно, просто просмотром американских мультиков и фильмов «для детей».
Ну и что плохого, спросит мамашка или даже папашка
Может, просто мы старые, консерваторы, а это всё норм? Или даже ОК? Отцы и дети, разрыв поколений, хватит ворчать? Может, они перерастут, вырастут нормальными современными людьми, зачем ограничивать-то? А вы соевых релокантов видели? Они выросли нормальными?
Плохо то, что это чужое, это массовая, фейковая, пластмассовая культура врага, которая ползучим образом влезла в мозг, как коронавирус, герпес. Наложилась прозрачным слоем на восприятие. И дальше тянет за собой уже более фундаментальные изменения: представление, что всё самое интересное - в США, что культура - это и есть американская культура. Хеллуины, валентинки, жаргон эффективных менеджеров и маркетоидов, всё по-английски - дораха-бахата.
На ларьке с шаурмой - название по-английски, парикмахерская обязательно Barber Shop или Top Gun, все бары на русском курорте - в ковбойском стиле или про «Нью-Йорк», с фейковыми американскими плакатами якобы 60-х годов ХХ века, отели все с английскими названиями, барвиха лухари вилаж.
Дуракам кажется, что это круто. Почему? А вот поэтому, от мультиков, как бы это ни было жалко и смешно.
Клиповость
И ещё явный, наблюдаемый эффект голливудщины и прочего аниме - структурные изменения в восприятии. Например, создаётся привычка к дёрганому, резкому, острому восприятию. Остальное уже кажется пресным.
У нас телевизора нет, мы его не смотрим в принципе уже четверть века. И вот я вижу: мои дети пришли в ресторан, едят и не могут оторваться от экранов подвешенных к потолку телевизоров. Неважно, там идиотское Муз ТВ или просто реклама.
Потому что там всё стало быстрое, яркое, бьющее по восприятию, цепляющее, клейкое, а они не привыкли, не могут глаза отвести.
Не ограничивать, пусть привыкают?
Что, не ограничивать, а то не будет иммунитета, а потом во взрослой жизни будет шок? Да потом, может быть, всего этого вообще не будет. А будут ночные рейды через разрушенный город к подвалу разбомблённого супермаркета. И свежевание кролика на снегу. Не дай Бог, конечно, но мне кажется, мы въезжаем в Тёмные века. Это дуракам кажется, что Цифровое Щасте уже навсегда.
Это всё равно, что совет приучать к наркоте с малолетства, к «ответственному потреблению», всё равно ведь будет везде, не убережёшь. Жрём дерьмо для сильной микрофлоры.
Моё личное решение, что такого эксперимента моим детям - не надо. Захотят потом погрузиться в эту клоаку - ну ладно.
И то мы их будем осуждать и порицать с родительской приступочки.
Как ограничить?
Ожидать, что кто-то сделает хорошее для твоих детей за тебя - нельзя. Государство - точно не будет. Школа - тоже. Это уже ясно.
За своё физическое и ментальное здоровье и здоровье своих детей мы отвечаем сами. Придётся разбираться самим. Ограничить потребление дряни на смартфоне - почти невозможно. Там работает мощная воронка вовлечения. За несколько бездумных кликов большим пальцем туда-сюда начинается ад, ужас. Аццкие игры, какие-то мутные суицидальные песни и разговоры, аццкое аниме с сиськами, узкими трусами, педерастическими героями и кулаками в морду с размаху, реальная слегка замаскированная порнуха, ориентированная на детей. Иммунитета у ребёнка - нет. Как к чипсам и газировке.
Стоит почитать материал Андрея Афанасьева на «Распутье.ру» про то, какой там на самом деле контент, которого не видят беспечные взрослые, сунувшие ребёнку смартфон вместо соски. Там ужас.
Ребёнок залипает, тонет всё глубже. Потом не может объяснить, зачем смотрел. «Тебе что, это нравится?» - «Да нет, гадость какая-то…» (может и врёт, а может, и нет - просто не может осознать природу клейкости).
А вот ограничить использование смартфона - можно. Порицать за залипание, ограничивать часы, просто отнять навсегда с объяснением, почему и т. п.
Современный телевизор тоже предлагает сразу подключиться к Интернету. Большинство родителей это с радостью делают. Потому что подписки на Тюбик, торренты, ИВИ.ру и прочее. И телевизор превращается в большой смартфон.
Сейчас, кстати говоря, наши прокатчики и интернет-кинотеатры массово судятся за штрафы за пропаганду ЛГБТ. Не согласны они, б…. Это всё, что нужно знать об этих гадах и их крайне удобных стриминговых сервисах.
Я лично не даю подключать телевизор к Интернету, не только потому, что там клейкая помойка, но и потому, что он всё видит и слушает в комнате и передаёт данные наружу (но это тема для отдельного поста).
Способ создать культурный иммунитет - есть
Я лично хожу для этого к пиратам. Благороднейшие люди, делают буквально всё для спасения культуры и борьбы с алчными копирастами. На Горбушке в Москве пираты продают готовые одно- и двух-терабайтные диски с фильмами в хорошем качестве. Там в прейскуранте есть всё, включая, конечно, и описанное выше дерьмо, для любителей дерьма, но можно выбрать хорошее.
Я много лет назад купил диск, где есть 500 лучших советских мультфильмов и диск с пятьюстами лучшими советскими фильмами. Стоит это 8-10 тысяч рублей за терабайтный диск и 12-15 за двух терабайтный, как сторгуешься.
Дальше копируй их для дачи и машины, сколько хочешь (несколько часов копирования по шнурку через ноутбук). Если писать на флешовый диск, то это гораздо быстрее, но он дороже обычного жёсткого диска раза в два-три. Потом я недавно прикупил ещё английских детективных сериалов, какие-то новинки (но их пришлось чистить).
Дописал на детские диски Хроники Нарнии, Властелина колец и Хоббита и тому подобное, выборочно. Сажем, Гарри Поттера писать на диск уже не стал, это вообще-то мрачная, алогичная, рептилоидная помойка в каких-то тёмных казематах - в основном, на мой взгляд.
Неужели дети будут смотреть это старьё?
Испорченные Голливудом дети, может быть, уже не будут. Хотя племянники и дети друзей, приезжающие на дачу - смотрят хорошее кино вместе с моими, социализируются. Вообще-то это детское восприятие не очень умных взрослых, что старые фильмы некрасивые, мутные, без спецэффектов и т. п.
Качество картинки - неважно. Спецэффекты - не нужны и вредны. Эти фильмы делали великие режиссёры и артисты. Они дали драму, эмоцию, вечный архетипический сюжет и мораль. Качество картинки для ребёнка - неважно. Ему нужна драма, сообщение из мира взрослых для него. Всё «восстанавливается», «достраивается» в воображении.
Мы прекрасно смотрели в детстве неподвижные слайды диафильмов. А книга - это вообще чёрно-белые строчки, порождающие многоцветные многомерные миры.
Стоит задуматься, почему практически везде провалилось 3D-кино и телевидение. Это ведь очень круто?
Вообще-то нет. У нас в глазу и так трёхмерное зрение. После первых восторгов от пролетающих мимо уха бабочек и прочего Аватара глаз перестаёт видеть в имитационном трёхмерии на экране что-то особенное: мозг и так всегда достраивает трёхмерную картинку вместо плоского экрана. Избыточный реализм - вреден, а не полезен.
И вот на «тридэ» в кинотеатры никто не ходит, все производители сняли 3D-телевизоры с производства.
Я думаю, предыдущие три провала заходов на рынок «виртуальной реальности» и «дополненной реальности» (история тянется с 90-х годов) - и готовящийся четвёртый провал с участием Эпла - той же природы.
Нытьё про «несовременность», что не станут смотреть старьё - чушь. Это невероятно заразный, цепляющий контент. Наши три девки, начиная с возрастов 7-10-13, за пять лет посмотрели вообще все советские фильмы сами, по доброй воле, по несколько раз. Они сами (девочки, не мальчики) посмотрели без нас бессчётное число раз «В бой идут одни старики», «Место встречи изменить нельзя», «Белое солнце пустыни», не говоря уж о комедиях типа «Операция Ы», «Бриллиантовая рука», «Кин-дза-дза» и «Итальянцы в России».
12 серий Штирлица посмотрели раза четыре! Казалось бы, нудный, медленный шпионский фильм, с разговорами, справками, затянутым действием, чёрно-белый. Дети смотрят не отрываясь. Как и вся страна в 70-80-х.
Потому что это великая культура, великий контент. И теперь у нас с ними общая культурная база - что очень важно для отношений родителей и детей.
Ах, у них - не общая культурная база со сверстниками? Да плевать на таких сверстников, жертв аниме и Голливуда. Наши найдут себе культурных друзей, мы поможем.
Ушли дети вечером смотреть фильм в телевизионную комнату - я спокоен. Дерьма там точно не будет. Не будет мата, повесточки, внезапной эротики или восхваления зла.
А вот пришли племянники, включили какие-то западные типа детские фильмы, то ли со своего диска, то ли раздали с Интернета, мама им разрешает - слышно разницу аж с третьего этажа сквозь перекрытия. Визг, скандал, западные интонации, грохот каждые две-три минуты, манерные разговоры, крики, дурацкое действие в стиле экшн.
Нет, понятно, родителям легко обмануться. «Золотой компас», например - типа для детей, фэнтези, романтика, дико красивый, очаровательная девочка ездит на боевом белом медведе, золото, магия, косит под Нарнию и Толкина.
На самом деле - оккультная тухлятина, мерзость. И так у них сейчас везде, либо ЛГБТ, либо оккультизм, пропаганда зла. Проще отфильтровать по принципу «всё западное - в топку».
Да, можно разбираться, фильтровать и западное, создать свой альбом (христианскую Нарнию мы тоже смотрим по многу раз), но лично у меня сил нет. Своего хватает.
Сейчас наши девки стали постарше, так что ещё смотрят старые английские сериалы про Мисс Марпл и т. п. Там тоже нет никакой хрени, эротики, мата, повесточки и навязывания стиля жизни. Одноглазый американский следователь тоже нормальный, обаятельный - хотя, конечно, все расследования мисс Марпл, Колумбо, Пуаро и Ниро Вульфа крутятся вокруг денег и только их.
В 1960-1980 даже англосаксы снимали относительно нормальные, спокойные фильмы про свою страсть к деньгам и убийствам (но не все уже, надо выбирать).
Вы ставите эксперимент над своими детьми!
На семинаре в Сенеже один замгубернатора, во время моего рассказа с трибуны о том, как смартфоны, приложения, мессенджеры следят и воруют данные, не выдержал и стал громко возражать с места, стандартными возражениями цифровизаторов: вы нас тянете назад в пещеры, без всего этого сейчас нельзя и т. п. Мне запомнился один его очень показательный выкрик:
- Если вы не даёте смартфон своим детям - вы ставите эксперимент над своими детьми!
Я прямо поразился. Он ведь всерьёз, страстно. Говорю, да нет, это ж вы ставите над ними эксперимент, давая им смартфон. Ведь до сих пор неизвестны все последствия его воздействия на развивающийся мозг, а какие известные - все нехорошие. Почитайте исследования.
- Нет, вы лишаете их возможности социализации!!! Они отстанут от сверстников! У них будут проблемы в общении, их будут дискриминировать!
Ага, социализация - это тикток-вечеринка, да? Когда стайка подростков в фудкорте сидит три часа и, гыгыкая, показывает друг другу ролики и мемасики с Ютуба и Тиктока. Кто смешнее нашёл и показал - тот и ситуативный альфа.
Нет, спасибо. Я лучше их со сверстниками свожу в поход в Крым или на Западный Саян, где социализация - это костёр, палатка, разговоры, данетки, песни под гитару, тушёнка, мытьё посуды, сборка рюкзака, верёвки, сыпуха, перекус, дюльфер и всё такое.
Замгубернатора просто озвучил свои страхи безответственного и ленивого родителя, который решил, что смартфон сделает за него его родительскую работу. Потом, неровён час, с развитием Технологий, он и секс-робота купит исполнять за него супружеские обязанности.
В общем, детям наша накопленная за 70 лет культура нужна.
Ну и к слову: она может быть и инструментом нашей культурной экспансии - лучше и действеннее, чем любые ольгинские тролли Пригожина.
Мягкая сила великой культуры
В СССР были вложены гигантские средства, огромные таланты в создание этой культуры. Фильмы и мультфильмы делали великие режиссёры и сценаристы, в фильмах играли великие актёры. Не все фильмы именно великие, есть просто отличные, а есть и посредственные, конечно, но и великих - достаточно.
Это - наш общий цивилизационный актив. Там вечные сюжеты и вечные ценности. Этот золотой фонд вообще-то и так не очень стареет, но его можно и подновить технически.
Я спрашивал у тех, кто занимается видео, и выяснил поразительное: ремастеринг полного метра с улучшением разрешения, звука, цветности, с дубляжем, разложенным по голосам, стоит, сюрприз, 2 миллиона рублей. То есть миллиард на 500 фильмов. 3-5 миллиардов на несколько языков.
Это сущие копейки для государства. У нас на неуклюжую и корявую пропаганду больше в месяц вытрачивают.
Есть отдельный жанр сетевых развлечений - показывать иностранцам советские фильмы и следить за реакцией, записывать, а потом выкладывать в сеть. Обычно наши фильмы вызывают у западоидов культурный шок - либо полное непонимание, неприятие и отрицание (реже), либо изумление и восторг (чаще). Иностранцы ничего, кроме Голливуда, давно уже не видели, не знают, что бывает по-другому. Ничего слаще морковки не едали.
В Китае, Корее есть своё кино - но советские и русские фильмы там тоже идут на ура.
Я считаю, что нам нужно обновить фонд советских фильмов, сделав хороший дубляж на основных мировых языках (3-4 европейских, арабский, китайский хотя бы), выложить в сеть на своём видеохостинге для всего мира. Это дармовая, лежащая втуне огромная сила.
Часть мультфильмов и фильмов уже есть в открытом доступе, но они не обработаны и не дублированы. Вроде бы там с остальными есть какие-то проблемы с авторскими правами, их надо просто решить, как решают вопрос с правами на землю и дома при постройке скоростной магистрали сквозь городки и деревни. Национализировать, выплатить компенсации, делов-то.
В общем, у нас есть золотой запас культуры, не украденный колчаками и гитлерами. Мы его не используем. И жрём американский ментальный доширак вместо этого.
Игорь Ашманов, блог на sponsr.ru
Использованные источники:
Реплика. Про мультики. Как не беспокоиться, когда дети смотрят видео