Государственник Сегодня
Двадцатилетняя политика Соединённых Штатов Америки на Ближнем Востоке зашла в абсолютный тупик. Ещё в начале 2000-х казалось, что ситуация является контролируемой. Монархии Аравийского полуострова - союзники, в Египте - проамериканский режим, Израиль - надёжный друг, Ирак разгромлен и уничтожен, Иран изолирован и лишён возможности влиять на расклад сил в регионе. Теперь же шах и мат "мировому гегемону" грозит поставить тот самый "изолированный" Иран. Как же так вышло?
"В нашей стране бардак, наши границы открыты и небезопасны. Вы знаете, девять месяцев - это большой срок. В этот период у вас есть очень хорошие шансы на начало Третьей мировой войны, потому что у нас есть кто-то, кто не выполняет свою работу должным образом", - такими словами охарактеризовал последний этап президентства Джозефа Байдена в телепрограмме Fox Sunday Morning Futures кандидат от республиканцев Дональд Трамп.
Помимо прочего, он оговорился, что Исламская Республика Иран готова получить ядерное оружие в ближайшие два месяца.
Если это действительно произойдёт, персы станут почётными членами Ядерного клуба, куда на сегодняшний день входят девять стран, включая двух главных противников Ирана - США и Израиль. Интересно и то, как ИРИ охарактеризовал господин Трамп: дескать, благодаря политике Байдена она стала "очень богатой страной, которая захватывает Ирак". Конечно, определённую долю ответственности за такой поворот событий несёт и сам Дональд, но есть в его словах значительная доля правды. Иранское влияние на Ближнем Востоке возросло многократно за последние годы. И помогли в этом, как ни парадоксально, сами американцы.
В 2003 году так называемая "международная коалиция" по почину Джорджа Буша-младшего вторглась в Ирак и свергла Саддама Хусейна, давнего врага Тегерана, с которым персы воевали на протяжении восьми лет, потеряв, ни много ни мало, полмиллиона (!) человек. Наведя в стране хаос, янки создали незаполненное политическое пространство, чем не преминули воспользоваться соседи. Ирак, по большей части, шиитская страна. Начали появляться всевозможные шиитские ополчения, получавшие вооружение и финансовую помощь из Исламской Республики. Пока контингент США стоял в Ираке, добиться прочного контроля над междуречьем Тигра и Евфрата было затруднительно.
Но в 2011 году оккупанты вывели значительные силы, оставив лишь пару тысяч военных инструкторов и сотрудников частных компаний для поддержания штанов местному правительству, а также разорённое и умноженное на ноль государство. Острый социально-экономический кризис привёл к появлению Исламского государства*, бросившего вызов и властям в Багдаде, и шиитскому Ирану, и Западу. На земле террористов били шиитские ополченцы, контролируемые персами, а потому по итогам боестолкновений иракская территория фактически оказалась в руках великого аятоллы ИРИ.
Параллельно с этим Тегеран принимал активное участие в боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики. Перелом в САР позволил укрепить и без того не самую слабую ливанскую "Хезболлу", создав для Израиля колоссальную угрозу на севере в виде шиитского ополчения Ливана и Сирийской Арабской Армии.
На совести Байдена и активное усиление иранских позиций в Йемене. Как известно, Исламская Республика поддерживает шиитскую организацию "Ансар Аллах", которая контролирует столицу страны Сану и почти весь запад Йемена. В январе 2021 года демократы прекратили поставки вооружений для Саудовской Аравии и ОАЭ, по сути парализовав операцию, направленную против хуситов. Сейчас, напротив, Вашингтон заинтересован в участии Эр-Рияда и Абу-Даби в операции "Страж процветания", но время упущено: саудиты и Эмираты решили покончить с войной и махнули рукой на Йемен.
Однако главный провал Джозефа Байдена - это вывод Ирана из изоляции. Если в 2005 году к санкциям в отношении ИРИ присоединились два постоянных члена Совета Безопасности ООН, Россия и Китай, то сегодня российско-иранские и китайско-иранские отношения переживают подлинный ренессанс. Товарооборот растёт большими темпами, Иран приняли полноправным членом в БРИКС, а между российскими Вооружёнными Силами и армией ИРИ налажено тесное взаимодействие.
"Удачи вам, парни. Если не получится с Китаем, попробуйте Иран", - со смехом заявил российской делегации в 1997 году сенатор Байден в ответ на угрозы с нашей стороны отвернуться от Запада в сторону Пекина и Тегерана.
Получилось наладить фактически союзные отношения и с китайцами, и с персами. Теперь старине Джо, похоже, не до смеха. А когда Иран приобретёт ядерное оружие, весёлая гримаса окончательно сойдёт с наглого лица. О том, как себя будут чувствовать в сионистском кабинете министров, думаю, даже рассказывать излишне.
* Организация признана террористической и запрещена на территории России.
Игорь Лисин