Продолжаю традицию рассказывать об измерениях в Шамиле, которые месяц за месяцем сваливаются на наши головы. За лето я немного расслабилась, поэтому сейчас постараюсь вспомнить период его развития с двух лет ровно до двух с четырьмя месяцами.
Ух, перечитала последний свой
подобный пост, в котором ему год и одиннадцать - не сравнить! Очень сильно изменился за это время. Да и вообще после двух лет каждый день приносит что-то новое: слова, желания, поступки, черты характера... Это для меня было так невероятно в первое время: раньше подобные скачки за неделю случались, а тут, что ни день - то сюрприз!
Речь.
Речь развивается у Шамиля очень быстро, с двух лет и двух месяцев с ним спокойно можно общаться и понимать практически всё, что говорит. Иногда я и сейчас не все разбираю с первого раза, но он в состоянии при необходимости объяснить, о чем речь другими словами. Спрашивает меня: "Где кука?", "Кукла?", "Нет, не кукла. Кука!", Видит, что не пойму: "Курточка!".
Звуки еще не все произносит, хотя, если постарается и несколько раз повторит медленно, то многое получается, но в повседневном быстром общении говорит "тозе" (тоже), х вместо с и ф("хопух-хопух" - фокус-покус, волохы - волосы))), л и р практически никак, ш и щ через раз... Есть и характерная для многих малышей метатеза ( перестановка слогов в слове): пакет - кипет, например. Хотя чаще он переставляет слова в предложении: Я хочу неа кашу. В песнях: Лежу на солнышке я... И тому подобное)) и как с ним стихотворение к Новому году учить, не представляю пока))) хоть сама заранее слова переставляй)))
Очень заметны благодаря ему и все свои слова паразиты, но иногда они так забавно всплывают. Собирались мы как-то в садик в понедельник, еле подняла, накормила и практически полностью одела в зимний вариант одежды и тут мой ангелочек поднимает на меня свой чУдный взор: "Мам, видимо, я какать хочу!". Занавес! Опоздали в итоге на 20 минут. И вот так все мои видимо, кажется, всё-таки периодически появляются и у него: "Я всё-таки хочу конфету"))) Есть у него и свои особые словечки, милые малышовые: мазик - праздник, ВименьТюх - Винни Пух, кифетка - конфетка, вместо "я не знаю" говорил "я не думаю"...
Сейчас даже ночные вскрикивания, стоны и плач стали более понятными, хотя иногда и бывают довольно неожиданными: "Я не хочу больше рисовать! Не буду рисовать!", "Убежал! Зайчик убежал!" и давай плакать..
Общение.
Желание общаться и с кем-нибудь взаимодействовать всё так же льётся через край, хотя и сам занимает себя на более длительное время, для чего должно сойтись несколько условий: Шома сыт, выспался, не болеет, у него хорошее настроение. А так он каждые три минуты спрашивает, если я чем-то занята: Мам, ты хочешь со мной поиграть?... В играх тоже нужны диалоги и несколько персонажей, чтобы догоняли друг друга, помогали, чинили, вытаскивали из "ям" и тд. В последнее время очень любит всё делать с игрушками: едят вместе, причем сначала ложку всем друзьям, иначе - зажмуривает глаза ( путает со ртом?)))), читают книги вместе, на прогулку тоже часто начал брать кого-нибудь и зубы чистить всегда компания нужна.
Летом случилась чрезвычайно удивительная дружба у нас. С мальчиками. 8 и 6 лет. Двор у нас большой, 4 пятиэтажки, детей много, у этих мальчиков были и другие друзья. Но и Шома для них тоже был другом! Они учили его играть в футбол, поднимали, жалели, веселили, если случайно попадали в него мячом (бывало несколько раз), на горке деревянной с ним в машинками играли, в песочнице, кричали через весь двор "Шома, привет!", звонили нам в домофон, чтобы узнать не выйдем ли... Было весело!))) С одной стороны удивляюсь до сих пор: Шомка ж малыш малышом был, они не всё понимали, что он говорил, но есть, наверное, всё же в Шамиле что-то обаятельное. К тому же он их слушал, балдел от всего, что они делают и показывают (падали специально, я б точно такое для сына делать не стала))), они, наверное, себя покровителями ощущали, учителями и веселыми старшими братьями. И я вместе с ними в первое время особенно играла и просто разговаривала: "О, смотри, как они классно играют в футбол! Как быстро они бегают!" И тп, иногда наоборот, как со взрослыми разговаривала о чем-нибудь... Сейчас видимся редко: у мальчика постарше школа и кружки, помладше - садик, да и мы не всегда сейчас во дворе гуляем, но если видятся, всегда здороваются и Шомке обязательно руку пожимают!
Очень сильно в Шамиле желание всё делать правильно и очень расстраивается, если не получилось сделать так, как мы сказали. Например, если просто так прольет, то нормально, но вот если я сказала быть аккуратным и не проливать, а он всё же пролил - трагедия века, слёзы... И ещё пунктик есть - если сломалось что-то, нужно починить. Однажды кружку разбил вдребезги, так чуть до истерики не дошло, когда понял, что мне починить это не под силу)))
Моторика.
С конца августа, когда начали покупать арбузы, то есть с двух лет и двух месяцев этот ребенок научился пользоваться ножом, пластиковым, конечно, из набора одноразовой посуды. Давала ему кусочки арбуза побольше и он развлекался : сам резал и ел их, и нас угощать не забывал. Вообще очень щедрый растет, любит делиться, давать попробовать, даже что-то особенное и вкусное) я немного даже переживать начала по этому поводу, но с ровесниками меру знает, дорогими сердцу игрушками делиться не готов, да и за мной следит, чтоб много внимания другим детям не уделяла.
С двух лет Шомик начал с пониманием смотреть книги, полюбил это дело) терпения надолго не хватает, но книги полторы, две перед сном читаем или просто смотрим. С этого же примерно возраста начал интересоваться ножницами, сегодня спокойно кромсает бумажки, можно минут на 5-10 увлечь его этим занятием, но всегда рядом сижу, оставлять наедине даже в двух шагах от себя побаиваюсь, хотя никаких отстриганий нужных конечностей не происходило))) любит рисовать, "писать", тут главное, чтобы я не ленилась)))
С 2,2 увлеченно играет с конструкторами, лего, Лего дупло и подобным крупным аналогом, если раньше просто башню собирал, то сейчас сооружает что-то более сложное и осмысленное, может повторить простую конструкцию: разобрать и собрать снова.
Разное :-)
Горшок с 2 лет проблем никаких не вызывал, сейчас может спокойно сам сходить, включить свет, открыть дверь, снять штаны, сделать свои дела, закрыть дверь, если напомнить - и свет выключит)))
В последнюю неделю начал слегка "доставать", появился новый вопрос: Зачем? Идет снег - Зачем?, Едет снегоуборочная машина - Зачем? Скоро придут гости - зачем? Мне нужно приготовить кушать - зачем? И много-много раз в день так))) сразу
мне вспомнился один прием, если ребенок задает много вопросов, есть вероятность, что он сам хочет на них ответить. И ведь работает чаще всего! Смотрим книжку: Я: Это волк. - Какой? -Серый. -Какой волк (аааа, только что же сказала!) -Большой. - Какой? - Какой? Ты как думаешь? - Веселый! (Ну всё понятно, я и забыла, что это самое важное для него определение - веселый!) Он и сам очень часто хочет быть веселым, смешить нас, в крайнем случае говорит прямым текстом: Я шучу! Я веселый!))) Актёр еще тот!
Дважды за лето ездили с ночевками на речку, вёл себя очень даже хорошо, в костер не лез - главное, из-за чего я боялась на такие вылазки с ним ездить, в палатке спал крепко. Позже еще подробнее расскажу и покажу)
С двух лет и трех месяцев стал очень нежным, внезапно обнимает: Я тебя люблю! Пальчиками мой нос зажмет: Я тебя за нос люблю ))))
Считает до двух, если больше предметов: один-два, один-два, один-два. Хотя знает и другие цифры, повторяет за нами, если просто так спросить, сколько стоит что-то и сколько предметов, а их очень много, отвечает "пятьдесят десять" или ещё что-нибудь придумывает)
В еде наш двухлетний малыш совсем не привередлив: ест то же, что и мы, любит каши, супы, картошку, макаронные изделия ест, но без энтузиазма; любит, конечно, печенье и конфеты, но знает, что конфеты у нас только по праздникам, а так мы просто сами их особо не едим и на столе редко держим, так что живет Шомик и без лишних сладостей хорошо. В магазин спокойно с ним ходим пока, в крайнем случае договариваемся на соке или детском пюре)
Помощник Шамиль еще тот! Любит он это дело. Из реально полезных дел: подметает, носит в стиральную машину грязное бельё, которое я даю и достает и приносит развешивать постиранное; игрушки обычно вместе убираем, тут без компании не работается ему... Тряпочкой протереть не против что-нибудь, желательно самому выбрать поверхность))) на зарядку помогает робот-пылесос поставить(чтобы мне под стол не лазить); ну и забавная помощь бывает: перед сном пальчиками закрывает мне веки))) спать помогает)))
Много ещё могу писать, но пора закругляться, потом отдельно еще расскажу о том, что смотрим, что читаем, как речь развиваем и тд и тп)))