Оригинал взят у
aksik в
О "тепличности"Давно собиралась написать об этом, но поскольку тема стала актуальной, выношу отдельным постом. Когда я писала у себя про детский сад, очень многие говорили: "но ведь так ребенок изолирован от мира! он будет тепличным растением!". Хотя я твердо уверена, что ребенок изолирутся от мира как раз в детском саду и не имеет возможности знакомиться с разными сторонами действительности.
(Тезисы не у автора предыдущего поста брала, а в своих скрытых комментариях :) просто похожи формулировки).
1. "Домашний ребенок = тепличное растение"?
То, что семья живет по собственным правилам и законам, еще не значит, что она изолирована от мира и не соприкасается с другими "мирами" других семей - ребенок с раннего детства наблюдает множество жизненных путей. Ведь даже в одной семье среди родственников можно найти невероятное количество вариантов! Это возможность с раннего возраста узнавать разные жизненные позиции, и соотносить их с позицией собственной семьи. В пресловутом коллективе ребенок вообще не видит никаких моделей, кроме той искусственной, которую строят на занятиях в группе.
2. "Домашние дети, отдалившись от родителей, "бросаются в омут головой", потому что их раньше сдерживали".
Здесь необходимо помнить, что ребенок привыкает в детстве к определенным правилам и законам семьи, в них и формируются его коренные привычки. Даже после "подросткового бунта" при нормальной семейной линии воспитания (без подавления воли, не авторитарной или деспотичной) эти законы и привычки человек приносит во взрослую жизнь. Но, разумеется, если всю жизнь ребенка воспитывали в деспотичной, авторитарной семье, то едва почувствовав свободу, он будет все время доказывать "как были неправы родители".
3. "Ребенок захочет быть как все".
Как раз домашний ребенок имеет невероятное счастье - право БЫТЬ СОБОЙ. Быть личностью. Быть независимым, сохранять собственное мнение без страха "не понравиться коллективу". В скором времени я хочу написать про "стадность" - ох, как тяжело многим взрослым расстаться с этой привычкой! И дети, с малых лет привыкающие оглядываться - что скажут? Одобрит ли это коллектив? - не имеют ни возможности, ни уже и желания сохранять "свое лицо". Когда я работала в школе, видела очень много случаев, как ломаются личности: переводят ребенка в новую школу, и он "должен соответствовать". Работала с подростками, они часто со мной секретничали. Знаете, ведь в любой асоциальной компании "по доброй воле" 1%, а остальные "как все", из страха "не понравиться" лидеру или коллективу. Понимаете, 99% мучаются из страха не быть "как все", хотя на самом деле они-то эти "все"!
4. "Мы лишаем детей (чего-то, что дают всем)".
Если мы подходим с негативной позиции "я лишаю ребенка таких замечательных мультиков, он может потом пристраститься и смотреть тв сутками..." то вполне допустимо, что так и будет. Если мы подходим с позитивной позиции, отталкиваясь от того, ЧТО даем ребенку, а не чего лишаем - то этот плод не будет "запретным". Для ребенка это будет просто и естественно - в моей семье этого не едят, мы так не поступаем, мы этого не делаем. Помните - очень многое значит наш настрой, наша уверенность и собственное твердое решение!
Так же и с целями воспитания. если мы думаем, что ребенок не должен быть "непохожим на других" - это негативная установка (мы его лишаем похожести на всех вокруг. кстати, сразу на всех похожим никак нельзя быть - общество слишком расслоено, так или иначе мы выбираем очень узкую прослойку). Если мы ставим целью воспитание гармонично развитого, счастливого, независимого человека - чего же мы лишаем?! Мы только даем!
5. "Потом ребенку будет тяжело найти свое место в обществе".
Здесь ответ один - как и писали, "подобное притягивается подобным". Опять же - знаю множество историй, когда "обычному школьнику" было невероятно тяжело найти свое место в обществе. Потому что человек, привыкший с малых лет к повиновению в коллективе и движению "по течению", не может проторить свою собственную дорогу и быть самостоятельным, найти свою нишу и свой круг. У ребенка, у которого с детства есть представление о том, что единомышленники и подобные ему (его семье) находятся всегда и всюду, такой проблемы не возникнет.
В дополнение хочу сказать, что воспитание в раннем детстве и в подростковом возрасте - не одно и то же! Как правильно заметили - именно в подростковом возрасте начинается постепенное отдаление от родителей, естественные эмоциональные связи ослабляются (мы еще поговорим о возрастной психологии), и ребенок получает бОльшую свободу во всех смыслах, больше инициативы и самостоятельности. К тому же, поскольку домашний ребенок не прикован к одному помещению и неизменному коллективу, он имеет массу возможностей посмотреть как можно больше жизненных ситуаций, разных людей и слоев общества, и т.п.
Вы знаете, для меня главным в выборе решения было следующее: я хочу воспитывать детей так, КАК Я ХОЧУ, или как НЕ ХОЧУ, НО НАДО КОМУ-ТО? Я выбираю первое :)