Родовой тур. 1 сентября 2011
Из Воронежа наш путь лежал в Рамонь. Об этом замечательном месте в интернете выложено много материалов, поэтому фотоотчёт будет небольшой...
Рамонь. Въездной знак
Воинский памятник
Памятник к трёхстолетию Российского флота и памятный знак на месте церкви и кладбища
Церковь
Современная застройка
В Рамони в Берёзовском сельскохозяйственном училище один год (в 1918-1919 гг.) учился старший брат бабушки моей жены.
«Володя был крепкий, здоровый мальчик. С некрасивым, но располагающим к себе лицом, с ефремовскими серо-голубыми глазами. Шёл ему четырнадцатый год. Анна Алексеевна устроила Володю в сельскохозяйственное училище имени Русанова в Раменском уезде. Однако, там Володя проучился одну зиму и пробыл на практике лето, а к осени снова вернулся домой, война помешала нормальным занятиям в училище. В то лето к нему в училище ездили проведать Лида и Шура. Туда шла от станции Графской ветка до станции Рамонь, километров 15.
Места, где находилось училище, исключительно красивые: на высоких холмах, даже взгорьях стоял построенный в старо-романтическом стиле дворец принца Ольденбургского, на втором холме - белоснежный дворец какой-то великой княгини, на третьем - постройки и сады сельскохозяйственного училища, на четвёртом - село Берёзовка. С довольно крутых холмов, где располагались дворцы, вниз по склонам спускались сады с беседками и парки. У подножья холмов вдоль берега неширокой речки вилась просёлочная дорога, за рекой луга, вдали лес. Через этот бор и проходила ветка от станции Графской до станции Рамонь." (Н. Линчевский, «Просто жизнь» (общественно-семейная хроника), кн. 3, Москва, 1973, стр. 49)
Здания, в которых находилось училище ныне руинированы. Мы их не стали искать и осматривать, в интернете есть подробный
отчёт "Руины сельхозтехникума".
А так выглядела вывеска Берёзовского сельскохозяйственного техникума в 1964 г. (фото из семейного архива)
В 1972 году построили новое здание, в котором учебное заведение и пребывает доныне, превратившись из техникума в колледж.
Обратимся вновь к воспоминаниям:
"Летом 1919 года, когда Лида с Шурой навещали Володю в училище, регулярного железнодорожного движения уже не было. От Андреевки до станции Графская 15-18 километров они прошли пешком, оттуда до станции Рамонь они устроились на платформе товарного поезда и радовались удаче: сидеть на платформе, свесив ноги, и глядеть на уходящие назад картины дремучего бора очень приятно. В Рамонь приехали под вечер, нашли дом, где в прошлом году останавливались мама с Володей, переночевали, утром пошли в училище. В тот же день под вечер Володя проводил сестёр до станции Рамонь, снабдив яблоками, каждой в двух мешках через плечо, примерно по 6-8 кг. Обратная дорога оказалась менее удачной: всю ночь просидели в маленьком вокзальчике, где вместе с другими пассажирами ждали поезда. Утром пришёл товарный. Народу набилось много. Стоя в теплушке, доехали до Графской, оттуда пешком до Андреевки, уже под осенним дождём. Пришли домой измученные, но довольные, так как яблок в Андреевке достать было невозможно."
Кстати, о яблоках, которыми, видимо, славилась Рамонь. Рамонь является малой родиной Татьяны Лестевой, живущей ныне в Петербурге. До революции её дедушка познакомился с её бабушкой на свадьбе прадедушки и прабабушки моей жены. Вот фрагмент о яблоках из воспоминаний Лестевой в издаваемой ею альманахе:
«Прадед - Фёдор Михайлович - брал прививки у садовника, работавшего в саду принцессы. Поэтому в саду были очень вкусные сорта яблок: аркат, анисовка, титовка, шестисотграммовая антоновка, воргуль. Аркат и воргуль я потом не встречала ни разу в разнообразных регионах, в которых мне пришлось побывать в командировках. Была также яблоня «бель мочковая». Яблоки по внешнему виду были схожи с белым наливом, но с горчинкой. Горечь исчезала при замачивании, и вкусные мочёные яблоки сохранялись в погребе почти до нового урожая» (Т. Лестева, «Благословенная Рамонь» в историко-литературном альманахе «На русских просторах», вып. 1-2, СПб, 2008, стр. 272).
Затем мы осмотрели сам дворец Ольденбургских
Здания комплекса
Ворота с башнями
Декорации
Сам дворец
Башня
Мы решили тоже проехать из Рамони к станции Графской коротким путем. Поговорив с местным аборигеном, мы поняли, что дорога есть и что она вполне проезжая даже в непогоду.
Сначала мы промчались по шоссе до поселка Бор
В поселке сняли воинский памятник
Через Бор дорога была уже песчаная грунтовка
Таковой она была и через настоящий сосновый бор вплоть до поселка Краснолесный (ст. Графская). Дорога идет вдоль ЛЭП. Дорога нормальная, лишь сильно волнистая, но песчаная, проезжая в любую непогодь, за исключением пары сомнительных мест для паркетников.
Во время отдыха мы прогулялись по боковой дороге в сторону железки
Наш переезд был приятным: дорога хорошая, лес замечательный, тепло и ни души. А вот как этот путь преодолевали жёнины бабушка с прабабушкой в далёком 1919 году.
"Этим же летом мама с Шурой поехали в училище взять Володю домой, туда доехали поездом, а обратно шли пешком. Через бор пришлось идти уже ночью. Шли по шпалам. Было очень жутко в тёмном затаившемся лесу. Однако в лесу не встретили ни человека, ни зверя, только пустые постройки на станции «Бор». На рассвете пришли на станцию Графская, посидели, отдохнули и пошли дальше уже днём. Тоже принесли домой яблок.» (Н. Линчевский, «Просто жизнь» (общественно-семейная хроника), кн. 3, Москва, 1973, стр. 51)
Оказывается, п. Краснолесный административно подчинён Воронежу. Так, неожиданно, мы вновь оказались в Воронеже! )
Воинский мемориал у ст. Графской в п. Краснолесный
В дальнейшем мы узнаем, во что превратились бывшие земские школы в данной местности, в которых учительствовали предки жены...