Сегодня
Дмитрий Павлович Татищев (1768 - 1845) - многогранная историческая личность: выдающийся российский дипломат, осуществивший де факто русское управление Испанией, крупнейший коллекционер, пионер и инициатор ряда прогрессивных начинаний в России, и даже георгиевский кавалер и академик Императорской Российской академии. Его жена Юлия была первой красавицей Европы, подругой наследницы английского престола, русской леди Гамильтон. Австрийский композитор Штраус даже посвятил ей один из своих вальсов.
Связь с вичугским краем.
Родители будущего дипломата владели старинной родовой вотчиной с центром в селе Вичуге, которая была унаследована младшим братом Сергеем Павловичем Татищевым. А старшему брату досталась другая родовая вотчина, расположенная под Ростовом Великим - Татищев погост.
А так как Дмитрий Павлович Татищев годами пребывал за границей, то Сергей Павлович Татищев занимался делами обоих вотчин. После смерти братьев обе вотчины унаследовали дети Сергея Павловича.
А в 1830 году Дмитрий Павлович Татищев был в Вичуге, где стал крестным отцом Марии, дочери младшего брата. В будущем именно она могла стать прототипом Раневской в пьесе Чехова «Вишневый сад».
Некоторые свершения Татищева.
В данной статье не будет подробного жизнеописания Дмитрия Павловича Татищева. Упомянем кратко лишь некоторые его дела на дипломатическом и других поприщах.
В 1872 году историк Александр Трачевский издал научный труд «Испания в 19 веке», в которой глава, посвящённая периоду деятельности в Испании российского посланника Д. П. Татищева (с 1816 по 1819 гг.), имеет название «Русское управление Испанией». Добавим, что Татищев даже написал проект конституции для Испании.
А до Мадрида был ещё Неаполь, был Лондон, где Татищев с женой провели блестящую операцию по разрушению англо-голландского династического брака. А после Мадрида - Вена, где в течение 20 лет Татищев был одной из ключевых фигур европейской политики. Татищев и умер в Вене, где у постели умирающего несколько дней находилась жена канцлера Австрийской империи.
После Испании Дмитрий Татищев несколько лет, пока решалась его дальнейшая дипломатическая судьба, жил в России. И в это время он развил бурную деятельность, внедряя разнообразные европейские новшества.
Но начало этому было положено ещё в 1813 году, когда он, будучи в Великобритании, заинтересовал изобретателя бумагоделательной машины Фурдринье (патент 1806 г.) постройкой в России передовой фабрики для производства бумаги. В результате в 1818 году такая фабрика была построена в Петергофе.
Машины Фурдринье на Петергофской бумажной фабрике. Рис. арх. Свиязева, 1819 г.
А в 1820 году Татищев стал инициатором и одним из акционеров первого общественного транспорта в России - дилижанса, который запустили между Петербургом и Москвой.
Страница из журнала "Отечественные записки" за 1820 г.
В 1821 году он строит в центре Москвы на Кузнецком мосту огромный доходный дом, который становится первым элитным торговым центром, где доминировали парижские товары и моды. Кузнецкий мост превратился в «сколок с Невского проспекта», как сказал один поэт. Позднее здесь разместится Пассаж Солодовникова.
Ныне на месте дома Татищева находится новое здание ЦУМа.
А в 1822 году он первым в Петербурге устроил в своём доме водопровод. Вода поступала из Фонтанки по трубам в дом, а для нужд стирки или купания нагревалась в специальном котле.
Начало заметки в журнале "Отечественные записки", 1823 г.
Дмитрий Татищев как «беспримерный коллекционер произведений искусства» - это другая сторона его свершений. Вот как сам Татищев описывает историю создания своей коллекции: «Во время продолжительного слишком 36-летнего пребывания моего за границею... я находился в таких местах, где разные политические события имели сильное влияние на фортуну многих знатных домов, как то: в Неаполе, Сицилии и других частях Италии, равномерно в Испании и в самом Мадриде... Вторжение французов имело последствием ниспровержение разных знатных и богатых домов, вынужденных обстоятельствами распродать свои имущества, так что многие вещи, в особенности редкие картины, отдаваемы были за бесценок, тогда как в другое время они бы не были проданы. Потом в течение 20-летней дипломатической моей службы в Вене я имел много случаев приобресть разные картины и другие художественные старинные и редкие вещи с большим удобством за неимением соперничества в приобретателях и любителях».
Диптих "Троица" и "Мадонна с Младенцем у камина" Роберта Кампена, Нидерланды, 1430-е гг. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург. Из коллекции Д.П. Татищева.
В частности, коллекция живописи состояла из 185 картин редких и весьма ценных произведений итальянских, нидерландских, фламандских, голландских и испанских художников, включавших такие имена 15-16 вв. как Ян ван Эйк, Роберт Кампен, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Часть картин Татищев получил в дар от испанского короля Фердинанда VII.
А кроме картин, в собрании Татищева были многочисленные образцы античной скульптуры, резных камней (глиптика), коллекция оружия, швейцарские витражи, посуда, мебель и даже одни из самых первых дагерротипов и водородные часы.
У Татищева в Вене осталась "рыцарская коллекция". Незадолго до смерти он её сфотографировал (в 1843-1844 гг.) и ящик с дагерротипами отправил в Россию, которая ныне хранится в Государственном Эрмитаже.
Сначала коллекция Татищева размещалась в Вене во дворце князя Лихтенштейна, который был резиденцией русского дипломата. К концу жизни Татищев выстроил специальное здание в Петербурге, в которое перевёз свою богатую и разнообразную коллекцию. Получился целый музей, который в 1843 году и был завещан Николаю I.
Дом в Петербурге, выстроенный Татищевым для своей коллекции.
Портреты Татищева.
Собирая старинные картины, Дмитрий Татищев не забывал и себя увековечить. Трудно найти современника Татищева, кроме, может быть, царей, который был бы запечатлен столь же много раз на полотнах художников. Известно также несколько портретов его жены.
Перечислим дошедшие до нас или где-то затерявшиеся произведения живописи, на которых изображён Дмитрий Павлович Татищев.
1. Самый ранний портрет Д.П. Татищева, написанный итальянским художником-миниатюристом Кастелли (Castelli) Винченцо (1789-1845).
Миниатюрный портрет написан акварелью и гуашью на кости. Время написания относят к 1805-1808 годам, когда Татищев был чрезвычайным посланником в Неаполе. Награды на портрете: Георгиевский крест 4-й степени (1795), крест (по центру на подвязке) и звезда (слева груди) ордена Св. Иоанна Иерусалимского (1800), крест на алой ленте (на шее) и звезда (слева груди) ордена Св. Владимира 2-й степени (1803).
2. В 1818 году в Мадриде известный испанский художник Хосе Мадрасо (José de Madrazo y Agudo) написал портрет Д.П. Татищева. О написании этого портрета упомянуто в книге, посвящённой коллекции картин художников династии Мадрасо и изданной в 2007 году (Montse Martí "El mundo de los Madrazo: colección de la Comunidad de Madrid"). Изображения картины найти не удалось.
3. Портрет 1822 года. Создан неизвестным художником в итальянском городе Вероне. Здесь с 20 октября по 14 декабря 1822 года проходил последний дипломатический конгресс Священного союза.
Портрет хранится в Москве, в Государственном музее им. Пушкина.
4. Портрет 1826 года кисти итальянского художника Доменико Босси (Bossi) (1767-1853).
Здесь на шее у Татищева висит испанский орден Золотого руна (1816), а на груди Георгиевский крест, звезда ордена Св. Александра Невского (1817) и ниже звезда венгерского ордена Святого Стефана (1823), также через плечо лента венгерского ордена. И ещё какой-то знак.
5. Портрет-литография немецкого художника Фридриха Лидера (Friedrich Lieder) (1780-1859). Год создания, скорее всего, 1820-е.
Представленные награды: Георгиевский крест, испанский орден Золотого руна, орден Св. Александра Невского и итальянский Высший орден Святого Благовещения (звезда и цепь).
6-7. Портреты кисти Василия Тропинина (1776-1857). Обычно фигурирует дата 1838 года, но в этом есть сомнения.
Местонахождение первого портрета: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург. Второй до 1917 года находился в архиве МИД.
На портретах следующие награды: Георгиевский крест (1795), испанский орден Золотого Руна (1816), звезда ордена Св. Александра Невского (1817), ниже звезда итальянского Высшего ордена Святого Благовещения, а на шее золотая цепь со знаком ордена (1819), ещё ниже звезда венгерского ордена Святого Стефана (1823), рядом с Георгиевским крестом висит неаполитанский орден Святого Януария (1827).
8-9. Два портрета, написанные придворным австрийским художником Морицем Михаэлем Даффингером (Daffinger) (1790-1849). Ещё в 1822 году государственный канцлер Австрийской империи Меттерних предложил Татищеву обратиться к Даффингеру, чтобы тот написал его портрет. Но портрет, судя по голубой андреевской ленте (орденом награждён 31 декабря 1830 года), был написан не ранее 1831 года.
В течение 10 лет с 1836 по 1847 год художник создавал акварельную коллекцию всех гостей австрийского канцлера Меттерниха и его жены Мелани. Всего в этом собрании насчитывается 248 портретов. В том числе, портрет Татищева. Художник сделал акварельную копию (указана точная дата - 25 июня 1837 года).
Награды на портрете: на лацкане Георгиевский крест (1795), на шее испанский орден Золотого руна (1816), голубая лента и звезда ордена Андрея Первозванного (1830), ниже звезда ордена Св. Владимира 1-й степени (1828). И ещё какой-то знак.
10. Картина «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» кисти художника Григория Чернецова (1802-1865), написанная в 1837 году.
Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
На своеобразном групповом портрете изображены почти 300 известных персон того времени, в том числе братья Сергей и Дмитрий Татищевы.
Портрет Сергея Павловича Татищева - единственный известный образ владельца Вичуги.
Сергей и Дмитрий Татищевы.
11. Картина «Встреча великого князя Александра Николаевича с князем Меттернихом в венском Хофбурге в 1839 году» кисти немецкого художника Фердинанда Георга Вальдмюллера (Waldmüller) (1793-1865), написанная в 1839 году.
Картина храниться в Немецком историческом музее в г. Берлине.
Будущий император Александр II, Дмитрий Татищев и граф Орлов-Денисов.
Российскую сторону представляли будущий царь-освободитель Александр II, дипломат Дмитрий Татищев и граф Орлов-Денисов, генерал, состоящий при царской особе.
12. Существует другой вариант картины, на которой Татищев помещён в правую часть картины.
Картина находится в Историческом музее г. Вены.
13. Литография «А.М. Горчаков на встрече у Д.П. Татищева, русского посланника в Вене». худ., 1830-х.
Татищев сидит слева в кресле, а Горчаков сидит правее.
Как известно будущий канцлер России жениться на племяннице Татищева (Дмитрий Павлович, кстати, был против).
14. Портрет кисти итальянского художника Натале Скьявоне (Natale Schiavone) (1777-1858). Возможно, написан в 1838 году, тогда же когда художник написал портрет будущего царя Александра II.
Картина хранится в Эрмитаже. Художник указан неизвестным.
15-17. Известно о трёх копиях портрета.
Первая находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В музее Ростова Великого хранится фотография овального портрета. И третья копия - это литография Роберта Теера, созданная в 1840 году и хранящаяся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (на литографии был указан и автор оригинала - Натале Скьявоне). Судьба «ростовского» портрета неизвестна.