Публикуется впервые.
Предисловие.
С чего всё началось.
Весной 1850 года ярославские жандармы схватили шайку, которая промышляла грабежами в Ярославской губернии. Возглавлял шайку атаман Пашка, уроженец села Сопелки, располагавшегося на правом берегу Волги ниже Ярославля. В ходе следствия выяснилось, что лидер шайки был членом ранее неизвестной секты, которая идеологически оправдывала воровство и грабежи, чинимые её адептами.
Из Петербурга в Ярославль был прислан чиновник, опытный в раскольничьих делах, граф Стенбок, который возглавил специальную следственную комиссию, тайной миссией которой было исследование обнаруженной опасной секты и пресечение её вредной деятельности.
В комиссию был включён Иван Аксаков, в будущем знаменитый публицист и лидер славянофилов, а в тот момент чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел, который в это время официально занимался ревизией городов Ярославской губернии, а неофициально был наделён секретной миссией изучать ярославское старообрядчество.
Уже первые допросы выявили, что главным гнездом этой секты было село Сопелки под Ярославлем. Аксаков в письмах своим родным писал: «На этой неделе мы ездили в уезд, и там я осматривал знаменитое село Сопелки, где все почти дома устроены с потаёнными местами, фальшивыми крышами, двойными стенами и т.п. Следовательно, уже самые постройки производились с умыслом, и пристанодержательство не случайное, а организованное. Матерьялов накопливается много...».
Секта бегунов-странников.
В ходе следствия выяснилось, что неизвестная секта называлась сектой бегунов, или странников. Её учение оказалось самым радикальным, особенно в политическом смысле, среди всех раскольничьих сект. Бегуны не только считали власть в России властью Антихриста, но и отвергали все атрибуты этой власти - деньги, паспорта, браки, официальную церковь. Более того обворовывать и грабить эту власть, её представителей и приверженцев, считалось добродетелью.
У бегунов были большие покровители в лице купцов, выходцев из той же раскольничьей среды. Купцам позволялось иметь отношения с властью, но перед смертью они должны были перейти в категорию настоящих бегунов. Купцы не только укрывали у себя бегунов, они давали им работу на своих фабриках. Но самое главное, купцы держали общак - деньги и имущество, которые передавались бегунами, вступившими в секту, или добытые ими при помощи тех же грабежей, воровства или в качестве бродячих торговцев-офеней.
Именно так, кстати, вичугские купцы Коноваловы, Разорёновы, Морокины и Миндовские скорее всего сколотили свой первоначальный капитал. Все они были раскольниками и пристанодержателями бегунов-странников, а некоторые сами были бегунами.
Костромские комиссия и экспедиция.
В ходе расследования в Сопелках выяснилось, что лидеры секты находятся на вичугской земле. Не теряя ни минуты, Иван Аксаков с жандармами сразу же отправился сюда через Кострому и Кинешму, совершив в ночь с 23 на 24 сентября 1850 года облаву на один из домов в окрестностях села Вичуги. Вот что писал Аксаков в письме родным: «Поводом к поездке моей были разные полученные сведения об укрывательстве в Кинешемском уезде двух необходимых для нас раскольников. Они - наставники и учители, и если б удалось захватить их рукописные сочинения, которые, я знаю, имеются и в которых излагается вся сущность секты, то это было бы также важно, если не важнее, как и арестование самих лиц».
Но, увы, облава оказалась напрасной - лидеры секты не попались. Через три дня костромской губернатор отправил в Костромской, Нерехтский и Кинешемский уезды уже своих следователей, в том числе А.Ф. Писемского, ставшего в будущем известным писателем. Целью командировки было разыскание бегунских наставников. Но результат оказался опять нулевой.
Неуловимость странников стала беспокоить власти, и в декабре 1850 года министром внутренних дел была учреждена особая Костромская комиссия на манер ярославской. В январе 1851 года в Кострому из Петербурга прибыли чиновники и приступили к работе. Но и им не удалось раскрыть сеть страннической секты в Костромской губернии. В середине 1851 года комиссия прекратила свою деятельность «по неимению новых материалов по означенному предмету».
Неудача комиссии связаны была, прежде всего, с тем, что местным властям и помещикам выгодно было скрывать истинное положение дел с расколом.
Тогда центральные власти решили зайти с другой стороны, чтобы выяснить суть дела. Не с помощью грубых полицейских мер, облав, допросов и арестов, а с помощью специальных агентов, которые действовали более тонко, втираясь в доверие к одним, или психологически давя на других.
Итак, в 1852 году министр внутренних дел граф Л.А. Перовский по поручению Николая I снаряжает статистические экспедиции для изучения раскола в Ярославскую, Нижегородскую и Костромскую губернии. «Правительственный десант» в Костромскую губернию состоял из двух чиновников, «состоящих при Министерстве внутренних дел»: надворного советника П.А. Брянчанинова и коллежского асессора Л.И. Арнольди.
За 1852 год Брянчанинов объездил Макарьевский, Галичский, Буйский, Кологривский, Солигаличский и Чухломской уезды. А Арнольди - Костромской, Варнавинский, Ветлужский, Нерехтский, Юрьевецкий и Кинешемской уезды. По результатам исследования они подготовили секретные записки «О расколе в Костромской губернии». Записки были представлены в виде книги в шикарном переплёте, написанной каллиграфическом почерком, видимо, в единственном экземпляре. Книга с секретными сведениями предназначалась, прежде всего, для Николая I.
Утечка из этих секретных записок произошла лишь однажды: в 1861 году в Лондоне был издан второй выпуск «Сборника правительственных сведений о раскольниках», составленный Василием Кельсиевым, сподвижником Герцена. Но опубликованные отрывки составляли лишь малую часть дневников Арнольди и Брянчанинова (10 печатных страниц из 300 страниц рукописного текста). Полностью они так никогда и не публиковались.
Особый интерес представляет дневник Арнольди, посетивший сёла Вичугской округи: Вичуга, Хреново, Гольчиха, Углец, Филисово, Новинское, Жирятино, Шохна, Макатово, Семеновское, Троицкий погост. Ниже будут представлены записки по этим сёлам.
Несколько слов об авторе записок.
Лев Иванович Арнольди (1822-1860) - личность весьма интересная. Он приходится братом по матери Александры Смирновой-Россет, фрейлины императрицы, близко знавшая А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. В 1849 году Арнольди в доме сестры познакомился с Гоголем. Он оказался в числе немногих людей, которым Гоголь читал главы сожженного перед смертью второго тома "Мертвых душ". Арнольди оставил воспоминания, в которых он дает наиболее полный, сравнительно с другими современниками, пересказ содержания прослушанных глав второго тома "Мертвых душ". В феврале 1852 году, перед отъездом из Москвы в Петербург (откуда уже весной Арнольди отправится в командировку в Костромскую губернию) он видел умирающего Гоголя за день до его кончины. Арнольди прожил всего 38 лет, вершиной его карьеры было вице-губернаторство в Калужской губернии.
Дневник Коллежского Асессора Арнольди.
1. Село Филисово.
Явных раскольников 3 души обоего пола по Спасову Согласию.
В приходе Филисова, который состоит из 6190 душ обоего пола, находится одна церковь и при ней 4 священника. Из них Священник Георгий Преображенский весьма примерной жизни и находится в большом уважении у своих прихожан. Он здесь священствует более 30 лет и откровенно объяснил мне всё, что знал о раскольниках своего прихода. Прежде по его словам раскол был здесь сильнее и раскольников было более, но и теперь, вследствие покровительства Кинешемского раскольника купца Миндовского, раскол ещё не прекратился. В деревне Гари г-жи Мятлевой есть тайных раскольников до 20 душ по Спасову Согласу. Некоторые из них обещались ему несколько раз уже обратиться в Православие, но покровительство раскольников села Вичуги, которые доставляют им всевозможные выгоды, преимущественно пред другими Православными крестьянами, работающими на их больших бумажных фабриках, заставляет многих оставаться в расколе. В Папине и Ганине несколько лет тому назад была открыта секта Скопцов и 8 человек были сосланы, но иные теперь возвращены уже. Кроме того две девки из тех же деревень Анна Александрова и Татьяна Леонтьева были тоже подозреваемы в оскоплении и, боясь наказания, бежали. Слухи носятся, что родителям известно, где они проживают, и что будто бы по временам они тайно возвращаются в дома для свидания с своими родственниками, а между тем числятся в бегах. Замечательно, что простой народ скопцов называет здесь и Хлыстами и Лядами, так, что утвердительно нельзя сказать к какой кто секте принадлежит, надобно полагать, что Скопцы и Хлысты, составляя две совершенно различные секты, имеют между тем много общего в своих верованиях и обрядах, а именно: в одежде и пище. В вышеозначенных деревнях Ганино и Панино, а также в деревне Першино прихода села Вознесенского, полезно бы для открытия скопцов сделать внезапное освидетельствование, поручив это не местной Полиции, а благонадежным чиновникам, потому, что до сих пор носятся слухи, что эта секта здесь не прекратилась, и что есть еще несколько семейств, которые могут быть подозреваемы в оскоплении. Эти слухи подтверждаются даже образом жизни и поведением некоторых крестьян, они не едят мяса, не пьют вина, питаются большей частью мёдом, одним словом ведут такой образ жизни, какой обыкновенно замечается между Скопцами и Хлыстами. Не бывающих у Исповеди во всем приходе до 1500 душ обоего пола, но по всем розысканиям это вовсе не доказывает их склонность к расколу, а делается только по небрежению, или по отлучке. В Церковь все они ходят, Священников у себя принимают и всегда подходят к Кресту.
2. Погост Троицкой.
Душ обоего пола числится в приходе 1082. Тайных раскольников по уверению Священника Петра Клиентова, которому кажется, я успел внушить полное к себе доверие, - до 150 душ обоего пола Спасова Согласа или Нетовщины. Самый закоренелый из них Назар Прокофьев, проживает в деревне Ратманихе и в той же деревне собираются раскольники на молитву у вольноотпущенного Льва Антонова Голубева. Многие Православные крестьяне села Троицкого рассказывали мне, что кроме вышепоименованных раскольников Спасова Согласа деревня Рожество помещиков Еропкиных подозревается в укрывательстве странников или бегунов, и что там проживает странноприемщики Григорий Кузьмин и Григорий Фролов. Существование здесь этой секты подтверждается еще тем, что несколько женщин и девок из деревень Ратманихи и Рожество находятся в бегах. В имении Помещика Плаутина вовсе нет раскольников и все прихожане усердно посещают церковь. В этом имении замечают весьма странный обычай. Многие девки отказались от замужества, весьма усердны к молитве, живут с родителями, находятся у них в строгом послушании и постоянно носят черную одежду, которая как известно весьма редко употребляется в простом народе.
3. Село Семеновское.
Явных раскольников 78 душ обоего пола Спасова Согласа.
В приходе села Семеновского находится 4569 душ обоего пола. 1 церковь и 4 Священника. Из них только Священник Симеон Москвин был со мною откровенен. Он ведет примерную жизнь и не пользуется доходами с раскольников, а потому на мои вопросы о числе раскольников тотчас же справившись со своими отвечал, что в его отделении 226 душ обоего пола тайно состоят в расколе по Спасову Согласу, что здесь проживает Ульяна Михайлова, девка 63 лет, вольноотпущенная из деревни Лазунихи помещика Кетова, которая исправляет у них должность попа, и у которой бывают собрания раскольников. Эта Ульяна Михайлова находится в большой дружбе с одной дворянкой тоже раскольницей и они вдвоем совращают Православных. Кроме того в деревне Кудина г. Евреинова проживает крестьянин Яков Тимофеев, у которого тоже собираются раскольники для молитвы. Остальные же три Священника села Семеновского, по всем слухам и даже по рассказам церковного сторожа, отставного унтер-офицера Лейб-Гвардии Финляндского полка, укрывают раскольников и даже берут с них большие деньги в случае смерти тайного раскольника, чтобы не хоронить его по обряду Православной церкви. Сперва они были со мною весьма скрытные и много труда мне стоило, чтобы убедить их говорить правду. Священник Рябинин показал, что в его отделении есть до 50 человек тайных раскольников в деревне Морозихе; Священник Шофранов 72 души тайных раскольников обоего пола, а Священник Благовещенский только 25 человек. Итого у всех 4-х священников тайных раскольников 373 души обоего пола. В деревне Глездуново, раскольники и раскольницы собираются у Авдотьи Шиловой, в деревне Сосунов у Андрея Антипьева, который как и Ульяна Михайлова, исправляет у них должность попа и имеет даже помощника Назара Фролова. В деревне Конново у Сергея Егорова. - По словам самих Священников по крайней мере 400 душ в приходе села Семенова заражены духом раскола. Не бывших же у исповеди более 1200 человек если полагать, что Священники в своих списках показывают истинное число исповедавшихся и Причастившихся Св. Таин.
4. Село Макатово.
Явных раскольников 29 душ обоего пола по Спасову Согласу.
Душ обоего пола в сем приходе 2801, две церкви и три священника. От Благочинного Священника села Болотново Александра Горицкого, от всех Священников соседних приходов, от унтер-офицера Василия Фирсова и от многих крестьян ближайших деревень, я узнал ещё до прибытия в село Макатово, что в деревнях Забельской и Зарубине, почти половина жителей, то есть до 300 человек тайно состоит в расколе. Священники же села Макатова оказались гораздо безнравственнее и скрытнее Священников села Семеновского, в особенности Священник Владимиров. Все трое показали, что у них тайно придерживаются раскола только 57 душ обоего пола по Спасову Согласу, и чтобы получить от них это сведение, я должен был прибегнуть к всевозможным хитростям, открывал им всё, что мне было известно, показывая даже некоторых раскольников поименно, и тогда только они решили сами указать на некоторых тайных раскольников.
В приходе села Макатова по исповедным книгам более 1300 душ не бывают у Исповеди, и между тем крестьяне в сем приходе никогда не отлучаются на промыслы. Ясное доказательство, что Священники потворствуют раскольникам. В деревне Забельской самый закоренелый раскольник Федор Петров, а в деревне Зарубино, Афанасий Тимофеев. В здешней Церкви хранится замечательное своею древностью и своею прекрасною печатью и бумагой Напрестольное Евангелие, оно начато при Патриархе Иове и кончено при Ермогене.
5. Село Жирятино.
Явных раскольников 13 душ обоего пола, из них 7 душ Секты Перекрещиванцов и 6 по Спасову Согласу.
По указаниям Приходского Священника в приходе села Жирятино, состоящем из 2269 душ обоего пола, есть 34 души тайно состоящих в расколе по секте Перекрещиванцов и 6 душ по Спасову Согласу. Кроме того деревня Антипиха сильно заражена духом раскола и никто почти из этой деревни не бывает никогда у Исповеди и Св. Причастия. В этой же деревне проживает Кинешемская мещанка Прасковья Никифорова, которая занимается совращением в раскол Православных. В деревне Степанихе, также кинешемская мещанка Степанида Михайлова, собирает у себя раскольников для молитвы. По всем разысканиям и по удостоверениям Благочинного Иоанна Беликова действительно в приходе села Жирятина, кроме 2-х вышеозначенных деревень, остальные не заражены расколом и усердны к Церкви.
6. Село Вичуга.
Явных раскольников 13 душ обоего пола из них: 4 души по Секте Перекрещиванцов и 9 по Спасову Согласу.
К приходу села Вичуги причислено 4892 души обоего пола. В Вичуге находятся 4 Священника. Благочинный Протоиерей Иоанн Беликов, человек примерной жизни, бескорыстен, умен и весьма откровенен. Его содействию я обязан, что успел без большого труда получить весьма любопытные и важные сведения, не только о приходе села Вичуги, но и обо всех соседних приходах, в которых как известно мне было по слухам проживают богатейшие купцы раскольники, совращающие Православных в раскол. Как Благочинный и пользующийся повсеместным уважением Иоанн Беликов немало имел влияния на тех сельских Священников, которых приходы ему подведомственны и заставил их быть со мною откровенными. В селе Вичуге у всех 4-х Священников оказалось 160 человек тайных раскольников секты Спасова Согласа; но весьма многие из них подозреваются в принадлежности к секте Странников. В деревне Левино подозревается Абрам Миронов в укрывательстве странников. Из деревни Жеребчихи все семейство крестьянина Павла Тимофеева ушло в странство; из деревни Тиновотки Василий Игнатов находится в бегах по этой же секте; из деревни Щетникова тоже есть в бегах несколько лиц. Из деревни Демидова Сергей Гаврилов и девка Анна Ильина. Сия последняя пропадала несколько лет, но недавно возвратилась в семейство и кажется для распространения вредного учения секты Странников. В самом селе Вичуге проживают два закоснелых раскольника и вместе с тем пристанодержатели купец Васютин и крестьянин Дмитрий Михайлов. В приходе села Вичуги собраний для молитвы не бывает, но все раскольники, как явные так и тайные собираются или у знаменитого купца раскольника старика Миндовского в приходе села Хренова, или у купцов Кобелевых в приходе села Углец. Эти собрания бывают весьма многочисленны до 70 человек и более. Купцы Кобелевы сильно подозреваются также в укрывательстве и покровительстве бегунов. В деревне Ясино проживает главный совратитель и закоснелый в расколе Алексей Семенов, а в деревне Писцове Константин Иванов, довольно грамотный раскольник, то же занимается совращением в раскол Православных. Более других деревень заражены расколом деревни: Тиновотка, Ясино и Демидово. Вообще по словам Священника Беликова во всем приходе заметна большая холодность к Церкви, особенно с тех пор, как построена Единоверческая церковь купцом Морокиным в деревне Гольчихе. В деревне Демидове Ефим Соколов и сестра его, а также крестьяне г. Соломерецкого Ильины занимаются пристанодержательством и по слухам принимают у себя главных Наставников Страннического согласа.
7. Село Хреново.
Явных раскольников 39 душ обоего пола по Спасову Согласу.
В приходе села Хренова числится 5236 душ обоего пола. Вследствие убеждений Иоанна Беликова все три Священника были со мною откровенны и указали на 313 душ тайных раскольников по Спасову Согласу. Из них 32 лица обоего пола принадлежат к купеческому сословию и суть главные совратители и закоснелые раскольники. Из них самые вредные по своему влиянию купец Иван Миндовский с дочерью Афросиньею, брат его Дмитрий Миндовский со всем семейством и 3-й брат Андрей Миндовский. У старика Ивана Миндовского, одного из богатейших купцов в этой стороне, все явные и тайные раскольники собираются для молитвы во все праздничные дни. Более других деревень в приходе села Хренова заражены расколом деревни: Горки, Старая и Новая Гольчиха, Гари, Путковская и Ясино. В деревне Путковской раскольники собираются также у крестьянина Конона Осипова. В деревне Гольчихе в начале 1850 года была выстроена купцом Морокиным с разрешения Высшего Духовного Начальства Единоверческая церковь. - Все, что было мною сказано о бесполезности Единоверческих церквей, при описании Единоверческой церкви, Варнавинского уезда в селе Темте, должно быть в особенности применено к Единоверческой церкви в деревне Гольчихе, что нигде не произошло от этой уступки столько вреда сколько в этой стороне. Не должно забывать, что в 1800 году Митрополит Платон решился сделать это снисхождение раскольникам. Во 1-х по просьбе огромного числа старообрядцев, а во 2-х в уважение их слабости и в виде опыта в надежде, что со временем Единоверцы обратятся через это в Православие. - Здесь же по просьбе одного семейства купца Морокина не было причины дозволить этого разрешения, а кроме того дознано опытом, что никогда никто из Единоверия не переходил в Православие. Доказательством бесполезности Единоверческой церкви в Гольчихе служит еще и то, что Церковь существует уже два года, а ни один из раскольников не присоединился с тех пор к Единоверию и напротив того уже два семейства Православных: купец Коновалов и Галактион Миндовский причислились к этой Церкви с разрешения местного Епархиального Начальства, и кроме того три деревни: Ясино, Горки и Черняиха подавали уже просьбы Святейшему Правительствующему Синоду, о дозволении им присоединиться к Единоверию. Святейший Правительствующий Синод велел сделать справку - были ли крестьяне этой деревни прежде в расколе? - Благочинный Беликов постарался, чтоб Священники сделали верные справки и тогда по справкам оказалось, что все они суть Православные, или по крайней мере всегда числились таковыми и Св. Правительствующий Синод отказал им в просьбе и назвал даже их прошение греховным. - Вот каковы были следствия устройства Единоверческой Церкви в д. Гольчихе. Купец Морокин, будучи строителем этой церкви, надеялся кажется привлечь к ней Православных, т.е. числящихся Православными, а не настоящих раскольников, которые по духу своего учения, легко не поддаются и как было уже мною сказано, равно не терпят Единоверия и Православия. До сих пор только 4 купеческих семейства состоят прихожанами в Единоверческой церкви: Морокины и Клементьев, присоединившиеся из раскола, и Галактион Миндовский сын Ивана Миндовского и Коновалов, которые прежде были Православными; и эти-то 4 семейства имеют здесь свои фабрики, на которых работает большая часть крестьян нескольких приходов, повсюду засылают своих агентов и соблазняют Православных деньгами и другими выгодами к присоединению к Единоверию. В сущности же и Морокин и Клементьев и Галактион Миндовский суть раскольники, а не Единоверцы, потому, что они питают совершенное презрение к Единоверческому Священнику Розову ими же выбранному и держат его как говорится в черном теле, тогда как чтецы находящиеся при Церкви из крестьян, а не из духовного сословия пользуются их милостью и вниманием. Даже ключи от Церкви находятся не у Священника Розова, а по приказанию Морокина хранятся у крестьянина причетника. Священник Розов до того боится купца Морокина, что не смеет читать у себя дома ни одной книги, которая не при Патриархах Иове, Ермогене, Иоасафе и Иосифе, не смеет посетить Священника Православной церкви, или принять у себя, и кроме того не раз был вынужден выслушивать от него Морокина укорные и дерзкие слова без жалоб потому, что получает от него жалованье и боится вовсе лишиться места; хотя признавался мне, что был бы совершенно счастлив если бы его перевели куда-нибудь в Православный Приход. Священник Розов вместе с дьяконом получает 420 руб. ас. в год, не пользуясь уже никакими другими доходами, а причетник из крестьян один получает 400 руб. Вот каково положение Единоверческих Священников. Теперь мне остается только упомянуть о двух происшествиях в д. Гольчихе, в подкрепление всего мною сказанного. При освящении Единоверческой Церкви Дьякон села Введенского при многочисленном стечении публично был выведен купцом Морокиным из Церкви, в которой находился с позволения Архимандрита Единоверческого Высоковского Монастыря, совершавшего освящение. Хотя и было об этом происшествии произведено следствие, по которому открыты оскорбительные для Духовенства действия Морокина, но он по сие время не получил еще достойного наказания, откупаясь всегда деньгами от всех взысканий. Другой пример своевольства Морокина, не менее важный и служащий к явному соблазну Православных, также остался без последствий. - Купеческая жена Миндовская, состоявшая в приходе Хреновской церкви скончалась в Православии и мужем ее была уже сделана повестка, по которой жители разных сословий приглашались на отпевание тела жены его, в Хреновскую Церковь, но купец Морокин убедил его произвесть отпевание в Единоверческой Церкви, что и было исполнено Священником Розовым. - Благочинным Священником села Вичуги Иоанном Беликовым было донесено об этом Костромскому Епархиальному Начальству; но произведенное дознание остается без всякого дальнейшего движения в Духовной Консистории.*
(*О сих двух происшествиях докладной запиской известил я Г. Исправляющего должность Начальника Костромской Губернии).
Местная Земская Полиция находится совершенно под влиянием богатых купцов раскольников и всячески скрывает их противузаконные действия; Священники соседних приходов то же своей стороны часто имеют случай получать вспоможение от купцов, тайно состоящих в расколе и потому не смеют им прекословить. К сожалению и Костромская Духовная Консистория тоже им потворствует. Один только Священник Беликов находится с ними в борьбе и отстаивает Православную Церковь. Беликов рассказывал мне между прочим, что купцы, живущие близ с. Вичуги и в особенности Миндовские и Морокин пользуются покровительством Штаб-Офицера Корпусов Жандармов Подполковника Шевелева, который находится с ними в переписке и когда бывает у них, то всегда угощается великолепным образом. О дружбе г. Шевелева с Миндовскими я слышал ещё от купца Петра Подгорного в г. Плёсе. Кроме того Морокин, возвратившись однажды из Костромы, хвастался громко, что с Архимандритом Платоном он обделал все свои дела, и что он будто из человекоугодия благословил его при прощании раскольничьим крестом.
В доказательство изумительной дерзости раскольников я приведу здесь рассказ г. Менгдена Православного Вероисповедания. Он рассказывал мне, что его крестьянин Григорий Семенов богатый старик пришел к нему однажды просить о какой-то помощи и даже говорил, что будет вечно за него Бога молить, если он исполнит его просьбу. Менгден, подозревая его, что он тайно состоит в расколе, желал в этом убедиться и просил его с ним сесть за стол, но крестьянин отказывался, уверяя, что сделает всё что прикажет, но что этого не может сделать. Менгден настаивал и тогда Григорий Семенов сказал ему в глаза, что он считает всех так называемых Православных хуже псов, а потому не может разделить с ним трапезы. Ещё следует обратить внимание Духовного Начальства на следующие обстоятельства: не знаю, по какой причине приходорасходные книги Единоверческих церквей не подлежат никакой отчетности. Купец Морокин делая большие поборы в пользу Церкви, может очень легко поправить этими вкладами свои торговые дела в случае нужды и употребить таким образом во зло доверие легковерных прихожан. Несмотря на то, что приход Единоверческой церкви в Гольчихе, как я уже сказал состоит только из 4-х семейств, Церковь во время праздников всегда бывает полна, но только не раскольниками.
8. Село Новинское.
Душ в этом приходе 685 обоего пола. Раскол здесь вовсе не развивается и все прихожане усердны к Церкви; не смотря на то, что купец Морокин не раз подсылал в деревню Захарову уговаривать некоторых крестьян объявить себя давно состоящими в расколе и потом присоединиться к Единоверию. По уверению Священника тоже нет ни тайных, ни явных раскольников в приходе села Новинского. По своей ведомости он насчитал мне только 6 душ, которых можно подозревать в склонности к расколу, по непосещению ими Церкви и по небытности их у исповеди без всякой законной причины с давнего времени.
9. Село Углец.
Явных раскольников 27 душ обоего пола, из них 19 по Спасову Согласу и 8 по Секте Перекрещиванцов.
В приходе села Углец у 4-х Священников считается 4590 душ обоего пола. Из них по их указаниям, кроме явных раскольников, только 82 души тайно придерживаются раскола: 62 души по Спасову Согласу и 20 по Поморской секте. Купцы Кобелевы придерживаясь Спасова Согласа подозреваются также и в укрывательстве Странников. Купец Чесноков тоже тайно состоит в расколе по Секте Перекрещиванцов. Прежде у него бывали собрания раскольников, но в последнее время частые появления Чиновника особых поручений г. Министра Внутренних Дел Графа Стенбока в этих местах, заставили его прекратить эти сборища. Духом раскола заражены в этом приходе 800 душ, которые не бывают у Исповеди и чуждаются Церкви. Деревни Ликино, Никоновская, Косачево, Потекино, Гольцовка, Юсуповская и Большой Бор подозреваются в сношениях с бегунами. В деревне Потекине Евгений Евграфов может быть подозреваем в странноприимстве. В Косачеве староста Петр Николаев и крестьянин Григорий Андреев. В Гольцовке то же Алексей Максимов, у которого, кроме того, бывают собрания раскольников. В деревне Юсуповском брат бурмистра Григорий Михайлов и крестьянин Михаил Матвеев и в деревне Никоновской Андрей Степанов и Марья Андреева. Из деревни Большой Бор ушло 4 человека в странство; из деревни Боровитихи Андрей Степанов уходил в странство, но возвратился. Все сии сведения получил я в разных деревнях от крестьян. Главная же пристань странников и их Наставников у купца Абрама Петрова Кобелева в д. Ликино.
10. Село Шохна.
Явных раскольников 208 душ обоего пола Поповщинской секты.
К приходу села Шохны принадлежат 36 деревень разных помещиков и 16 душ крестьян Удельного ведомства. Большая часть деревень принадлежит гг. Болговскому, Рюминым и Корнилову. Всего в этом приходе 3700 душ обоего пола. Священника Иоанна Соколова я застал в нетрезвом виде, он сперва уверял меня, что других раскольников кроме тех, что известны Начальству, у него в приходе нет; но когда я решился наконец объяснить ему откровенно желание Правительства и цель моего приезда, то мне удалось разными доводами заставить его быть со мною откровенным. По его собственному признанию все те, которые в его книгах значатся не бывшими на Исповеди за нерачением, суть тайные раскольники и таковых в росписях у обоих Священников оказалось по счету 366 человек 144 мужеского пола и 222 женского. Эти 366 человек, не считая детей, чуждаются Православных, в Церковь разумеется не ходят и Священников удаляются. Иоанн Соколов между прочим объяснил мне, что более других деревень раскол развивается в деревнях Гаврилкове, Золотовке, Золотилове, Старостине, Максимкове и Букове, что в Максимкове прежде было завелись Хлысты, но теперь все перевелись, в Старостине были 2 или 3 человека Перекрещиванцов но и те умерли. Беглого попа, или такого человека, который исправлял бы у них эту должность, он не знает, а что слышал он, будто самые ревностные раскольники ездят на Исповедь в село Иваново Владимирской Губернии и в село Городец Нижегородской Губернии Балахнинского уезда, к своим попам, которые как кажется имеют там постоянное жительство. Некоторые крестьяне из деревень г. Болговского, объявили мне, что вотчина их господина должна скоро продаваться с аукциона, и что тогда они будут выкупаться в свободные хлебопашцы и получили уже на этот предмет в подарок часть денег, а именно 10 000 руб. сереб. от Кинешемского купца Миндовского, у которого близ Вичуги есть богатейшая бумажная фабрика; остальные же деньги обещал им Миндовской дать взаймы, когда будут приступать к выкупу. Крестьяне г. Болговского и в особенности раскольники знают Миндовского, потому, что ткут для его фабрики миткаль и китайку. Миндовской, этот знаменитый раскольник кажется Спасова Согласа или Нетовщины, что одно и то же, брат его перешел в Единоверие, а он остался в расколе и сильно покровительствует раскольникам. Когда я спрашивал о сем обстоятельстве Священника Иоанна Соколова, то он весьма удивился, что мне это известно и потом стал уверять меня, что Миндовской делает это единственно по добросердечию, без всяких других видов. Для молитвы крестьяне прихода села Шохны собираются в деревне Максимкове, у старика Михея, а в Золотовке у крестьянина Александра Васильева.