Народный Дом в Вичуге и инструкция архитектора Веснина

Dec 21, 2016 21:19

Народный Дом в селе Бонячках начал строиться в 1915 году на средства фабриканта и политика Александра Ивановича Коновалова по проекту архитектора Павла Малиновского. Но при Коновалове построить полностью здание не удалось и после революции уже в 1918 году достраивать здание взялось правление бывших коноваловских фабрик, пригласив для этого архитектора Виктора Веснина, будущего отца конструктивизма, строителя Днепрогэса и города Запорожья, президента Академии архитектуры СССР, который и до революции работал вместе с Малиновским.

Как выяснилось из нижеследующего документа, публикуемого впервые, Виктор Веснин работал в Бонячках в 1918 и 1919 годах, но затем из-за экономической разрухи работы на два с половиной года были прекращены. Летом 1922 года Веснин был вновь приглашён в Бонячки с целью "детального обследования состояния постройки Народного Дома в связи с перерывом строительных работ". Проделав необходимую работу Веснин подготовил доклад с результатами обследования и с инструкцией, как сохранить неиспользуемое здание. Также он начал писать "предварительные соображения" о достройке Народного Дома хотя бы для частичного использования.

Как известно, Народный Дом был полностью достроен к 1925 году.




Рисунок и эскиз архитектора Виктора Веснина.




Современный вид.



Доклад Правлению Боняченской Мануфактуры о состоянии здания Народного Дома на 25 июня 1922 г.
Архитектора В.А. Веснина.
По Вашему поручению мною произведено детальное обследование состояния постройки Народного Дома в связи с перерывом строительных работ в течение 2 ½ лет.

Данные осмотра подвала.

I. Помещения: нижний вестибюль, гимнастический зал, игральная комната, кегельбан, нижний буфет, уборные с примыкающими коридорами.
Бетонная подготовка под полы сильно повреждена во всех указанных помещениях: вздутие бетона доходит местами до 4 верш. и носит характер полуразрушенных сводов, образованных под давлением снизу. Периодическое пучение глиняного основания зимой при замерзании и опускание весной при оттаивании привело бетонную подготовку в полную негодность.
Повреждений от промерзания грунта под фундаментами стен столбов не наблюдается; арки, перемычки, перекрытие в сохранности. Дренаж не действует, у стен продольных и поперечных, в проемах стоит вода на 2 верш., в помещении спуска дренажа до ½ арш. Стены, потолки пропитаны влагой. Степень влажности характеризуется стоянием тумана на 1 - 1 ½ арш. от пола, что отчетливо видно при рефлектировании светом от потолка.

II. Помещение под главным вестибюлем в театр.
Бетонная подготовка (сделанная в 1918 г.) в коридорах вздулась незначительно, небольшие трещины в середине и местами у стен. В пониженной части (стоит вода на 4 верш.) подготовка разрушена, вздулась на 2-3 верш. Повреждений от более глубокого промерзания грунта не наблюдается, перекрытие в порядке. Сырость стен и общая влажность помещения такова же, как и в предыдущих помещениях.

III. Помещение под зрительным залом - буфет-столовая.
Бетонная подготовка (сделана в 1918 г.) повреждена незначительно в коридорах, в пониженной же части (стоит вода 4 верш.) повреждения значительные (вздулась на 3 верш.), за исключением пролёта к сцене. Перекрытие в порядке.

IV. Помещения кругом сцены: мужская уборная, мастерские, фойе музыкантов.
Повреждения подготовки со вздутием и крупными трещинами.

V. Котельная.
В каналах для труб отопления стоит вода, обмуровка котлов трещин не имеет, полы сильно повреждены, в стене, отделяющей от трюма, трещина без изменения с 1918 г.

VI. Помещение для топлива.
Повреждены полы (1919 г.), вздутие и трещины. Промерзание грунта под столбами, поддерживающими перекрытие, несомненно, в результате чего есть значительные разрушения в балках.

VII. В помещениях сторожа, парикмахерской и уборной артистов подготовка почти не пострадала.

Данные осмотра 1 и 2 этажей

Трещины в арках-перемычках стен, зафиксированные при обследовании в мае 1918 г., остались без изменения, тенденции к увеличению не замечается. В главных арках сцены, залитые в 1918 г., трещины дают волосное расхождение. Трещины над аркой к окну без изменений. Трещины в стенах у кружной лестницы, на фасаде главном и заднем без изменений.

Перекрытия подвала, первого и второго этажей в порядке, нигде не обнаруживает ни трещин, ни каких либо других повреждений (за исключением крайнего пролета перекрытия зала - к сцене). Стропила в порядке, провисания в зрительном зале не наблюдается. Крыша в порядке за исключением того, что временные отводы воды с крыши над зрительным залом убраны, и вся вода с этой части крыши попадает на открытые террасы верхнего этажа, а оттуда в коридоры 1 и 2 этажа, а также через вентиляционные отводы в зрительный зал. В результате чего, стены в указанных помещениях сыры и местами начали зеленеть, а в коридорах лужи воды и капель после дождей.

Железная кровля над зрительным залом в нескольких местах имеет незначительные пробоины, по-видимому, от пуль… Рамы, вставленные временно без навеса, плохо держатся, местами выпали. Остекление во всем здании значительно пострадало, явно от злого умысла и шалостей (в четырех рамах арьерсцены обнаружено похищение всех стекол с порчей переплетов и раскладок).

Заключение

Серьёзных повреждений в здании Народного Дома за время 1919-1922 г. в смысле прочности и устойчивости не произошло. Что касается сохранности, то в этом  отношении Народный Дом за перерыв в строительных работах пострадал. Благодаря тому, что здание не использовано, идёт постепенное разрушение того, что сделано: пришли в негодность полы подвала, сделанные до 1917 г.; попорчены, сделанные в 1918 и 1919 гг., страдает остекление, портятся рамы, сыреют стены без дренажа и вентиляции и т.д. Такова судьба недостроенных сооружений - постепенное разрушение. Чтобы Народный Дом избежал этой участи должны быть приняты меры в двух направлениях:

1)      Ограждения Народного Дома от внешних причин разрушения, климатических условий, особенностей грунта, злой воли и т.д., изложенные в нижеприлагаемой инструкции.

2)      Ограждение Народного Дома от внутренней причины его разрушения - его неиспользованности. Должны быть приняты меры к изысканию средств для скорейшего окончания и хотя бы частичного его использования, что единственно будет верным залогом его сохранности.

Инструкция
Меры охраны фундаментов от мороза
  1. Во всех подвальных помещениях, где имеются окна, к зиме остекление должно быть приведено в порядок.
  2. Проемы наружу зашиты тёсом с засыпкой опилками.
  3. Все отверстия в потолке, люки, лестничные проемы и т.п. должны быть тщательно зашиты и обсыпаны опилками.
  4. Должны быть поставлены временные печи в помещениях подвала, где их нет, а там где есть, они должны быть приведены в исправное состояние заблаговременно. Печи зимой должны протапливаться с таким расчетом, чтобы температура в подвале не падала ниже нуля.
  5. Желательна засыпка полов 1 этажа опилками, чтобы уменьшить теплопроводность перекрытий.
  6. На сцене, где нет перекрытия, подсыпка опилок у стен фундаментов должна быть особенно тщательно выполнена.
  7. В котельной и смежных с ней помещениях, где фундаменты особенно обнажены, должна быть сделана обсыпка опилками вне зависимости будут топиться времянками или нет, т.к. при отсутствии внимательного надзора и резких колебаниях температуры в помещении котельной нет гарантии, что фундаменты не будут затронуты.
  8. В здании (во всём к зиме) должно быть исправлено остекление и зашиты наружные проемы.
Меры охраны от сырости
  1. Должны быть безотлагательно поставлены отводы для воды с крыши над зрительным залом за пределы террасы.
  2. На террасах должны быть расчищены жёлобы, отводящие воду с неё, и в выводах поставлены лотки для охраны стены.
  3. Пожарные террасы у сцены должны быть покрыты железом.
  4. Необходимо немедленное исправление дренажа в подвале.
  5. Желательна скорейшая откачка воды из помещений под вестибюлем и под зрительным залом.
  6. Необходимо устроить сквозное проветривание подвала частичным открытием окон.
  7. Необходимо устроить сквозное проветривание в коридорах, примыкающих к зрительному залу для осушки их.
Меры общего характера по сохранению здания
  1. Необходимо окрасить крышу на портике главного фасада.
  2. Необходимо исправить железную трубу над помещением правой аудитории или снять её совсем и зашить отверстие в крыше.
  3. Необходимо проверить укрепление всех рам к колодам (рамы вогнаны и не имеют навесов).
  4. Желательно проверить котел отопления, не ржавеет ли от сырости, и принять меры, снять обмуровку, окрасить.

В заключение считаю своим долгом и обязанностью особенно настойчиво, как в 1918 г., так и теперь, указать Правлению, что местные условия грунта - пучение при замерзании и особенности конструкции самого здания (глубокие подвалы) - заставляют быть очень внимательными при охране фундаментов здания от мороза; только благодаря счастливому случаю - теплым зимам 1920 г. и 1921 г. Народный Дом, оставленный без достаточного отопления и без подогревания подвала, не пострадал, но без принятия указанных в инструкции мер могут произойти разрушения основания, гибельные для существования Народного Дома.

Архитектор В. Веснин
Бонячки 25 июня 1922

Несколько современных фотографий интерьеров.

Зрительный зал.











В Правление Бонячкинской Мануфактуры
Архитектора В.А. Веснина
Заявление
Прошу Правление дать распоряжение учинить со мною расчёт по произведённым мной работам по постройке Народного Дома, согласно договоров от 1918 г.. и 1919 г., заключенных Правлением со мною.

Причем считал бы справедливым при расчете учесть падение курса рубля с 1919 г., когда не по моей вине расчёт не был произведён, и принять коэффициент вздорожания мануфактуры 50000 как поправочный.

По данным Вашей Бухгалтерии мне причитается 26 500 р., что составит при коэффициенте 50000 - 1 325 000 000 р. или в дензнаках 1922 г. - 132 500 р., каковую сумму прошу утвердить к выдаче.

Архитектор В. Веснин
Бонячки 25 июня 1922 г.




Лестница.



Предварительные соображения о разбивке на очереди работ по достройке Народного Дома при условии его частичного использования.

Первая очередь.

Отделка 1 этажа передней части здания, включая вестибюль, библиотеку, читальную, чайную с буфетом и эстрадой, коридора между ними, частично лестницу из полуподвала.

Отделка полуподвала в части примыкающей к лестнице, включая сени, помещение для платья (рядом с лестницей) и устройство уборных (переделкой из предположенной дамской в две уборные мужскую и дамскую).

К первой очереди должны быть отнесены работы, непосредственно связанные с использованием, но необходимые для целостности и сохранности здания, и отчасти необходимые как подготовительные ко второй очереди.

Вторая очередь.
Отделка 2 этажа передней части здания, включая две аудитории, музей, коридор, парадную лестницу с примыкающими к ней помещениями, вторую служебную лестницу с уборными и курилкой.

Отделка полуподвала передней части.

(из черновика Виктора Веснина)




Фойе.




Вичуга, записки краеведа, 1922, Веснины

Previous post Next post
Up