Народный Дом в селе Бонячках начал строиться в 1915 году на средства фабриканта и политика
Александра Ивановича Коновалова по проекту архитектора
Павла Малиновского. Но при Коновалове построить полностью здание не удалось и после революции уже в 1918 году достраивать здание взялось правление бывших коноваловских фабрик, пригласив для этого архитектора
Виктора Веснина, будущего отца конструктивизма, строителя Днепрогэса и города Запорожья, президента Академии архитектуры СССР, который и до революции работал вместе с Малиновским.
Как выяснилось из нижеследующего документа, публикуемого впервые, Виктор Веснин работал в Бонячках в 1918 и 1919 годах, но затем из-за экономической разрухи работы на два с половиной года были прекращены. Летом 1922 года Веснин был вновь приглашён в Бонячки с целью "детального обследования состояния постройки Народного Дома в связи с перерывом строительных работ". Проделав необходимую работу Веснин подготовил доклад с результатами обследования и с инструкцией, как сохранить неиспользуемое здание. Также он начал писать "предварительные соображения" о достройке Народного Дома хотя бы для частичного использования.
Как известно, Народный Дом был полностью достроен к 1925 году.
Рисунок и эскиз архитектора Виктора Веснина.
Современный вид.
Доклад Правлению Боняченской Мануфактуры о состоянии здания Народного Дома на 25 июня 1922 г.
Архитектора В.А. Веснина.
По Вашему поручению мною произведено детальное обследование состояния постройки Народного Дома в связи с перерывом строительных работ в течение 2 ½ лет.
Данные осмотра подвала.
I. Помещения: нижний вестибюль, гимнастический зал, игральная комната, кегельбан, нижний буфет, уборные с примыкающими коридорами.
Бетонная подготовка под полы сильно повреждена во всех указанных помещениях: вздутие бетона доходит местами до 4 верш. и носит характер полуразрушенных сводов, образованных под давлением снизу. Периодическое пучение глиняного основания зимой при замерзании и опускание весной при оттаивании привело бетонную подготовку в полную негодность.
Повреждений от промерзания грунта под фундаментами стен столбов не наблюдается; арки, перемычки, перекрытие в сохранности. Дренаж не действует, у стен продольных и поперечных, в проемах стоит вода на 2 верш., в помещении спуска дренажа до ½ арш. Стены, потолки пропитаны влагой. Степень влажности характеризуется стоянием тумана на 1 - 1 ½ арш. от пола, что отчетливо видно при рефлектировании светом от потолка.
II. Помещение под главным вестибюлем в театр.
Бетонная подготовка (сделанная в 1918 г.) в коридорах вздулась незначительно, небольшие трещины в середине и местами у стен. В пониженной части (стоит вода на 4 верш.) подготовка разрушена, вздулась на 2-3 верш. Повреждений от более глубокого промерзания грунта не наблюдается, перекрытие в порядке. Сырость стен и общая влажность помещения такова же, как и в предыдущих помещениях.
III. Помещение под зрительным залом - буфет-столовая.
Бетонная подготовка (сделана в 1918 г.) повреждена незначительно в коридорах, в пониженной же части (стоит вода 4 верш.) повреждения значительные (вздулась на 3 верш.), за исключением пролёта к сцене. Перекрытие в порядке.
IV. Помещения кругом сцены: мужская уборная, мастерские, фойе музыкантов.
Повреждения подготовки со вздутием и крупными трещинами.
V. Котельная.
В каналах для труб отопления стоит вода, обмуровка котлов трещин не имеет, полы сильно повреждены, в стене, отделяющей от трюма, трещина без изменения с 1918 г.
VI. Помещение для топлива.
Повреждены полы (1919 г.), вздутие и трещины. Промерзание грунта под столбами, поддерживающими перекрытие, несомненно, в результате чего есть значительные разрушения в балках.
VII. В помещениях сторожа, парикмахерской и уборной артистов подготовка почти не пострадала.
Данные осмотра 1 и 2 этажей
Трещины в арках-перемычках стен, зафиксированные при обследовании в мае 1918 г., остались без изменения, тенденции к увеличению не замечается. В главных арках сцены, залитые в 1918 г., трещины дают волосное расхождение. Трещины над аркой к окну без изменений. Трещины в стенах у кружной лестницы, на фасаде главном и заднем без изменений.
Перекрытия подвала, первого и второго этажей в порядке, нигде не обнаруживает ни трещин, ни каких либо других повреждений (за исключением крайнего пролета перекрытия зала - к сцене). Стропила в порядке, провисания в зрительном зале не наблюдается. Крыша в порядке за исключением того, что временные отводы воды с крыши над зрительным залом убраны, и вся вода с этой части крыши попадает на открытые террасы верхнего этажа, а оттуда в коридоры 1 и 2 этажа, а также через вентиляционные отводы в зрительный зал. В результате чего, стены в указанных помещениях сыры и местами начали зеленеть, а в коридорах лужи воды и капель после дождей.
Железная кровля над зрительным залом в нескольких местах имеет незначительные пробоины, по-видимому, от пуль… Рамы, вставленные временно без навеса, плохо держатся, местами выпали. Остекление во всем здании значительно пострадало, явно от злого умысла и шалостей (в четырех рамах арьерсцены обнаружено похищение всех стекол с порчей переплетов и раскладок).
Заключение
Серьёзных повреждений в здании Народного Дома за время 1919-1922 г. в смысле прочности и устойчивости не произошло. Что касается сохранности, то в этом отношении Народный Дом за перерыв в строительных работах пострадал. Благодаря тому, что здание не использовано, идёт постепенное разрушение того, что сделано: пришли в негодность полы подвала, сделанные до 1917 г.; попорчены, сделанные в 1918 и 1919 гг., страдает остекление, портятся рамы, сыреют стены без дренажа и вентиляции и т.д. Такова судьба недостроенных сооружений - постепенное разрушение. Чтобы Народный Дом избежал этой участи должны быть приняты меры в двух направлениях:
1) Ограждения Народного Дома от внешних причин разрушения, климатических условий, особенностей грунта, злой воли и т.д., изложенные в нижеприлагаемой инструкции.
2) Ограждение Народного Дома от внутренней причины его разрушения - его неиспользованности. Должны быть приняты меры к изысканию средств для скорейшего окончания и хотя бы частичного его использования, что единственно будет верным залогом его сохранности.
Инструкция
Меры охраны фундаментов от мороза
- Во всех подвальных помещениях, где имеются окна, к зиме остекление должно быть приведено в порядок.
- Проемы наружу зашиты тёсом с засыпкой опилками.
- Все отверстия в потолке, люки, лестничные проемы и т.п. должны быть тщательно зашиты и обсыпаны опилками.
- Должны быть поставлены временные печи в помещениях подвала, где их нет, а там где есть, они должны быть приведены в исправное состояние заблаговременно. Печи зимой должны протапливаться с таким расчетом, чтобы температура в подвале не падала ниже нуля.
- Желательна засыпка полов 1 этажа опилками, чтобы уменьшить теплопроводность перекрытий.
- На сцене, где нет перекрытия, подсыпка опилок у стен фундаментов должна быть особенно тщательно выполнена.
- В котельной и смежных с ней помещениях, где фундаменты особенно обнажены, должна быть сделана обсыпка опилками вне зависимости будут топиться времянками или нет, т.к. при отсутствии внимательного надзора и резких колебаниях температуры в помещении котельной нет гарантии, что фундаменты не будут затронуты.
- В здании (во всём к зиме) должно быть исправлено остекление и зашиты наружные проемы.
Меры охраны от сырости
- Должны быть безотлагательно поставлены отводы для воды с крыши над зрительным залом за пределы террасы.
- На террасах должны быть расчищены жёлобы, отводящие воду с неё, и в выводах поставлены лотки для охраны стены.
- Пожарные террасы у сцены должны быть покрыты железом.
- Необходимо немедленное исправление дренажа в подвале.
- Желательна скорейшая откачка воды из помещений под вестибюлем и под зрительным залом.
- Необходимо устроить сквозное проветривание подвала частичным открытием окон.
- Необходимо устроить сквозное проветривание в коридорах, примыкающих к зрительному залу для осушки их.
Меры общего характера по сохранению здания
- Необходимо окрасить крышу на портике главного фасада.
- Необходимо исправить железную трубу над помещением правой аудитории или снять её совсем и зашить отверстие в крыше.
- Необходимо проверить укрепление всех рам к колодам (рамы вогнаны и не имеют навесов).
- Желательно проверить котел отопления, не ржавеет ли от сырости, и принять меры, снять обмуровку, окрасить.
В заключение считаю своим долгом и обязанностью особенно настойчиво, как в 1918 г., так и теперь, указать Правлению, что местные условия грунта - пучение при замерзании и особенности конструкции самого здания (глубокие подвалы) - заставляют быть очень внимательными при охране фундаментов здания от мороза; только благодаря счастливому случаю - теплым зимам 1920 г. и 1921 г. Народный Дом, оставленный без достаточного отопления и без подогревания подвала, не пострадал, но без принятия указанных в инструкции мер могут произойти разрушения основания, гибельные для существования Народного Дома.
Архитектор В. Веснин
Бонячки 25 июня 1922
Несколько современных фотографий интерьеров.
Зрительный зал.
В Правление Бонячкинской Мануфактуры
Архитектора В.А. Веснина
Заявление
Прошу Правление дать распоряжение учинить со мною расчёт по произведённым мной работам по постройке Народного Дома, согласно договоров от 1918 г.. и 1919 г., заключенных Правлением со мною.
Причем считал бы справедливым при расчете учесть падение курса рубля с 1919 г., когда не по моей вине расчёт не был произведён, и принять коэффициент вздорожания мануфактуры 50000 как поправочный.
По данным Вашей Бухгалтерии мне причитается 26 500 р., что составит при коэффициенте 50000 - 1 325 000 000 р. или в дензнаках 1922 г. - 132 500 р., каковую сумму прошу утвердить к выдаче.
Архитектор В. Веснин
Бонячки 25 июня 1922 г.
Лестница.
Предварительные соображения о разбивке на очереди работ по достройке Народного Дома при условии его частичного использования.
Первая очередь.
Отделка 1 этажа передней части здания, включая вестибюль, библиотеку, читальную, чайную с буфетом и эстрадой, коридора между ними, частично лестницу из полуподвала.
Отделка полуподвала в части примыкающей к лестнице, включая сени, помещение для платья (рядом с лестницей) и устройство уборных (переделкой из предположенной дамской в две уборные мужскую и дамскую).
К первой очереди должны быть отнесены работы, непосредственно связанные с использованием, но необходимые для целостности и сохранности здания, и отчасти необходимые как подготовительные ко второй очереди.
Вторая очередь.
Отделка 2 этажа передней части здания, включая две аудитории, музей, коридор, парадную лестницу с примыкающими к ней помещениями, вторую служебную лестницу с уборными и курилкой.
Отделка полуподвала передней части.
(из черновика Виктора Веснина)
Фойе.