А.Ф. Морокин, Поездка в Крым и Константинополь (в 1906 г.). Часть 12

May 15, 2014 11:43

12. В Одессе (17 октября 1906 г.)

Утром 17 октября тот же самый ветер, море и небо серое. В Одессу придем около 4 часов пополудни. В 3 часа в дымке показалась Одесса; она стоить не на горе, а на ровном месте и с моря не очень красива. В 1874 году я был в Одессе, с тех пор многое в ней переменилось, на рейде построены новые молы, элеватор, железная дорога по берегу, с которой хлеб грузят на пароходы прямо из вагонов. Приехав, первым долгом пошел в соборную церковь. Собор великолепный, построен базиликой, два ряда громадных беломраморных колонн, разделяют его на три части; иконостас и все в соборе сделано из мрамора, алтарь вроде того, как в храме Спасителя в Москве, т. е. устроен в кувуклии. Стенной живописи немного, также немного и икон византийской живописи. Проехал по улицам города. Улицы широкие и все почти обсажены белыми акациями, весь город вымощен плитами из камня. есть красивый театр на Бульварной площади; побывать в нем не пришлось; говорят, он очень хорошо отделан внутри; снаружи фигурная архитектура смешанных стилей. Одесса резко отличается от Константинополя. Вместо темных, грязных улиц турецкой столицы, здесь широкие, чистые; вместо торговых лачужек, кой чем торгующих, большие магазины с громадными зеркальными окнами, с роскошными товарами, освещенными электричеством. Константинополь против Одессы это старуха, одетая в будничное платье, против разодетой в роскошный наряд молодой женщины; Одессу называют столицей юга. К сожалению, из разговора торговых людей я узнал, что Одесса едва ли может двинуться вперед, по следующим причинам: город Одесса, рос не по дням, а по часам, корабли ходили в Одесский порт чуть ли не со всего света, жители молодого города постоянно умножались, существовало порто-франко, оно особенно содействовало в свое время росту и богатству молодой столицы юга; свозились со всех сторон различные товары, открывались конторы, банки и прочие промышленные учреждения. Гавань наполняли сотни кораблей, пароходов; торговая жизнь била ключом. Город по богатству и благоустройству делался европейским уголком; капиталисты, т. е. денежная аристократия города возводили на главных улицах богатые палаты, - дворцы. Укрепившиеяся силы России на Черном море, способствовали расширению торговли. В Одессе, скоро развилась хлебная торговля; десятки миллионов пудов зерна со всей южной России стекались в молодой город. Иностранный суда привозили в обмен хлеба разные фабричные изделия: вина, кофе, хлопок и прочие товары; администраторы города вроде графа Воронцова, люди талантливые и искренно желающие добра России и городу, видя развивающуюся торговлю, устроили первоклассный порт и пр. Таким образом шли десятки лет, город разрастался, богател, ничто не мешало его благосостоянию. Крымская кампания остановила деятельность города, но не надолго, чтобы после того вновь с усиленной поспешностью начать свои операции. На окраинах города появились заводы, фабрики, мельницы, затем появилось русское торговое пароходство, открывшее путь в кавказские порты, в Турцию и далее. Город все рос во всех отношениях; при обильном вывозе хлеба, оставалась в городе масса денег. Турецкая война 1877 года не остановила деятельности порта и города, торговый флот частью преобразился в военные крейсера и транспорты, и на них наши моряки нередко побеждали турецкие военные суда. После войны столица юга, опять расцвела коммерческой жизнью, русский торговый флот усилился, проложил пути в порты Средиземного моря, Грецию и Египет, а затем завязались сношения и с Дальним Востоком, туда отправлялась мука, сахар, спирт и мануфактура. Сибирской дороги тогда еще не было, а потому Дальний Восток получал все морским путем, все товары отправлялись чрез Одессу. Одесса шла к развитию исполинскими шагами, южно русская промышленность жила самой цветущей жизнью, в порте грузили и работали, как говорится, не покладая рук, день и ночь, морские суда и пароходы грузились десятками-сотнями. Времена изменились в неблагоприятном для Одессы направлении, торговое значение Одессы в настоящее время находится, так сказать, на точке замерзания, далее торговые операции едва ли будут усиливаться, едва ли Одесса будет иметь прежнее значение, в смысле экспорта товаров на Дальний Восток и Сибирь. Товары, шедшие прежде на Дальний Восток почти все через Одесский порт, в настоящее время идут прямо Россией по железной дороге, а потому юг лишается экспорта тех товаров, которые пройдут прямо из России и через Сибирь. Конечно от этого нельзя ожидать совершенного падения Одессы, как поставщика товаров на Дальний Восток; она останется всегда столицей юга и не утратит своего значения, только, нужно полагать, что уменьшится ее торговля, какая была раньше до открытая сибирской железной дороги, Одесса, это Петербург в миниатюре: широкие, правильно распланированные улицы, обсаженные белыми акациями тротуары, это придает городу веселый вид. Улицы мощеные камнем, обделанным в виде кирпича, устраняют грязь, так присущую нашим многим, даже губернским городам; на окраинах имеются сады; хорош из них сад Александра Второго, где стоит его памятник на насыпанном холме. Особенною оживленностью отличается Дерибасовская улица, там всегда много публики, в числе, которой масса еврейских физиономий; евреев, как говорят, почти полгорода: 250 тыс. человек. Магазины блестят электрическим огнем и изукрашены выставленными изящными и дорогими товарами. Словом сказать, Одесса производит очень приятное впечатление своим благоустройством, своей щеголеватостью. Я поехал из Одессы с курьерским поездом, который отходит в 8½ часов вечера. Часов в 10½ утра был в Киеве. К сожалению поезд здесь стоит мало времени, а потому я не успел побывать в этом пращуре русских городов. На утро около, 12 часов дня я уже был в родной Москве.

путешествие, туризм, 1906, Морокин

Previous post Next post
Up