Соймицы, дом Муратова

Mar 20, 2014 03:02

Палехский район

29 сентября 2012






Мастер, создавший этот ажурный дом, - Муратов Константин Кузьмич. О нём ещё пойдёт речь впереди.



На доме вырезана дата - 1960 году. Это год постройки дома. Само узорочье хозяин дома создавал ещё два года.



Рядом с домом - резной гаражик!



А так дом выглядел 8 января 2006 года.


















Хозяйка дома - Алевтина Николаевна.






Через дорогу - новый дом сына Муратова, Евгения.









Семья сына (2013).


О доме Муратова впервые я узнал из книжки ивановского публициста Игоря Антонова "Жив ли дух в Отечестве моём?", изданной в 1995 году. Приведу полностью текст, посвящённый мастеру Муратову (четыре следующие фотографии, которые сопровождают текст, добавлены мною: первая моя, три остальные - из интернета):

"Приносить людям радость - таким даром обладает и Константин Кузьмич Муратов, житель села Соймицы, соседнего с Пестяками Палехского района. Изготовленные его руками наличники, карнизы, фронтоны, фризы украшают не один десяток домов округи. Смотришь на них и чувствуешь, как у тебя теплеет на душе. Такое ощущение бывает во время встречи с истинной красотой.

По специальности Муратов, или как его любовно называют односельчане «Кузьмич», - животновод. Днем он работает на ферме местного колхоза «Рассвет», а по вечерам подолгу засиживается в своей маленькой уютной мастерской. Строгает, долбит, выпиливает. Владея всеми видами резьбы - рельефной, объемной, сквозной и плоской, он всякий раз стремится довести задуманный узор до совершенства. А оценка своей работе у него одна: «Чтобы приглянулась людям».

По признанию самого Кузьмича, основу, ткань рисунка он, как правило, черпает в каждодневном общении с природой. И действительно, вглядываясь в только что вышедшие из-под его рук резные доски, видишь на них то звезды, напоминающие морозные узоры на окне, то хоровод витиеватых завитков, похожих на луговое разноцветье... Встречаются в работах резчика и иные образы, что-то вроде огненной жар-птицы, голосистого петушка и волшебной Золотой рыбки. И тех же якушинских Берегинь, львов и птиц. Это идет как от образов, созданных в дереве мастерами-корабельщиками, так и от русских сказок, которые Муратов обожает с детства.

А прошло оно у него в селе, привольно раскинувшемся на перекрестке дорог на Палех, Лух и Пестяки - издравле известных как центров художественных промыслов. Люди в этих местах жили небогато. Зато избы возводили с большим вкусом, каждую на свой манер и обязательно с резьбой по лицу. Наличники были, точно кокошники на красных девицах. Один набор лучше другого. С той поры много воды утекло, сменилось не одно поколение. Однако и у современной молодежи осталась тяга к украшательству своих домов. И нужно было возрождать кому-то былое искусство. Пробовали многие. А к руке оно больше всего пришлось Кузьмичу. Вначале покрыл деревянным кружевом свой дом - понравилось. Потом соседу. А после от желающих не было отбоя.

- Только наличников не один десяток за последние годы сделал, - признался Муратов.

- И все разные?

- Приходится, конечно, иной раз идти на поводу у заказчика, - говорит мастер. - Копировать тот или иной рисунок. Однако и в этом случае я стремлюсь привнести в него что-то свое, отвечающее моим собственным представлениям о красоте.

И сейчас пройдешь по улице села и залюбуешься избами. Чарует здесь каждая из них, искусно украшенная замысловатыми кружевами. Фронтоны и наличники, веранды и мезонины, окна и калитки отделаны умелыми руками мастера, обладающего, чувствуется, добрым вкусом. Причем каждый дом украшен самобытно.

И кудесник этот, превративший обычное село в сказочный уголок, - К. К. Муратов.

А центром, прелюдией этой сказки - дом самого Кузьмича. Невелик он у него, зато стоит как терем, что художники рисуют в детских мультфильмах и книжках. Смотришь не насмотришься на деревянные узоры и кружева, сплошь покрывающие его стены, углы, двери, фронтон.

- Долото, ручной станок с пилкой - вот и весь мой инструмент, - рассказывает Муратов.

Кафе в Константиново (2013).



Слава об искусном резчике вскоре разлетелась не только за пределы района, а и области. Когда на родине Сергея Есенина в селе Константиново стали возводить кафе на манер трапезной, богато украшенной резьбой по дереву, и встал вопрос, кому доверить сложную работу, двух мнений не было - Муратову. Самобытный мастер оправдал надежды специалистов. Сидел над ответственным заказом, считай, с год и сработал, что надо.

Ресторан "Сказка" в Киржаче.



Приехал из Константинова, а к нему с новым предложением - принять участие в строительстве ресторана-терема «Сказка» на дороге Владимир-Москва. Необходимо было в короткий срок покрыть резьбой доски общей длиной что-то более двух тысяч метров. Причем семи видами рисунков. И с этим делом справился с честью. А сейчас на счету его уже несколько украшенных резьбой общественных зданий, в том числе столовая в селе Палех. Работая над резьбой для нее, он отдал все свое умение, весь жар своей души - ведь творил для своих земляков - высоких знатоков и ценителей искусства.

Столовая в Палехе.



В селе-академии мне приходится бывать часто. Идешь мимо нарядной, покрытой тонким деревянным кружевом столовой и невольно придерживаешь шаг. Приостанавливаются и другие прохожие, в особенности туристы. Встреча с прекрасным для всех желанна. Я набюдал за ними. И у всех в глазах прочитывал одно: восхищение."

Ресторан "Сосны" в Иваново, который также оформлял Муратов.



В упомянутой книге была фотография мастера на фоне дома:



Первый раз в Соймицах мы оказались 2 июля 2003 года. Я впервые сфотографировал дом, а также некоторых его обитателей.

Жена Муратова.



Сноха Муратова.



Внучки Муратова.



Самого хозяина в тот день не было дома.
В конце лета, 27 августа 2003 г., мы вновь посетили Соймицы, чтобы подарить напечатанные к тому времени фотографии. В этот раз Константин Кузьмич оказался дома.



Вот такой своеобразный домашний вид мастера - публикую впервые.



Кстати, в благодарность за фотографии он угостил нас баночками своего мёда и своей сметаны. Это было объеденье!




При подготовке данного материала я обнаружил в интернете видеорепортаж ивановских журналистов, в которой узнал новые подробности биографии Муратова:

"До 1949 года судьба Константина Муратова складывалась как у множества его сверстников: родился, учился, пошел в армию. Служил в Польше. Именно тогда у молодого парня обнаружили туберкулез позвоночника и отправили на родину, в ивановский госпиталь на лечение. Два с половиной года юноша не вставал с постели, но не отчаивался. Молодость брала свое. Появились друзья. Один из них научил его фотографии. А там благодаря докторам и силе воли начал потихоньку ходить. Вернулся в родной Палехский район, женился и поставил дом в Соймицах. Днем работал животноводом в местном колхозе, а вечерами занимался резьбой по дереву."

Были показаны в этом репортаже и фотографии Муратова из семейного архива:



В ОБД "Мемориал" можно обнаружить, что среди погибших в Великую Отечественную войну ряд Муратовых - уроженцы д. Соймицы и соседних деревень Городилово и Починок. То есть Муратовы - коренная фамилия данной местности.

А на ресурсе "Подвиг народа" среди награждённых медалью "За боевые заслуги" имеется некий Муратов Кузьма Иванович, 1905 года рождения, призванный Палехским РВК. Возможно, это отец мастера.

К сожалению, в январе 2011 году Муратов Константин Кузьмич умер.
Вот ещё одна фотография, обнаруженная в интернете:



В упомянутом репортаже сосед Муратова утверждает, что Константин Кузьмич в Константиново украсил резьбой дом Есенина. Может быть, сосед перепутал с кафе. А может быть, Муратов, действительно, попутно украсил резьбой и дом Есенина?

Дом Есенина (2013)


27 августа, 29 сентября, 2 июля, 8 января, Ивановская область, фото 2012, фото 2006

Previous post Next post
Up