Введение
Деревня Рожство Вичугского района ныне хорошо известна благодаря созданной здесь в последние годы эко-усадьбе - туристического спортивно-развлекательного центра, специализирующегося на проведении соревнований по стендовой стрельбе.
Заглянем в историю Рожства и познакомимся с его владельцами из рода Еропкиных, которым принадлежало Рожство с первой половины 18-го века до второй половины 19-го века. Среди них мы встретим и елизаветинского министра, и приёмного сына московского генерал-гебернатора, и подругу детства Натальи Гончаровой...
Часть 1.
Президент Ревизион-коллегии.
Первый известный владелец вотчины, в состав которой входила деревня Рожство, был Василий Михайлович Еропкин (1698-1761+). Пока не известно, получил ли он лухскую вотчину (тогда Рожство, так же как и Вичуга входили в состав Луховского уезда) за службу или она досталась ему от отца. Его отец был стольником царевны Прасковьи Фёдоровны (жены царя Ивана V), затем самого Петра I.
Василий сначала тоже был на службе у царевны Прасковьи Фёдоровны, пройдя путь от пажа до управляющего «домом и деревнями» царицы. После смерти Прасковьи Фёдоровны в 1723 году его именным указом утвердили «в правлении дому и деревень при Их Высочествах государынях царевнах». При Екатерине I Василий Еропкин служил при дворе камергером, затем гофмейстером.
Пик карьеры Еропкина пришёлся на царствование Елизаветы Петровны. Императрица с детства знала своего управляющего и имела представление о его деловых и личных качествах.
В 1743 году она назначила его вице-президентом, а с 1753 года президентом Ревизион-коллегии. В то время коллегиями называли ведомства, которые в будущем стали именоваться министерствами. Ревизион-коллегия занималась контролем расходывания государственной казны (в современной России подобное ведомство называется Счётной палатой). В этой «министерской должности» Василий Еропкин пребывал до 1761 года. Возможно, в этот год он умер или был снят с должности после смерти Елизаветы Петровны.
Василий Михайлович Еропкин был крупным вотчинником. В 1753 году он владел почти 1,5 тысячью душ в десяти уездах. В Луховском уезде (то есть в вотчине, включающей д. Рожство) у него было 140 душ. Кроме того, Еропкин владел двумя большими домами, которые он построил в Петербурге и Москве. Расскажем о них подробнее.
Дом на Английской набережной в Петербурге
В Петербурге «двухэтажные, на подвалах, каменные палаты» по «образцовому» проекту Еропкин построил ещё в 1738 году. После его смерти дом унаследовали сыновья - поручики Иван и Николай Еропкины. В 1763 году они продали дом шотландскому купцу Куку. Затем было ещё несколько владельцев. Например, с 1811 по 1839 год дом принадлежал Марии Нарышкиной, фаворитке Александра I, красота которой, по воспоминанию современника, «была до того совершенною, что казалась невозможною, неестественною». В 1825 году дом фаворитки был отделан за казённый счет.
Следующие владельцы продолжали вносить свои новшества: в частности, парадный вход был смещён вправо, изменён лицевой фасад, во дворе пристроен флигель. С начала 1890-х годов хозяйкой дома стала знаменитая княгиня Тенишева, коллекционерка русской старины и меценатка. Она была ученицей Репина. Позднее Репин написал её портрет.
В части дома, которая выходила на Галерную улицу, Мария Тенишева оборудовала мастерскую, открыв здесь в 1894 году бесплатную рисовальную школу, руководителем которой стал Илья Репин. В 1898 году архитектор Сабанеев надстроил в здании студии третий этаж, устроив для учащихся класс с верхним светом.
Именно в Тенишевскую студию к Репину в конце 1899 года приехал учиться из-под Вичуги самобытный художник Ефим Честняков. Таким образом, в доме, построенном владельцем Рожства (а значит и на средства от оброка, а возможно и с участием, крепостных лухской вотчины), спустя полтора века стал учиться на средства вичужан и кинешемцев бывший учитель начальной школы вичугского села Углец.
Проучился в Тенишевской студии Ефим Честняков два с половиной года. В 1902 году Тенишева прекратила финансировать студию и она закрылась. После смерти мужа княгиня подарила дом своей дочери от первого брака. Муж дочери, барон Остен-Сакен, был страстным игроком. Видимо, сильно проигравшись, он в этом доме покончил жизнь самоубийством. Затем дом приобрела Мария Чаплиц, которая дом со стороны Английской набережной надстроила и переделала фасад (в таком виде он существует до сих пор). В 1926 - 1939 годах помещения в бывшем еропкинском особняке арендовало польское консульство. После его закрытия на чердаке нашли около 200 работ учащихся тенишевской школы. Судьба этих работ не понятна: наверняка там были и неизвестные картины Ефима Честнякова.
Дом на Софийской набережной в Москве
Когда Василий Еропкин стал министром (президентом Ревизион-коллегии), он решил и в Москве обзавестись собственной недвижимостью. Еропкин приобрёл участок на Софийской набережной (аккурат напротив Кремля) и построил здесь большой трёхэтажный дом. В 1776 году усадьбу купил отец Платона Зубова, будущего фаворита Екатерины Великой (любопытно, что век спустя внук Платона Зубова, тоже Платон Зубов, женится на Вере Плаутиной, родовые земли которой находились в Писцово, по соседству с вотчиной Еропкиных). Благодаря тому, что дом, построенный Еропкиным, находится напротив Кремля, он оказался несколько раз запечатлённым в панорамах Замоскворечья. Самое раннее известное изображение относится к 1797 году - на гравюре с рисунка Делабарта.
А самое раннее фотоизображение бывшего дома Еропкина относится к 1856 году. По рисунку и фото видно, какие изменения произошли за 60 лет. К еропкинскому дому была сделана пристройка со двора, а перед парадной частью создан партер.
Более существенные изменения произошли всего через 7 лет. В 1860 году дом и участок был куплен для размещения в нём женского Мариинского училища, готовившего гувернанток и домашних учительниц. Слева от фасада была сделана трёхэтажная пристройка. На первом этаже разместилась училищная больница, а на верхних двух этажах - Богородицкая церковь, которая была освящена в апреле 1863 года.
В начале 20 века училище давало образование, близкое к высшему. Преподавали в нем профессора Московского университета, а музыке учили - профессора консерватории. С 1894 по 1901 гг. здесь работал штатным преподавателем (теории музыки) Сергей Рахманинов. То есть он начал здесь работать сразу после второго лета, проведённого в Вичугском крае. Известно шесть песен Рахманинова для женского хора и фортепиано, написанные им для Мариинского училища в 1895-1896 гг.
Одна из воспитанниц училища так вспоминала о Рахманинове: «Несмотря на то что занятия с нами тяготили его, он любил нашу молодежь, живо интересовался жизнью училища, работой других педагогов, успехами учащихся, бывал на всех открытых музыкальных вечерах и даже сам непосредственно участвовал в нашей музыкальной жизни, аккомпанируя нашему хору.»
Любопытное совпадение: в то время, когда в питерском доме, построенном Василием Еропкиным, учился Ефим Честняков, в московском доме Еропкина преподавал Сергей Рахманинов. И все трое связаны с Вичугским краем: один владел здесь родовой вотчиной, другой несколько лет учительствовал в селе Углец, третий два лета в Каменке давал уроки музыки Александру Коновалову.
Добавим, что в советское время в здании бывшего Мариинского училища размещалась элитная школа №19, в которой учились дети руководящих работников из знаменитого «Дома на набережной» («Дома правительства»).
В следующей части мы расскажем о внуке Василия Еропкина, приёмном сыне московского главнокомандующего (то есть генерал-губернатора).