Современная концепция просветления, осознанность абстрагирования и самоотождествление

Oct 05, 2012 23:37

Тема просветления. Наверное одна из самых загаженных эзотерикой областей. И если рационально разобраться, то можно прийти к выводу, что единственный ответ на вопрос "зачем 2,5тыс лет во всех традициях существовали священные линии передачи?!" будет ответ: "это настолько всё перед глазами, что указать не на что. Оно есть всегда. В этом и кроется сложность".

Сначала, 5 подходов к проработке самоотождествления:

1. Альфред Коржибски: «Наука и Сознательность» ( <-- здесь про осознанность абстрагирования )
2. Олег Линецкий: «Очень краткое введение в пробужденное интегральное видение :)))», «Открытое письмо Кену Уилберу» (+ в комментах к той статье -- мой мейндмэп по состояниям сознания, для разбора что чему соответствует)
3. Стивен Волински: «Что есть перед Я ЕСТЬ»
4. Олег Матвеев: «Гностический Интенсив»
5. Кен Уилбер: «Я-естьность», «Космическое сознание, диск 4»


В принципе, все эти подходы об одном, но немного с разных перспектив. Зачем это? Цимус в следующем: Если упорядочить то как происходит абстрагирование/мышление/восприятие в разных состояниях сознания и какие выводы о самотождественности возможно сделать, "впервые" осознав эти состояния, то можно нарисовать шкалу:
  1. Бодрствование, физическая реальность. Созерцая физическое тело, люди склонны самоотождествляться с ним, с грубой формой, своей тушкой;

    Хотя это просто восприятия своей тушки и ощущений физических объектов. Тело -- оно-же полностью обновляется раз в 7 лет и ни единой клеточки тела не остаётся. Получается 2 абсолютно-разных человека. А за 35 лет -- 5 абсолютно-разных людей :-). Так что можно самоотождествляться с тушкой, можно не отождествляться.

  2. Сон, воображение. Созерцая воображение, люди склонны самоотождествляться с абстракциями, своим представлением о себе;

    Хотя это просто абстрагирование каких-то образов, идей, эмоций и т.д, и они могут возникать сами по себе. Можно отождествляться с этим, можно не отождествляться.

  3. Глубокий сон, каузальное состояние сознания, осознание внимания. Созерцая внимание, люди склонны самоотождествляться со "свидетельствованием", вниманием (и возможно с ЭГО, точкой зрения, желаниями, устремлениями, побуждениями, ощущением "я есть" и т.д.);

    Хотя это просто направление абстрагирования/мышления/восприятия. Осознание того "как оно направляется". И здесь одновременно может возникнуть осознание что внимание порой как-то... не очень управляемо. Само может залипать куда-то, а может не залипать.

  4. В 4ом состоянии сознания ("турия", "вне ума"), люди склонны говорить либо "меня нету", либо "я ни то ни сё", Neti-Neti, "всё само осознаётся", "трансцендентные Я", "пустое множество :-D";

    Возможно, появляется осознанность, что ярлык "Я" -- это просто ярлык, который возможно прилепить к какой-угодно абстракции, и что само абстрагирование/мышление/восприятие -- что оно может происходить само по себе. А может не происходить (вспоминаем Экхарта Толле с состоянием безмыслия). Именно в этом состоянии человек впервые полностью растождествляется со своей точкой зрения и даже с ЭГО -- поэтому про это состояние ещё говорят что оно безличное. Осознаётся  произвольность выбора что считать "Я", "не-Я", "Моё", "не Моё".

    И именно в этом состоянии внимание полностью и равномерно деконцентрировано на всём пространстве восприятия (звуки, зрение, осязание, и даже мысли-образы...) -- на всём процессе абстрагирования. Оно никуда навязчиво не направляется, поэтому деконцентрировано.

  5. В 5ом, недвойственном состоянии ("туриятита"), люди склонны говорить что "они ни то ни сё и всё сразу одновременно", "имманентные-трансцендентные Я", "универсум :-D";

    Возможно, появляется осознанность, что собственно сам процесс абстрагирования/мышления/восприятия -- он недвойственный, цельный, единый, и разделение на субъект и объект восприятия -- это элементалистская привычка и проецирование субъектно-предикатной структуры человеческого языка на окружающий мир. Осознание что нет никакого "Я" отдельного от восприятий/мышления/абстрагирования, и нет никаких восприятий/мышления/абстрагирования отдельных от "Я".


И собственно просветлением, в самых разных учениях, как раз и считается пробуждение в 4 или 5 состояниях сознания и делание структурно-корректных выводов из этого. Осознание всех вышеперечисленных аспектов абстрагирования/мышления/восприятия и бредовости самоотождествления. ( Кому не понравится что я написал, может свериться вики =) )

И тут стоит в добавок рассказать про один интересный момент: Какой уровень осознанности в отношении "что из этих состояний осознавать/абстрагировать, какие выводы делать". Человек с дорациональным мышлением, который только-что верил в то что он верил, его описание состояний и выводы будут отличаться от рациональных и пост-рацональных. Поэтому важным дополнением к теме будет упоминание следующих тем:
1. Баляев: Спиральная Динамика (+ решётка Уилбера-Комбса в конце)
2. Кен Уилбер, Томас Китинг (этого чела не смотреть): Фильм «Будущее Христианства (2010)» ( часть фильма про стадии, состояния и решётку Уилбера-Комбса)
3. Кен Уилбер: Интегральная Пост-Метафизика. Карта точек зрения.

Ради чего всё это?
Гибкое зрелое осознанное мышление.

Почему просветление считалось чем-то мифическим?
Коржибского не читали. А кто читал - может быть не разобрался с состояниями. А кто разобрался -- может быть недоразобрался "а что эти просветлённые имеют ввиду."

Всё так просто. Да. И никакой тайны просветления. И без эзотерики. Кто реально разберётся -- рекомендую с новым пониманием послушать что говорят всякие и тот-же Уилбер в роликах -- доставит много радостных эмоций :-)

Бонусом кидаю милый видос по теме сознательности:

image Click to view

практика осознанности

Previous post Next post
Up