Судья конкурса - Анатолий Слесаренко ( Дубна, 03.11.2013 )
На одном из собраний шахматных композиторов в Москве Валерий Сурков попросил меня стать судьей конкурса составления двухходовых задач, посвященный 45-летию со дня рождения его брата Руслана, рано ушедшего из жизни. Валерий несколько раз говорил мне до этого, что мое личное творчество в этом жанре соответствовало мировоззрению его брата, что ему нравился мой подход к развитию двухходового жанра. Учитывая это обстоятельство, а также, откровенно симпатизируя творчеству Руслана, очень талантливого и самобытного композитора, с которым, к моему сожалению, мы не были лично знакомы, я с благодарностью принял предложение.
На конкурс поступило 40 задач от 30 авторов (
участники). Приятно, что в конкурсе приняли участие все ведущие проблемисты мира, что способствовало высокому уровню соревнования.
В целом конкурс следует признать весьма успешным, хотя поистине новых находок и прорывов в развитии современных синтезов увидеть не довелось. Из задач, серьезно претендовавших на высокое отличие, исключена задача Г. Мосиашвили ввиду наличия полного предшественника: Е. Пермяков, «Шахматы»(Рига) 1985 г., 5 почётный отзыв (yacpdb.org - id=
249097). Среди оставшихся произведений, достойных быть отмеченными, отличия распределились следующим образом.
8/4p1QK/3p3P/5B2/r2n1kp1/1R4NR/1BN1PP2/2b4q
1 приз - Василий ДЯЧУК (Украина)
После 1.Лb5? грозят два тематических мата 2.Ф:g4#(A)/Kh5#(B), тематическая защита 1…К:f5 опровергает их обе, но находится посторонний мат 2.Л:f5#. Еще 1…Ф:h3 2.C:c1#. Опровержение 1…d5! После 1.Ле3? угроза одна 2.Ф:g4#(A), а на ту же защиту 1…К:f5 следует второй тематический мат 2.Kh5#(B), еще 1…Ф:h3 2.Ле4#, но 1…Фf3! Решает вступление на это же поле другой фигурой 1.Ке3! с угрозой вторым матом 2.Kh5#(B), а на знакомую защиту 1…К:f5 возвращается первый тематический мат 2.Ф:g4#(A) - тема ле Гранд. На защиту 1…Ф:h3 следует новая перемена 2.Кd5#, замыкающая замысел до темы Загоруйко. Еще 1…С:e3 2.fe#.
В задаче представлен сложный комплекс современных идей: синтез тем Барнса и ле Град в форме Загоруйко. Я сам в свое время активно работал над подобными замыслами и знаю, насколько они сложны: задач с такой идеей составлено буквально единицы. Замысел оформлен с присущим автору техническим мастерством. Сам механизм темы ле Гранд не вполне нов, но оригинальность всего синтеза сомнений не вызывает. Явно лучшая задача.
8/b1Q5/B1K1p3/3pP1p1/1p1k1n2/N1NP1p2/1P3P1B/1bR5
2 приз - Драган СТОЙНИЧ / Dragan STOJNIĆ (Сербия)
Засадное положение слона h2 делает очевидным иллюзорную игру 1…К~ 2.Ф:а7#, а вместе с этим и ложные следы. 1.Крd6? - 2.Ф:а7#(А), а на 1…K:d3 следует 2.Каb5#(В) (Ксb5?), опровергает 1…Сb8!; 1.Ле1? - 2.Ф:а7#(А), 1…K:d3 2.Ксb5#(В) (Каb5?), опровергает 1…Сс5! Решает 1.Лd1! с двумя тематическими угрозами 2.Каb5#(В)/Ксb5#(С), а на ход - опровержение этих угроз в предыдущих фазах 1…K:d3 возвращается мат 2.Ф:а7#(А). Еще 1…С:d3 2.Кс2#.
Удвоенное выражение темы ле Гранд в трех фазах на одну защиту с использованием двойной угрозы - комбинация Бурмистрова. Пикантность замыслу придает игра коней на одно поле, а также четкий выбор матующего хода в ложных следах. Комбинация представлена в «первозданном» виде - с двумя угрозами в решении, как это было в задаче-первоткрывателе (С.Бурмистров, «Волгоградская правда», 1987, 1 приз). Но я считаю, что более эстетично было бы представлять решение с одной тематической угрозой, т.к. решение с двумя угрозами выглядит очевиднее и сильнее ложных следов.
1K3RB1/2BP4/2P3P1/4N3/1R1b2P1/Q1P1kp1P/1Nbpprn1/5r2
3 приз - Марьян КОВАЧЕВИЧ / Marjan KOVAČEVIĆ (Сербия)
Задача известного сербского проблемиста совсем из другой оперы. Передаю слово автору.
1.Лe8! - 2.Кec4#, 1…Kрe4 2.Кed3# (2.Кec4? Королевский Шифман, 2.Кe ~??), 1…Kрf4 2.Кf7# (2.Кe ~??), 1…С:c3 2.Сb6# (2.Кed3? вторичный Шифман, 2.Фa7? вторичный Нитвельт), 1…С:e5 2.Фa7# (2.Сb6??).
Задача старомодная, но с элементами темы Шифмана, которую Руслан весьма успешно исследовал» (автор)
1r5q/2R5/3pP1B1/Q7/3k3p/B7/K4P2/8
4 приз - Виталий КВЯТКОВСКИЙ (Украина)
1…d5 2.Фc3#, 1…Фe5 2.Фd2#; 1.Лc5? - 2.Фc3#/Фd2#, 1…dc 2.Ф:c5#, 1…Лb4 2.Ф:b4#, 1…Лb3!; 1.Фf5! - 2.Фe4#, 1…d5 2.Фf4#, 1…Фe5 2.Фd3#.
Весьма любопытный мередит на тему Руденко в трех фазах. Произвольная перемена второй фазы органично соединена с иллюзорной игрой через двойную тематическую угрозу. В решении проходит простая перемена матов по отношению к начальной игре.
6b1/4KB2/4N2R/2ppQp2/Ppk1qRNr/1p1p3r/PP1P4/8
5 приз - Вячеслав ПИЛЬЧЕНКО (Россия) и Павел МУРАШЕВ (Россия)
1.Кf6? - 2.Ф:d5#, 1…Л:f4! (развязывается черный ферзь); 1.Kрd6? - 2.Ф:d5#, 1…Ф:f4! (связывается белый ферзь); 1.Кd4! - 2.ab# (развязывается черный ферзь и связывается белый), 1…Ф:d4 2.Ф:d5# (самосвязывание и развязывание). Еще 1…cd 2.Лc6#, 1…Ф:e5+ 2.К:e5#, 1…ba 2.b3#.
Двойной полный каприз: вступительный ход создает именно те слабости для белых, с помощью которых черные опровергали попытки. Защищаясь, черные вынуждены поступить строго в обратном ключе, допуская появление тематического мата. Формально с сюжетной точки зрения все хорошо и, возможно, даже рекордно. Но, при этом, к сожалению, не удалось добиться чисто игровой эстетики: обилие взятий удручает.
8/8/5Kn1/1pPR4/Q1bpkN2/3Nb1Pn/4R1P1/8
Специальный приз - Виктор ЧЕПИЖНЫЙ (Россия) и Валерий ШАНЬШИН (Россия)
1.Фc2? - 2.Кf2#(A), 1…Кg:f4(a) 2.Лe5#(B), 1…С:d3 2.Ф:d3#, 1…Кh:f4!(b); 1.Фa8? - 2.Лe5#(B), 1…Кh:f4(b) 2.Кf2#(A), 1…С:d5(c) 2.Ф:d5#, 1…Кg:f4!(a); 1.Кe6! - 2.Л:d4#, 1…Kр:d3 2.Фc2#, 1…Kр:d5 2.Фa8#, 1…С:d5(c) 2.Ф:d4#.
«В ложной игре чёрные защищаются и опровергают при помощи предоставления своему королю свободных полей d5 или d3. В решении белые сами предоставляют эти поля чёрному королю (каприз). В двух фазах синтез темы псевдо Ле Гранд с двойным парадоксом Домбровскиса. Трансформация вступительных ходов этих фаз в маты вариантов решения» (авторы)
От себя добавлю, что при всем богатстве содержания, описанного авторами, механизм задачи и почти все элементы игры совпадают с более ранним произведением, о котором оба соавтора не могли не знать (А. Слесаренко, В. Шаньшин, Фестиваль Одесса 1988, ТК, 1 приз). Достаточно ли нововведений в ложных следах, чтобы считать задачу полностью самостоятельной? Не уверен. Поэтому и специальное отличие за развитие.
8/8/8/1B4Q1/1K2k3/6P1/8/8
Специальный приз за малютку - Вячеслав ПИЛЬЧЕНКО (Россия)
1.Kрc4? - 2.Фf4#(A)/Сc6#(B), 1…Kрf3!; 1.Сc4? - 2.Фf4#(A), 1…Kрf3!(a); 1.Сf1? zz 1…Kрf3(a) 2.Фf4#(A), 1…Kрd4!; 1.Фf6! zz 1…Kрe3 2.Фf4#(A), 1…Kрd5 2.Сc6#(B).
Малютка с многофазной переменой игры и функций ходов.
1r1QR3/1P1B3K/N1NP2p1/p2kB2p/1p6/1nbP4/4PP2/2R4q
1 почетный отзыв - Павел МУРАШЕВ (Россия)
1.Фb6? - 2.Кс7#(A)/Сe6#(B), 1…С:e5(a) 2.Кe7#(C), 1…Л:b7!; 1.Лe6? - 2.Кe7#(C), 1…С:e5(a) 2.Кc7#(A) (2.Сe6?B), 1…Фh4! Решение 1.f4! - 2.Кe7#(C), 1…С:e5(a) 2.Сe6#(B) (2.Кc7?A). Еще 1…Фh4 2.e4# (1.Фg5? - 2.Кe7#, 1…С:e5(a) 2.Ф:e5#, 1…Л:e8!)
Комбинация Бурмистрова. В отличие от задачи, отмеченной 2 призом, тематический вариант решения готов вначале, что существенно снижает тематическую ценность произведения. Наличие дополнительной фазы с малоэстетичным вариантом перемены не может сильно повлиять на оценку задачи.
8/2N2N1K/3Pp2p/4PkpB/Q1n3Rp/4n2r/qp6/1b2R3
2 почетный отзыв - Василий МАРКОВЦИЙ (Чехия - Украина)
1.Фd1? - 2.Сg6#(A), 1…К:g4(b) 2.Ф:g4#, 1…К:e5!(a); 1.Фb5? - 2.К:h6#(B), 1…К:e5(a) 2.Ф:e5#, 1…К:g4!(b); 1.Кd5! - 2.Кe7#, 1…К:e5(a) 2.К:h6#(B), 1…К:g4(b) 2.Сg6#(A). Еще 1…ed 2.Фd7#, 1…К:d5 2.К:h6#.
Синтез тем Домбровсиса в форме защит и Ханнелиуса в форме опровержений. Исполнено все хорошо, но к сожалению, по современным меркам недостаточно для призового отличия.
Автор приводит иллюзорную игру 1…Кc~ 2.Сg6#(A), 1…К:e5!(a), 1…Кe~ 2.К:h6#(B), 1…К:g4!(b), что по его мнению добавляет к содержанию еще и тему Ханнелиуса по отношению к иллюзорной вторичной угрозе. Возможно так, но по моему личному мнению сомнительно, т.к. иллюзорная игра нигде не проявляется, и самое главное, не разрушается вступительным ходом.
1b2N3/1p6/4Pp1n/3Bk3/3pPp1P/7Q/1n2NP1P/4B1K1
3 почетный отзыв - Золтан ЛАБАИ / Zoltán LABAI (Словакия)
1…d3 2.Сc3#(A), 1…f3 2.Фg3#(B); 1.К:d4? - 2.Кf3#, 1…Kр:d4 2.Фc3#(C), 1…f3!; 1.К:f4? - 2.Кg6#, 1…Kр:f4 2.Фg3#(B), 1…d3!; 1.Сc3?(A) - 2.С:d4#, 1…dc 2.Ф:c3#(C), 1…Кf5 2.Ф:f5#, 1…Сa7!; 1.Фc3?(C) - 2.Ф:d4#, 1…dc 2.С:c3#(A), 1…Сa7 2.Фc7#, 1…Кf5!; 1.Фg3?(B) - 2.Ф:f4#, 1…fg 2.f4#(D), 1…Кd3! Решение 1.Фe3! - 2.Ф:d4#/Ф:f4#, 1…de 2.Сc3#(A), 1…fe 2.f4#(D).
Многофазная перемена игры и функций ходов. Формально богато, но мало тактически насыщенно и как-то скучно.
3N1b2/P6B/1R1pp3/1p1kP3/rP4P1/nP1NPn1r/6QP/2K5
4 почетный отзыв - Сергей ХАЧАТУРОВ (Россия)
Иллюзорная игра 1…Л:b4 2.a8Ф#, 1…Сh6 2.Л:d6# подчеркивается тематической попыткой 1.Фb2? - 2.e4#(A)/Кf4#(B), 1…Л:h7!; 1.Кc6? - 2.e4#(A)/Кf4#(B), 1…Л:b4 2.Кc:b4#, 1…Сh6 2. Кe7#, 1…Л:h7 2.Ф:f3#, 1…de! Решает 1.Фc2! - 2.Фc6#, 1…Кd4 2.e4#(A), 1…К:e5 2.Кf4#(B). Еще 1…К:c2 2.Л:b5#.
Трехфазный выбор игры в форме Руденко. Недостаток - иллюзорная игра после вступительного хода никуда не делась, хотя ходы из нее и не защищают от угрозы, что говорит об отсутствии механизма перемены.
Похвальные отзывы на равных ( в порядке поступления задач на конкурс )
4R3/3P1P2/4Bp2/K1BR1N2/p7/5r2/b1QNkp2/r3bq1n
Похвальный отзыв - Анатолий ВАСИЛЕНКО (Украина)
1…Лe3 2.Кd4#, 1…Л:f5 2.С:f5#; 1.Кe3? - 2.Фd3#, 1…Л:e3 2.Сg4#, 1…Сc4 2.Ф:c4#, 1…Сb1 2.Фd1#, 1…С:d5!; 1.Лd3! - 2.Кd4#, 1…Л:f5 2.Лe3#, 1…Л:d3 2.Сc4#, 1…Сxd2+ 2.Ф:d2#.
Разнофазная перемена матов с геометрическим элементами в игре сторон.
4k3/3ppN2/3PP1N1/7p/nK3RP1/4ppb1/3pr3/7Q
Похвальный отзыв - Федор КАПУСТИН (Украина)
1…f2 2.Фa8#, 1…hg 2.Фh8#; 1.Ф:f3? - 2.Фa8#, 1…de 2.Фc6#, 1…Кb6!; 1.Ф:h5? - 2.Фh8#, 1…de 2.Фb5#, 1…Лh2!; 1.Фa1! - 2.Фh8#, 1…Кc3/Кb2 2.Фa8#, 1…de 2.Ф:a4#.
Задача с любопытными геометрическими мотивами (ферзь побывал во всех четырех углах) и переменой матов на одну защиту.
8/b2B4/3p4/2k3r1/1R1R4/8/3rQ1p1/5bK1
Похвальный отзыв - Виталий КВЯТКОВСКИЙ (Украина)
1…Лd5(a) 2.Лdc4#(A), 1…Л:d4(b) 2.Лb5#(B); 1.Фe4! - 2.Фc6#, 1…d5 2.Фe7#, 1…Лd5(a) 2.Ф:d5#, 1…Л:d4(b) 2.Ф:d4#, 1…Сc4 2.Лd:c4#(A), 1…Сb5 2.Л:b5#(B).
Полная форма темы Рухлиса в мередите. Увы, иллюзорная игра несравненно интереснее решения.
8/Bbp1r3/R2p2p1/2P1p3/3R3P/2NB4/1KNp1kpP/3Q4
Похвальный отзыв - Николай НЕПТАЕВ (Россия)
1.Лd~? - 2.c6#, 1…e4! (2.Лf4?); 1.Лe4? 1…c6! (2.Кe4?); 1.Лd:d6? 1…Сc6! (2.cd?); (1.Лa1? - 2.Фe2#, 1…ed!) 1.Лg4! - 2.c6#, 1…e4 2.Лf4#, 1…c6 2.Кe4#, 1…Сc6 2.cd#, 1…d5 2.Лf6#, 1…dc 2.С:c5#.
Белая коррекция.
Таковы итоги конкурса. Выражаю огромную благодарность всем авторам, приславшим произведения на конкурс, желаю всем больших творческих удач и новых находок.