всякое внутреннее исследование (ценности, осознанности и модели самовосприятия)

Feb 11, 2017 19:45

    Изменение антагонично статичности по определению. По множеству очевидных и не очень причин, перемены мной всегда воспринимаются положительно, Витально. В то время как, о стабильности и статичности я думаю нелестно.

Наверное, одной из таких причин положительного отношения к изменениям было то, что мне посчастливилось застать времена перемен, которых  “требовали наши сердца”. В тот момент я только-только вышел из детства, чтобы стать частью трансформирующегося общества, и умудриться их пережить его без травмирующего опыта.

Наверное, к этим двум категориям (изменению и статичности) мне следовало бы убрать оценочное отношение и наделить вязкую статичность хотя бы нейтральным отношением, считая её также необходимым условием Жизни (или эволюции).

Продолжаю тему изменений уже на личностном уровне.

Когда-то я занимался тем, что рассматривал себя или окружающих не как человека в данный момент времени, а воображал, например, его, как продолженный континиум ребёнка-мальчика-юношу-мужчину. Напоминал себе, что и он тоже, несмотря на его, например, явно незавидные ценности или модели поведения,  “родом из детства”. Или воображал его в старости. Такая практика даёт возможность хотя бы проявить к человеку больше теплоты, даёт глубокие отношения. Впрочем, воображение - штука, при отсутствии развитой интуиции, приводит к надуманности.

Рядом с этим следует упомянуть о специализированной личностной практике работы с “внутренним ребёнком”: Поиск самого себя в детстве, принятие и любовное отношение к самому себе в детстве, в те тяжелые ситуации, которые случались. Это практика, как говорят, снимает травматику и обусловленности.

Травматика и обусловленности. Тот, кто имеет время и интенцию на рефлексию, понемногу начинает понимать те программы, которые были сформированы в личности в процессе жизни. И которые во многом и определяют нас, по которым мы, не замечая этого или замечая это, бегаем (наши привычки, программы, модели реагирования, ценности и т.п.).

Несогласие быть обусловленным и ценность свободы в какой-то момент жизни привело меня к ценности Спонтанности. Спонтанного (в смысле небусловленого прошлым, а прочувствованного) действия из момента. Методов развития спонтанности я тогда не знал, разве что использовал телесно-ориентированную терапию. Сейчас я думаю, что без когнитивного (осознанного) понимания своих обусловленностей, спонтанность была во многом всё-таки обусловленным реагированием.

Затем в мою жизнь вошла ценность Осознанности. Осознанность я понимаю максимально широко (от внимательности к телесным ощущениям и психическим реакциям до осознанности жизненных целей).

Осознанность не то, чтобы отрицает пошлое или будущее - если мы говорим про рефлексию или целеполагание - то нет. Но смещает фокус внимания на настоящее. А уж если мы говорим о Внимательности к мыслям и ощущениям, то тогда мы уже целиком находится настоящем моменте.

Осознанность полезна на разных уровнях. На психологическом и экзистенциальном она помогает при помощи интеллектуальных усилий находить обусловленности. Рассматривать себя как непрерывный психологический процесс, как вечно меняющуюся личность, в которую можно на ходу вносить коррективы. Это уровень понимания себя как процесса. Или изменяющейся личности. Отношение к себе как к творческому процессу. “Я сейчас - не есть я 10 лет назад”. Потому что изменились интересы, формы времяпрепровождения, направления реализации, друзья, отношения к чему-либо, обусловленности и даже, некоторые ценности и т.п.

Ловля эмоциональных триггерных ситуаций, наблюдение за обусловленностями оформлена в разных специализированных техниках. Огромное поля для работы для всех нас, психологически безграмотных - кто психологических курсов не кончал, тренингов не проходил и к психологам на приёмы не попадал.

Для описания этого “я” мне нравится метафора информационного вихря, устойчивого в силу своей природы. Некоего потока, имеющего устойчивость. Или сосуществующих одновременно потоков различных программ. Кармисты в этой метафоре увидят и при помощи неё объяснят необходимость перерождения (если вихрь какой-то сильной идеи остался - он не может рассосаться сам по себе исчезнуть - он требует реализации и воплощения в новом теле). Психологи - ситуации “залипания” в эмоциях или мыслях. Осознавание того, что происходит в уме, позволяет убрать энергию из этого вихря. “Не придавить” неприятную мысль, а плавно убрать энергию из её информационного вихря может быть весьма полезно. Но этому надо научиться.

Про осознанность на экзистенциальном уровне лишь упомяну, но пропущу - тут всё понятно.

Следующий уровень отношения к реальности и восприятия самого себя лежит в пространстве понимания “я” всего лишь как “снэпшота программа, работающих в текущий момент процессоре”.  Суть этого понимания в том, чтобы уже не воспринимать себя как процесс, а раздробить его, воспринимать себя лишь как текущий момент внимательности. То “я” которое было минуту назад, или день, или 10 лет - это лишь разные, независимые информационные слепки. Обычно мы так про себя не думаем, наше восприятие самих себя в разные моменты времени “цементирует” эти “я” в один поток.

И “я-личность-процесс” и “я - снэпшот” - это те “я”, к которым мы возвращается каждый раз, когда просыпаемся, или когда выходим из состояния “внешнего мышления” (когда забываем себя и находимся в мышлении над внешними по отношению к человеку идеями). Говорят, что Внимание (наша более глубокая суть) вновь и вновь направляется в этот информационный поток вследствие непрерывности этого потока. И одни говорят, что если уж разорвать эту непрерывность… А другие, делающие трансцендентальные трипы, говорят о том, что всё равно вновь и вновь после трипов они возвращаются к осознаванию себя как этого “я”. Это какая-то устойчивая точка сборка всей системы.

В моей практике в “я-личность-процесс” я нахожусь в основном вполне осознанно и возвращаюсь в эту парадигму постоянно. Прочувствовать “я - снэпшот” удаётся вспышечно, хотя концептуально тут всё понятно. Ещё мне кажется, что между “я-личность-процесс” как я его описал и “я - снэпшот” можно определить словами ещё промежуточный уровень.
Если идти ещё глубже, буддисты предложат человеку найти начало любого “я”. Или конец. Объявят “я” зависимым и логически из этой зависимости (см. буддийская логика) выведут его преходящую природу. Они предложат концепция того, что любое “я”, как бы ты его не определял, - лишь один из феноменов (ярлыков), которыми оперирует ум. А в основе ума лежит Памятования (mindfulness). Буддисты не догматики - они предложат вам как самим проверить логику выведения феномена “я”, так и обратиться к своему опыту как к самому важному критерию истинности. Тут вводится понятие Пустотности. На этих уровнях всё то можно как абстрактно представить, так и прочувствовать. Представлять можно по разному и с разной глубиной. Что-то осознать получится достаточно легко.

Такое понимание самого себя тоже может быть полезным на бытовом уровне. По крайней мере, снижается эгоистичность. “Всё проходит, и это тоже пройдёт”.

Дальнейший шаг - недвойственное мышление. Адвайта-веданта или тот же буддизм предложат идею того, что раз это “я” существует зависимо, то надо изучать его основу - процесса Памятования. Предложат красивую идею выхода из дуальности “наблюдатель-объект”, идею того, что вы даже не то, чтобы этот процесс, вы, скорее то, что этот процесс делает возможным (вы - что-то несубъектны).

Пока для меня это - “потолок” понимания и некоторого прочувствования многомерности самого себя (от “я” как части общества, “я - как деятеля”, до недвойственного отсутствия я, где есть просто “есть”).

Если вернуться чуть назад, само “я-личность-процесс-процесс” (то есть как меняющуюся личность) и “как снэпшот” тоже можно раскладывать на логические составляющие. Я - как процесс можно разделять на субличности и исследовать. Это - опять-таки область психологической работы.

“Я как снэпшот” интересно рассматривать через детализацию процесса восприятия (разделения этого процесса на разные стадии от поступления импульса до выставление оценки и реагирования). Или, например, люди, в ходе практики переживающие процессы “истончения я” имеют удивительный опыт, когда разотождествляют понимания себя как, например, наблюдающего и делающего.

Меня завораживает многомерность восприятия самого себя.

При наличии свободного времени и желания, на разных уровнях этой многомерности можно, как минимум, исследовать самого себя. Какие-то части изменчивы и это хорошо видно. Они не являются центром меня не в силу того, что изменчивы, а потому что они лишь узкие полоски в моей многомерности. Но сказать, что “я - снэпшот” это бОлее я, чем “я-личность-процесс” было бы неверное, если в самоидентификации я больше нахожусь со вторым. Да, возможно, “я - снэпшот” более базисное и глубокое, но я же бОльше и то, куда бОльше направлено моё внимание.

В ходе жизни, в восприятии себя как “я - личность” мне интересно, и немного даже как-то … приятно волнительно (?),  что многое из того что со мной было в этой жизни теперь стало далёким сном. Стали сном многие мои дружеские и любовные отношения. Из некоторых путешествий я блекло помню только отдельные моменты. Наверное, в моём стремлении отказаться от власти прошлого, в какой-то момент я оставил фотографирование, как процесс запечатлевания. Идеи, которыми я жил и в которые вкладывал энергию, сворачиваются до ценностных установок. Приходят и уходят жизненные цели или сверхцели. Может, это и потому что память понемногу слабеет из-за информационной перегрузки. Тем не менее. Моментного становится больше.

Продолжая Моментность: Общественные установки общества, в котором я живу, из длинного путешествия в иной точке мира становятся призрачными тенями бессильных горгулий. Мои социальные роли легко также растворяются за время путешествий. В оседлой жизни мои дружеские связи истончаются в чехарде несовместных событий. Люди, путешествующие годами говорят о размывании даже семейных связей. Да-да, человек может со стороны восприниматься как пластичная скотинка. Кто-то в путешествиях доходил до восприятия себя-личности лишь как процесса дыхания. Всё остальное - поотваливалось. Это очень интересные переживания.

Процесс отшелушивания, ослабления “я”, иногда пугал моё бессознательное. Тогда оно пыталось схватиться хоть за какую-то одну важную социальную функцию или ценность, усиливая её значимость. Но ценность деконструкции не только в поиске истинности, но и в возможности пересборки своих целей, социальных ролей и даже ценностей. Вот и сейчас в   процессе текущей пересборки “я-личность-процесс” вновь отвалились цели и смыслы. Мне кажется, что и некоторые мои ценности сейчас теряют важность, может, некоторые просто логически группируются. Надо что-то перепринимать.
Программы и обусловленности возятся в путешествиях с собой (с ними всегда возня). Зато как раз в путешествиях на их и находится время и нерутинная свежесть. В область пересмотра обусловленностей сейчас мне хочется, пусть даже и вне путешествий, но, уже вооружённого психотехниками, нырнуть вновь.

Некоторые программы “внешнего реагирования” надо пересматривать в триггирующем социуме - на випассана ретритах или в путешествиях для них может просто не возникнуть почвы. Но при этом в обыденной жизни надо закладывать на их пересмотр время и желание.

Бесконечнодлинннная Випассана даёт многое, например, возможность исследовать процесс восприятия.

Возвращаясь к началу, в моём предпочтении ценности Изменения перед Стабильностью, мне хочется лёгкости, упрощения, чистоты, меньшей обусловленности, большей осознанности. Волнительной лёгкости бытия.

Previous post Next post
Up