Прочитав название "Я была первой", о чем вы подумаете? Что первое приходит вам в голову?
Я провела скромный опрос родственников (правда женщин только), мужчины слиняли куда-то все с утра? Сегодня праздник, что ли? Вечером допишу про мужчин... (P.S. "Мои" женщины растрепали своим мужчинам о моем звонке раньше, чем я снова им позвонила, поэтому нарушена чистота эксперимента и мужчины со своими ответами пролетают.)
Дети, т.е до 20 лет, сразу сказали про первые места в олимпиадах, конкурсах и спорте.
От 30 - 40, и я в том числе, про первую любовь, красивую женщину.
Дети после 60ти - про жуткие очереди СССРа. Мне даже прокричали в трубку телефона жутким голосом, пародируя запомнившуюся тетю "Я здесь стоЯла!"
Но дело, наверняка, не в возрасте.
Теперь, о книге:
Лоран Бонелли (директор популярного книжного магазина в Париже) сказал, цитирую, что Панколь "очень-очень хорошо пишет о нас ... мужчинах!!!" Ему виднее!
От себя могу добавить, что не только о мужчинах. Развязка книги подтвердила это. Это всего лишь фишка, мужская фишка. Мужчина идет дальше, перешагнув, пока главная героиня раскачивается, копаясь в себе, собственных комплексах и обидах. Она цепляется за последний вагон. Поезд уходит, ведь он уже снова на полном ходу, а она стоит на платформе и ждет. Чего? А это женская фишка.
А Он, выскочив на станции за минералкой и, вернувшись, не находит своего вагона. Что он делает? Вскакивает в первый же поезд, идущий в Столицу!
И глубоко не надо! Легче, лече! Но если, для того, чтобы стало легче надо перетрясти всю свою жизнь, жизнь матери и отца, бабки и деда, то сделайте это как можно раньше и не ждите, как мой давнийшний приятель двадцать лет! Простите всех за нелюбовь или любовь сверх меры!
И главное: я еще раз убедилась в том, что важно не то, ЧТО ты описываешь, а КАК.
"Ты побежал к такси, которое замедлив ход, остановилось чуть поодаль. Ты побежал, чтобы не упустить его. Я не спеша последовала за тобой. Торопиться мне не хотелось. Ты сорвался с места, и я видела как ты бежишь. Твоя черная куртка развевалась на ветру, черные макасины тяжело шлепали по асфальту. Ты бежал неуклюже, держа под мышкой мою книгу.
Я смотрела тебе вслед и вдруг увидела ее. Я увидела неловкую женщину, стесненную в движениях. Одутловатую немолодую женщину, которая бежит, запыхавшись от собственного веса, закутанная в неудобное, слишком толстое пальто, обутая в громоздкие тесные туфли. У нее были широкие бедра, огромные ноги в непрозрачных чулках..." - уже почему-то неприятно, да? - "...сев в такси, я поняла, что попала в плен, стала вашей с нею заложницей. Она сидела здесь же, между тобой и мной... Она перевела дыхание, и обмахиваясь платком, одну за другой расстегнула пуговицы пальто, провела рукой по мышками..." - о ужас, как можно ждать его на платформе? - "...пригладила волосы, сообщила таксисту мой адрес. Потом она повернулась, и смерив меня взглядом, невозмутимо прошептала мне на ухо: "Я была первой, барышня!"