Во время нашего перехода на парусном катамаране Lipari, мне удалось попрактиковаться в швартовке.
Сначала научился привязывать кранцы - это такие буи-подкладки, которые не позволяют ободрать борт о пристань. Вязать их нужно таким узлом:
Этот узел удобен тем, что легко скользит, позволяя отрегулировать высоту кранца относительно борта, т.к. причалы везде разные по высоте.
При кормовой швартовке обычно используются муринги. Это тросы, прочно закрепленные на дне:
Чтобы достать муринг со дна, нужно подцепить связанную с ним и покрытую слоем ила веревку на причале и протянуть ее вдоль борта, пока не появится муринг.
Порядок действий полностью зависит от направления ветра. Если ветер с причала - сначала логично привязать корму, потом натянуть муринги. Если ветер на причал - ставим кормовые кранцы и не даем двигателями упереться кормой, привязываем муринги, а потом затягиваем кормовые концы. При этом лодка не должна упираться вплотную в берег.
Разве что когда встаем на 10 минут на заправку - здесь можно встать и плотнее:
Когда ветер боковой - сложнее всего, потому что его нельзя просто скомпенсировать двигателями. В этом случае иногда можно опереться о соседнюю лодку и сразу натягивать противоположный кормовой конец и муринг. Многое зависит от ситуации, от количества помощников на борту. Если возможно с четырех углов сделать все быстро и одновременно, то одна тактика, а если только 2 человека, один из которых за рулем, то другая.
Рулежка на катамаране при швартовке производится только двигателями, штурвал при этом обязательно фиксируется в нейтральном положении. Можно разворачиваться, крутиться на месте, включая один двигатель вперед, а другой - на реверс. Можно также немного подруливать, задавая разные обороты двигателям. Например, при движении вперед, если правому двигателю дать больше газа, катамаран начнет принимать влево. А если нужно подойти к причалу, а встать к нему правым бортом, то можно задать вращение, ненадолго включив левый двигатель на реверс, а правый в нейтраль. Катамаран разворачивается к причалу бортом и по инерции еще движется несколько метров боком. Конечно, это все делается плавно и на очень малых скоростях.
После швартовки обычно ставятся шпринги по диагонали - это длинные тросы, натянутые, как правило, по диагонали или заведенные на дальние утки. При этом короткие концы прослабляются. Шпринги из-за своей длины пружинят и тем самым смягчают рывки при волнении или порывах ветра.
Вообще, у яхтсменов принято помогать с причала соседям при швартовке, особенно в сложных условиях. При этом можно еще поболтать, рассказать о своем маршруте, откуда сами, откуда пришли и куда направляемся.
PS. Все, что я здесь написал, основано только на моем личном опыте за 40 дней перехода Тенерифе - Гибралтар - Сицилия - Черногория. До этого теорию швартовки не изучал. Так что пишу по памяти, снабжая картинками с сайтов. А первое и последнее фото с катамараном - это швартовался я. Первый опыт, так сказать.