Визуализация трех контуров адаптивного двигателя XA100
GE Aviation
Американская компания GE Aviation завершило техническое проектирование перспективного адаптивного турбореактивного авиационного двигателя XA100. Как сообщает Defense Aerospace, техническое проектирование двигателя заняло почти два года; оно велось совместно со специалистами ВВС США. На основе разработанной документации будет собран и испытан полноразмерный адаптивный двигатель.
Техническое проектирование является одним из важнейших этапов в создании техники. Он предполагает создание конструкторской документации на изделие и окончательное формирование списка конструкторских решений, которые в нем будут использованы. Завершение этого этапа позволяет создавать полноценные технические изделия и проводить их испытания.
Сборка отдельных узлов полноразмерного двигателя XA100 ведется компанией GE Aviation с сентября 2018 года. Как ожидается, испытания отдельных узлов двигателя завершатся до конца текущего года, а проверки полностью собранной силовой установки начнутся в будущем году.
В отличие от современных турбореактивных двигателей, устанавливаемых на некоторые боевые самолеты, адаптивный двигатель получит три контура: внутренний контур, состоящий из газогенератора и сопловой части, и два внешних контура.
При полете на дозвуковой скорости третий воздушный контур будет открыт, и двигатель будет работать практически как турбовентиляторная силовая установка с большой степенью двухконтурности. В таком режиме силовая установка будет иметь несколько бо́льшую тягу и существенно меньшее потребление топлива.
При полете на сверхзвуковой скорости третий контур будет закрываться полностью, а объем воздуха, проходящего через второй контур, будет немного уменьшаться. По предварительной оценке разработчиков, топливная экономичность адаптивного двигателя по сравнению с F135 будет выше на 25 процентов, диапазон рабочих режимов - на 30 процентов, а тяга - на 10 процентов.
Помимо GE Aviation разработкой адаптивного двигателя занимается американская компания Pratt & Whitney. Ее силовая установка получила обозначение XA101. Первые образцы двигателей GE Aviation и Pratt & Whitney смогут развивать тягу до 200 килоньютонов. Для сравнения, максимальная тяга двигателя F135 истребителя F-35 Lightning II составляет 125 килоньютонов и 191 килоньютон в режиме форсажа.
Перспективные адаптивные двигатели разрабатываются для замены обычных силовых установок самых разных классов летательных аппаратов: транспортных самолетов, истребителей, самолетов-заправщиков, бомбардировщиков. Первыми адаптивные двигатели должны будут получить истребители F-35.
Василий Сычёв