Жорж Ипсиланти: «Я тоскую по Родине»

Dec 21, 2017 12:51

Измаил является малой родиной многих выдающихся личностей. Среди них в истории мировой культуры видное место занимал и Жорж Ипсиланти - известный музыкант и композитор, импресарио русской эмигрантской эстрады ХХ века.



Жорик Ипсиланти

Более тринадцати лет он аккомпанировал Петру Лещенко на его сольных концертах, был дирижёром в оркестре знаменитого певца. Однако Ипсиланти известен не только этим. Он является автором многих лирических танго. Среди них особую популярность имели "Вернись", "Два сердца" и др. Он же, предположительно, являлся и создателем песни "Здесь под небом чужим". В 1944 году Ипсиланти сочинил романс-танго "Письмо из Румынии", который Лещенко всегда исполнял под названием "Я тоскую по Родине".
Жорж Ипсиланти родился в греческой семье в Измаиле в 1906 году. Воспитывали его в строгости. Отец приучал сыновей к спорту, наказывал за провинности. Жорж рос смелым, физически крепким, мог постоять за себя и за брата. В семь лет отец заставлял его переплывать Дунай, а если мальчик не справлялся с заданием и возвращался с середины, то оставался без обеда.
Георгий и его младший брат Михаил не раз слышали от родителей, что Ипсиланти - знатный греческий род. Сыновья ни на минуту не должны были забывать, что они - потомки прославленного князя Александра Ипсиланти, генерал-майора русской армии, участника Отечественной войны 1812 года, лидера восстания против Османского ига в Бессарабии.
С детских лет братья Ипсиланти увлекались музыкой. Отец не возражал и сам благословил Жоржа на поступление в Одесскую консерваторию. Окончив её по классу фортепиано, в 1932 году юноша переехал в Бухарест, где работал аккомпаниатором в «Pavilion Rusa» («Русском павильоне»). Кроме фортепиано, он играл на гитаре, аккордеоне и был первоклассным балалаечником. Его коронным номером был ноктюрн Шопена на балалайке. К тому же Жорж неплохо пел.
Пётр Лещенко, певец и владелец ресторана, чье имя тогда уже было на слуху не только в Румынии, не мог не заметить такого таланта. Ипсиланти получает от Лещенко предложение поработать в его оркестре в ресторане «La Lescenco». Позже в оркестре с ним стал играть на гитаре брат Михаил.
Первой женой Жоржа стала певица Алла Баянова. Свидетелями на их бракосочетании были Петр Лещенко и его супруга, известная танцовщица Зинаида Закит.



Алла Баянова впоследствии долгие десятилетия была живой легендой русского романса, шансона и музыкальной культуры декаданса. Семья Аллы, выброшенная революцией за границу, металась по европейским столицам - Берлин, Париж, Белград, Афины и, наконец, Бухарест. Здесь судьбы Аллы и Жоржа слились в одну. Воспоминания певицы, написанные уже после её возвращения в СССР в 1989 году, легли в основу книги музыкального критика А.Гиммерверта.
…В первый день работы в «Русском павильоне» к Алле подошёл невысокий крепыш и назвался Жоржем Ипсиланти - именем, ей не знакомым. Алла посмотрела на него холодно, свысока - дескать, что ещё за личность такая? Ранняя молодость - время самоуверенности. Алла была избалована вниманием к ней мужчин (как хороша!), женщин (как талантлива!), владельцев ресторанов и кабаре (как талантлива и как хороша!).
У Жоржа было лицо простого парня с городских окраин, и он не собирался говорить ей комплименты. Молодой человек молча сел за рояль и вопросительно посмотрел на Аллу: «С чего начнём?». Она ответила небрежно: «Вы знаете романс «Искорки пожара»? И подумала: откуда ему знать? Но услышала ответ, которым была озадачена: «Вы поете его в соль миноре?». «Да, конечно». «Тогда, пожалуйста. Начнём». Он сел к роялю и взял первые аккорды. Алла была поражена. Она почти автоматически раскрывала рот.
«У нас завязался роман, которому воспротивились мои родители. Они считали, что это мезальянс, что Жорж мне не подходит. Он был из простой семьи, а я - из дворянской, и родители этим очень гордились. Они мечтали выдать меня за лорда или, на худой конец, за пэра... Но мы все равно поженились! Свадьба была для меня «горькой», потому что мои близкие не пришли. Я всё помню, как сейчас: мы расписались, потом пошли домой к Петру Лещенко. С наслаждением ели селедку с картошкой, маслом и луком, пили водку. Я рыдала, слёзы катились ручьем. Жорж меня обнимал, целовал, ласкал, приговаривая: «Что же ты плачешь в такой день? Разве ты не любишь меня? Ты не рада, что я стал твоим мужем?». И мы быстро развеселились, ведь в молодые годы долго не грустят. Наше счастье длилось пять лет. Даже мои родители смирились»,- рассказывала позже Алла Баянова. Они были мужем и женой с 1931 по 1938 год (по другим данным - с 1934 по 1941), но затем расстались.
В 1942 году Жорж Ипсиланти женился на певице Мии Побер, которая с 1944 года стала первой исполнительницей многих песен маэстро. Второй брак Ипсиланти оказался куда более счастливым. Возможно, Жорж по-прежнему любил Аллу. И уж абсолютно точно, что та всю жизнь помнила Жоржа (признание самой Баяновой). Он был в её жизни первой настоящей большой любовью.
После войны политическая обстановка изменилась. В 1948 году Ипсиланти с женой Мией и братом покинули прокоммунистическую Румынию, опасаясь репрессий. Сначала они оказались в Бейруте. Затем была Аргентина, после чего Ипсиланти окончательно обосновались в Лос-Анджелесe.
Двадцать лет назад, в 1994 году, Жорж Ипсиланти ушёл из жизни. Он похоронен на кладбище Hollywood Forever в Лос-Анджелесе, на бульваре Санта-Моника. Спустя два года умер его брат Михаил, а через несколько лет не стало и жены - Мии Побер. Супругов похоронили в одной могиле.



С певицей Мией Побер музыкант не расставался до конца

Источник

Жорж Ипсиланти, Алла Баянова, Эстрада, Россия, Русская эстрада, Мия Побер, Пётр Лещенко

Previous post Next post
Up